- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саудовский монарх перед визитом в Лондон: интервью ВВС

Накануне своего визита в Великобританию саудовский монарх дал развернутое интервью компании BBC, включившее ответы на вопросы, касавшиеся внутреннего положения в королевстве, позиции страны по основным проблемам ситуации в регионе Ближнего Востока и Залива, а также международной политики. Это интервью, полный текст которого 30 октября 2007 г. был опубликован всеми саудовскими изданиями, дает представление о том, как король Абдалла видит современный мир, а также проблемы собственной страны как естественного элемента этого мира.

Итак, важнейший вопрос сегодняшнего дня: «Готово ли королевство участвовать в предложенной Соединенными Штатами мирной конференции?». Король подчеркивал: «Я считаю, что королевство с самого начала высказалось по этому вопросу, — если эта конференция не будет характеризоваться серьезной работой, то она будет обречена на провал. Для нас это неприемлемо, как неприемлемо, во-первых, для принимающей стороны – Америки и, во-вторых, для приглашенных сторон». Но, продолжал корреспондент, «будет ли королевство участвовать в этой конференции, если вы посчитаете, что она будет успешной?». Для саудовского монарха этот «вопрос был преждевременным». И, тем не менее, «какие жизненно важные проблемы должна обсудить эта конференция для того, чтобы стать успешной?». Ответ короля не был неожиданным: «Таких проблем много. Они лучше известны нашим палестинским братьям. Как кажется, как мы слышали, они вместе с израильтянами не смогли решить большинство этих проблем».

Корреспондент BBC попытался поставить вопрос о ближневосточной мирной конференции иначе: «Соединенные Штаты хотят провести эту конференцию в Америке и в самое ближайшее время. Разделяете ли вы их точку зрения?». Король вновь отвечал, ссылаясь на палестинцев: «Наши палестинские братья не чувствуют оптимизма. Мне представляется, что если конференцию не готовить, если не работать серьезно над проблемами, которые волнуют палестинцев, а также арабский и мусульманский мир, то такая конференция, по моему мнению, не будет успешной». Однако поскольку «до окончания срока президентских полномочий Буша остался год, то считаете ли вы, что эта конференция будет успешной сейчас, когда он все еще остается на посту президента, или же для ее успеха необходимо появление будущего американского президента?». Ответ саудовского монарха состоял в следующем: «Я считаю, что если подход будет серьезным, если у всех будет желание, то тогда, несомненно, и возникнет возможность серьезной работы, которая, если позволит Господь, будет полезной».

Корреспондент BBC переходил к вопросам, сутью которых была оценка действий каждой из сторон конфликта: «Если ли свидетельства того, что Израиль готов пойти на некоторые уступки, которые вы считается важными, или вы считаете, что этого не произойдет?». Ответ короля был вновь предсказуем: «Мы не хотим уступок. Мы – сторона, которая права. И мы требует удовлетворения наших прав». Но «считаете ли вы, что Израиль будет готов пойти на то, к чему вы стремитесь?». Король был краток: «Задайте этот вопрос израильтянам!».

Выдвинутая нынешним саудовским монархом «арабская мирная инициатива» не могла остаться без внимания: «На арабском саммите 2002 г., когда вы предложили достижение арабскими странами соглашения с Израилем, если он уйдет с палестинских территорий, палестинские беженцы не упоминались. Как вы считаете, вопрос о беженцах может дискутироваться, или, по вашему мнению, все палестинские беженцы должны вернуться?». Ответ короля выглядел резким, хотя, в некотором смысле, и двусмысленным: «Каждый человек обязательно вернется на родину, тем более те – лишенные прав, угнетенные, бросавшиеся в тюремные застенки. Они обязательно вернутся к родным очагам». Тогда «это – одно из основных условий арабского плана мира?». Как говорил король: «Я считаю, что это – необходимое гуманитарное условие».

Корреспондент BBC вновь возвращался к теме ближневосточной мирной конференции: «Соединенные Штаты не проявляют уступок по вопросу о недопустимости участия Сирии и ХАМАС в конференции. Но разве полезно обсуждать все эти вопросы без их присутствия?». Ответ короля был вновь предсказуем: «ХАМАС и ФАТХ должны договориться, присутствие же Сирии необходимо, потому что она – заинтересованная сторона». Но, настаивал корреспондент, «можно ли провести конференцию без них?». По мнению короля, «это зависит от тех, кто принимает конференцию, и от приглашенных на нее».

Следующий блок вопросов касался проблемы терроризма: «Что касается терроризма и борьбы королевства с ним. Насколько эта борьба успешна?». Король отвечал: «Я с самого начала говорил, что борьба с терроризмом продлится от двадцати до тридцати лет. С терроризмом должны бороться все государства. Мы провели международную антитеррористическую конференцию в Эр-Рияде, участниками которой было большинство государств мира. