- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о визите спикера Платы представителей А.Салеха в Саудовскую Аравию

2 декабря Палата представителей (парламент Ливии), базирующаяся в Тобруке, объявила, что король Саудовской Аравии, Сальман бен Абдель Азиз принял  ее спикера Акилу Салеха, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде.

В заявлении пресс-службы парламента сообщается, что на встрече обсуждались отношения между двумя странами, а также перспективы двустороннего сотрудничества, особенно, между Палатой представителей Ливии и Советом Шуры Саудовской Аравии.

На встрече с саудовской стороны присутствовали министр внутренних дел КСА, принц Абдель Азиз бен Сауд, министр иностранных дел, принц Фейсал бен Фархан, председатель Совета Шуры д-р Абдулла бен Мухаммед аш-Шейх и ряд советников.

В пресс-релизе говорится, что А.Салех с супругой прибыл в воскресенье вечером,1 декабря с официальным визитом в Саудовскую Аравию.

А.Салех был принят в международном аэропорту имени короля Халеда в Эр-Рияде государственным министром по африканским делам Саудовской Аравии, Ахмедом бен Абдель Азизом Каттаном и представителями службы королевского протокола. Что означает, что визит имеет статус официального государственного, а сам А.Салех принимается как высшее должностное лицо иностранного государства.

Примечательно, что визит А.Салеха в Саудовскую Аравию состоялся через несколько дней после того, как премьер-министр правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Сарадж и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписали в столице Турции меморандум о взаимопонимании по вопросам безопасности и морского сотрудничества между двумя странами, заявив, что этот меморандум касается борьбы с терроризмом, нелегальной иммиграции и обмена информацией.

Новостной ливийский портал «Оэа» в этой связи напоминает, что в марте месяце король Сальман встретился с командующим ЛНА, Х.Хафтаром в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде.  Позиция королевства, которое имеет большой международный и региональный вес на Ближнем Востоке, что, безусловно, сказывается на «ливийском досье», заключается в поддержке единства и суверенитета этой арабской страны и стимулировании мирного процесса, констатирует этот источник.

Ливийский политолог, Араб аль-Варфалли солидарен с мнением портала и также полагает, что позиция Саудовской Аравии «ясна, и заключается в поддержке единства и суверенитета Ливии, что указывает на неприятие Эр-Риядом иностранного вмешательства в Ливии, которое, на сегодняшний день, привело к провалу всех усилиям в рамках политического урегулирования».

А.аль-Варфалли заявил, что визит Халифы Хафтара в королевство, его встречи с королем Сальманом и наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом осуществлялись «в рамках сотрудничества в борьбе с терроризмом и координации по некоторым вопросам, представляющим общий интерес».

Напомним, в свою очередь, что в июне глава ПНС, Ф.Сарадж встретился с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом в кулуарах исламского саммита в Мекке и выразил «свое стремление по поддержке позиции Саудовской Аравии, которая пытается предотвратить напрасное пролитие крови ливийцев».

Эта встреча между Сараджем и саудовским наследным принцем была первой со времени начала операции силами ЛНА, поддерживающими парламент, операции «Освобождение Триполи» в апреле прошлого года.

По словам ливийского политолога, доктора Джибрила аль-Обейда, руководство Саудовской Аравии стремилось «стабилизировать Ливию и избежать войны еще задолго до событий 2011 года, когда покойный король Абдалла бен Абдель Азиз способствовал урегулированию кризиса в Локерби, который вызвал напряженность в ливийско-американско-западных отношениях, привел к ряду военных столкновений и установлению санкций и экономической осады».

Д.аль-Обейд заявил газете «Аль-Шарк аль-Аусат», что министр иностранных дел Саудовской Аравии подчеркнул, что «его страна никогда не потерпит терроризма и его финансирования и противостоит тем силам, которые поддерживают экстремизм».

