- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемных моментах и перспективах развития оперативно-тактической авиации ВВС Пакистана

Как известно, на вооружении эскадрилий оперативно-тактической авиации ВВС Пакистана находится около 300 истребителей второго и третьего поколения, которые представлены американскими F-16, китайскими J-7 и JF-17, а также французскими «Мираж-3АЕ» и «Мираж-5АЕ». Указанное количество включает только самолеты, сохранившие летную годность. Значительная часть самолетов второго поколения находится на базах хранения и служит источником запчастей.

По оценкам китайских специалистов, ВВС Пакистана расходуют большую часть своего бюджета именно на поддержание летной годности 25 эскадрилий. В этой связи отметим, что большую часть бюджетного финансирования получают Сухопутные войска и Военно-морские силы Пакистана, тогда как Военно-воздушные силы получают денежные средства по остаточному принципу.

Вполне очевидно, что при недостаточном финансировании ВВС Пакистана не обладают возможностями по проведению самостоятельных исследований в вопросе конструирования истребителя следующего поколения. В современной экономической ситуации пакистанские специалисты могут лишь проводить математическое моделирование применения истребителей поколения 4++ или 5 иностранного производства. Для проведения подобных мероприятий необходимо обладать подробными и достоверными тактико-техническими характеристиками, которые возможно получить только благодаря разведывательным мероприятиям специальных служб.

Известно, что пакистанские военные сформировали тактико-технические требования к истребителю следующего (пятого) поколения, хотя национальные ВВС не имеют опыта эксплуатации боевых машин четвертого поколения. В этой связи отметим некоторое «метание» пакистанских военных в вопросе определения окончательного облика перспективного истребителя, который должен успешно противодействовать ВВС Индии, на вооружении которых находятся Су-30МКИ, МиГ-29К и ожидается принятие «Рафаль»-F3R.

Указанные самолеты являются серьезными противниками для самого современного истребителя ВВС Пакистана JF-17  и большинство китайских специалистов отмечают, что данный самолет в модификациях Block I и Block II не в состоянии противостоять боевым машинам российского и французского производства, поскольку обладает наименьшим количество внешних точек подвески.

При  проведении сопоставительного анализа становится очевидным, что JF-17 располагает самым скромным боекомплектом управляемых ракет класса «воздух-воздух». Адекватное применение УР ВВ большой дальности (например «Гром-15») возможно только при наличии современной бортовой радиолокационной станции (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой, позволяющей обнаруживать/отслеживать групповые/ одиночные цели на разных курсах и наводить на них ракеты.

Представляется возможным провести сравнение основных параметров РЛС, установленных на JF-17, Су-30МКИ и «Рафаль» F3R (табл.1).

Таблица 1.

Сравнение тактико-технических характеристик РЛС китайского, российского и французского производства

Характеристика/наименования KLJ-7(V)2 Н011М RBE-2AA
Страна производитель КНР РФ Франция
Масса (кг.) 120 600 170
Кол-во приемо-передатчиков 1000   838
Диаметр антенны (мм) 600 960 535
Дальность обнаружения цели с ЭПР 5кв.м. (км) 130 330 160
Дальность принятия цели на автоматическое сопровождение 110 120-140 150
Кол-во целей сопровождаемых единовременно 10-12 15 40
Кол-во целей обстреливаемых одновременно 4 4 4-6

 

Анализ РЛС показывает, что истребитель JF-17ВВС Пакистана обладает самой легкой РЛС, однако ее возможности ограничены сечением носовой части фюзеляжа, а также мощностью бортового генератора, который обеспечивает электропитание станции. К положительным моментам необходимо отнести то, что РЛС KLJ-7(V)2 равно, как и другие станции позволяет единовременно обстреливать четыре воздушные цели примерно на одинаковом расстоянии.

РЛС китайского производства работает быстрее чем российская Н011М, что обеспечено за счет более производительных процессоров.   При создании станции KLJ-7(V)2 китайские конструкторы ориентировались на возможности таких станций иностранного производства,  как EL/M-2032, 2052 AN/APG-83

Китайские специалисты отмечают, что в составе ВВС Пакистана находится 25 эскадрилий оперативно-тактической авиации, тогда как ВВС Индии  располагают 36 эскадрильями. В условиях численного превосходства индийской стороны официальному Исламабаду необходимо добиться качественного превосходства в авиационной технике.

Аналитики китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что единственным адекватным путем для ВВС Пакистана в вопросе поддержания паритета с ВВС Индии  в воздушном пространстве является планомерное продолжение программы закупки легких истребителей JF-17 Block III, которые будут серьезно отличаться от самолетов двух предыдущих модификаций.