4 апреля Х.Хафтар объявил о начале операции по «освобождению» столицы Триполи от «ополченцев и вооруженных групп», а генеральный секретарь Лиги арабских государств призвал все ливийские стороны проявлять сдержанность и снизить состояние эскалации, вызванное недавними военными действиями в западных регионах страны,  принять политический курс на мирное урегулирование в качестве единственного способа положить конец кризису в Ливии и вернуться к диалогу, направленному исключительно на достижение национального согласия.

Ливия находится в состоянии перманентного политического и военного кризиса с 2011 года. За власть борются две сттороны: поддерживаемое международным сообществом ПНС во главе с Фаизом Сараджем, и временное правительство Восточной Ливии при поддержке, так же, международно-признанной Палаты представителей в Тобруке.

КСА, активно поддержавшая часть оппозиционных сил в ходе событий 2011 года, хотя и не была в числе главных инициаторов гражданской войны и последовавшей иностранной военной интервенции, всегда находилась в состоянии, которое можно охарактеризовать, как «очень прохладное» с Ливийской Джамахирией. М.Каддафи не раз допускал критические высказывания в адрес руководства этой страны, не без оснований считая ее одной из опор империалистической политик США на Ближнем Востоке. Нынешняя ее политика в Ливии сводится к «игре на второй линии», (на первой за нее играет союзный Египет), где, вместе с ОАЭ, Эр-Рияд участвует в прокси-войне против Турции и Катара. Действовать саудовцы предпочитают, главным образом, дипломатическими и финансовыми инструментами и нынешний визит А.Салеха является частью этой линии, где, собственно саудовский интерес состоит в причинении «неоосмананской» Турции и амбициозному Катару, как можно больше неудобств и беспокойства на ливийской территории. ПНС, хоть и общается с Эр-Риядом, ориентируется на Доху и Анкару, что приводит порой к интересным коллизиям.

2 декабря Греция сообщила, что объявит персоной «нон – грата» ливийского посла (представляющего ПНС), если Триполи к исходу следующей пятницы не представит текст подписанного недавно меморандума с Турцией по морским районам.

Министр иностранных дел Греции, Никос Дендиас заявил об этом в телевизионном интервью Sky TV: «Если посол Ливии в Афинах не предоставит нам текст соглашения до пятницы, он будет объявлен персоной «нон-грата»».

Причиной раздражения Греции стала позиция Турции касательно шельфовых работ по исследованию нефтегазовых месторождений: Турция стремится изобразить дело так, что острова не имеют континентального шельфа, следовательно, работы можно вести сразу за пределами территориальных вод, что ей на руку, поскольку большинство островов Восточного Средиземноморья греческие. Так же, как и почти все  — в Эгейском.

Не так давно газовые месторождения были обнаружены на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Кипра. Турция считает, что имеет право эксплуатировать природные ресурсы в этом регионе, и направила в нее буровые суда, что Кипр считает незаконными действиями, поскольку это затрагивает его экономические интересы.

Египет, Кипр и Греция осудили ливийско-турецкое морское соглашение, подчеркнув, что оно превышает полномочия, поддерживаемого международным сообществом правительства ПНС, и затрагивает их морские и экономические интересы. Три страны договорились отклонить меморандум о взаимопонимании между Турцией и ПНС и исходить из «отсутствия для них каких-либо правовых последствий этих договоренностей».

Подобный государственный и правовой «дуализм» в Ливии есть следствие тех ошибок, которые вольно, или невольно, допустило мировое сообщество, позволив сначала уничтожить Джамахирию, а затем, признав и парламент, и ПНС. Теперь, подобные вещи, с одной стороны, обесценивают любое участие той или иной версии ливийской власти на международной арене, с другой способствуют сохранению конфликта на этой территории бесконечно долго, что, как это цинично не звучит, выгодно всем, кроме самого ливийского народа, вынужденного теперь выплачивать кровавую дань собственному инфантилизму, иждивенчеству и слепоте.