В настоящее время, ВВС Пакистана выполняют программу государственных испытаний двух таких самолетов. Один из самолетов оснащен РЛС  KLJ-7(V)2. Второй истребитель является платформой для проверки возможностей другой станции  — LKF601E.

Подобный анализ фото и видеоматериалов по JF-17 Block III позволяет утверждать, что китайские конструкторы серьезно увеличили долю углеволоконных материалов в корпусе самолета, а именно применили их для изготовления центральной части фюзеляжа, крыла и боковых панелей в районе кабины пилота. Применение композитов позволяет снизить массу самолета, а значить увеличить полезную нагрузку – т.е. разместить более тяжелое вооружение на внешних точках подвески или разместить больше топлива.

Некоторые китайские источники сообщают, что конструкторы JF-17 Block III при содействии коллег, создавших тяжелый истребитель Цзянь-20, пересмотрели компоновку внутреннего объема крыла и задней части корпуса легкой машины и смогли увеличить массу топлива. Кроме того, применение композитов снижает общую радиолокационную заметность самолета – крайне важно в современном воздушном бою.

В дополнение к РЛС KLJ-7(V)2 или LKF601E на истребителях JF-17 Block III будет установлена система обнаружения и наведения, действующая в инфракрасном диапазоне (условное обозначение IRST). Подобное оборудование позволит пилотам истребителей отключить бортовые РЛС и максимально снизить заметность своих самолетов для подразделения радиотехнической разведки противника.

В полной мере реализовать возможности нового бортового оборудования позволит новый летный шлем китайского производства, который создан с учетом передовых разработок ОПК США и Израиля. Новые летные шлемы оснащены встроенным LED-проекторами, демонстрирующими навигационную/полетную/тактическую информацию на визор. При необходимости защиты от ослепляющего солнечного света шлем оснащен дополнительным затемненным визором. Подобные шлемы повышают скорость реакции пилота на изменения тактической обстановки.

В случае отказа проектора пилот сможет использовать проекционный прицел и многофункциональный широкоформатный дисплей. На предыдущих модификациях JF-17 в кабине пилота устанавливали три дисплея, которые раздельно отображали информацию о техническом состоянии самолета, наличии вооружения и т.д.

 

По данным из открытых источников, истребители JF-17 Block III будут оснащены турбореактивными двухконтурные двигателями (ТРДД) с отклоняемым вектором тяги (ОВТ) WS-19 «Хуаншань», которые позволят, как повысить массу полезной нагрузки с 3600 до 4500 кг (возможно размещение более тяжелого вооружения), так и обеспечат увеличение боевого радиуса действия с 800 до 1250 км  без установки подвесных топливных баков (ПТБ). В отношении последних известно, что ВВС Пакистана проводят испытания ПТБ предназначенных для полетов на скоростях более 2 МАХа (уменьшенный диаметр, заостренная форма корпуса).

Технология ОВТ позволит легким истребителям выполнять фигуры высшего пилотажа, которые ранее не были доступны этим машинам. Аналитики ВВС НОАК отмечают, что ТРДД с ОВТ серьезно повышают маневренность легких истребителей, что крайне важно в противостоянии с более тяжелыми истребителями. Вполне вероятно, что модули ОВТ были заимствованы с двигателей WS-10 TVC, которые предназначены для истребителей Цзянь-10С.

Следует отметить, что ранее JF-17 в модификациях  Block I и Block II оснащали двигателями РД-93 и WS-13E, основные показатели которых приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительные ТТХ ТРДД китайского и российского производства в классе тяги до 10000 кгс/см кв.

Характеристика РД-93МА WS-13E «Тайшань экспортный» WS-19 «Хуаншань»
Длина (мм) 4229 4140 4530
Диаметр (мм) 1040 1020 1180
Масса сухая (кг) 1055 1135 (1140) 1100
Компрессор низкого давления (ступеней) 4 4 3
Компрессор высокого давления (ступеней) 9 8 6
Турбина высокого давления 1 1 1
Турбина низкого давления 1 1 1
Тяга на взлетном режиме (кгс/см кв.) 5500 5675 6000
Тяга на форсаже (кгс/см кв.) 8830 8637(8894) 9300 (9500)
Температура газа перед турбиной (К) 1650 (1800) 1650 1800
Степень повышения давления в компрессоре 20-21 23 26
Ресурс до первого ремонта (час) 800 810 1000
Общий ресурс (час) 2100 2100 (2200) 3000
Наличие ОВТ +
Максимально возможная скорость  (МАХа) 2,53 1,8 (2,0) 2,1

По данным из открытых источников, китайским специалистам в целом удалось скопировать российский РД-93МА, которые поставляли именно для JF-17. Стоимость опытно-конструкторских работ составила 900 млн.юаней. Известно, что китайские двигателестроители последовательно создали двигатели WS-13A «Тайшань», WS-13G «Тайшань модернизированный»  и  WS-13E «Тайшань экспортный».

Несовершенство производственных процессов  привело к тому, что WS-13A «Тайшань» работал крайне нестабильно – максимальная тяга на форсаже непредсказуемо изменялась в диапазоне от 8140 до 8630 кгс/см.кв. В процессе решения данного вопроса, а также проблем затрудненного пуска при низких температурах был создан WS-13G «Тайшань модернизированный».

На следующем этапе работ китайским специалистам удалось несколько превзойти российские моторы – был создан WS-13E «Тайшань экспортный», который устанавливают на JF-17 Block II. В отношении данного мотора известно, что лопатки первых трех ступеней компрессора высокого давления зафиксированы в одном положении, тогда как лопатки последующих ступеней позволяют варьировать скорость воздушного потока.

Достоверно известно, что WS-13E «Тайшань экспортный» установлен на два прототипа двухместного истребителя JF-17B. По данным китайских источников, ВВС Пакистана подписали контракт на покупку восьми таких самолетов, которые можно использовать как для подготовки курсантов и переквалификации строевых летчиков с других самолетов. Второе предназначение JF-17B – самолет командира эскадрильи, предназначенный для обеспечения управления действиями подразделения.  В настоящее время предприятия ОПК КНР серийно устанавливают WS-13E на учебно-боевые самолеты JL-9, FTC-2000G, а также на некоторые модели малозаметных разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов.

Именно WS-13E «Тайшань экспортный» стал основной для более мощного и надежного WS-19 «Хуаншань», который в перспективе должен обладать максимальной тягой на форсаже 11000 кгс/см кв. При таком показателе истребитель JF-17 сможет развивать скорость более 2,2 МАХа., а максимальная масса полезной нагрузки может быть увеличена до 5000 кг. Рассматриваемый ТРДД также предназначен для малозаметного легкого истребителя «Цзянь-31».

Подобное увеличение мощности вполне возможно за счет применения специальных керамических напылений, позволяющих снизить температуру лопаток компрессора, однако китайские специалисты проводят эксперименты с конструкцией лопаток, а также пытаются добиться температурной устойчивости за счет применения редкоземельных тугоплавких металлов.  Вполне очевидно, что потребуется дополнительная теплоизоляция двигателя для повышения пожаробезопасности. Следует отметить, что китайские специалисты рассчитывать наносить керамические составы и на сопла ТРДД с целью снижения тепловой заметности самолетов.

Кроме того, профильные предприятия ОПК КНР добились значительного успеха в разработке покрытий, поглощающих радиолокационное излучение от станций вероятного противника.    Следует отметить, что в процессе поэтапной модернизации JF-17 растет конечная стоимость данной боевой машины.

По оценкам китайских специалистов, стоимость истребителя в модификации Block I составляла 16 млн долл. США, а самолет в модификации Block II стал значительно дороже –  стоимость достигла 25 млн  долл. США. С учетом объема проведенных работ по модификации Block III стоимость одного такого самолета должна составить 32 млн долл. США.

При такой тенденции ВВС Пакистана были вынуждены сократить количество приобретаемых    JF-17 Block III до 28 самолетов, тогда  как ранее китайские авиастроители планировали поставить не менее 50 таких машин.

Вполне вероятно, что частично уменьшение объема закупки истребителей в модификации Block III будет компенсировано за счет покупки партии двухместных JF-17B, а также за счет самолетов тактической радиоэлектронной борьбы под обозначением JF-17D. Такие самолеты будут комплектовать новыми подвесными сменными контейнерными системами постановки помех серии KG, которые предназначены как для противодействия управляемым ракетам класса «воздух-воздух», так и для борьбы с зенитно-ракетными комплексами ПВО.

Концепцию JF-17D китайские специалисты позаимствовали у ВВС США, которые достаточно активно применяют (как в оперативных мероприятиях, так и на учениях) аналогичные самолеты тактической РЭБ F/A-18G Growler. По расчетам китайских специалистов в области ВВС, в перспективе JF-17D будут прикрывать истребители JF-17 Block III от обнаружения и обстрела. Вполне естественно, что  JF-17D также будут вооружены УР ВВ средней и большой дальности.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что легкие истребители JF-17 всех модификаций являются лишь дополнением к F-16 ВВС Пакистана и могут адекватно противостоять индийским визави только при содействии самолетов ДРДиН ZDK-03 и наземных пунктов управления. Отметим, что китайские специалисты постоянно работают над совершенствованием конструкции JF-17 и вполне вероятно, что модернизационный ресурс данного самолета практически исчерпан, т.к. для радикального повышения боевых возможностей в перспективе ВВС Пакистана необходим двухдвигательный истребитель.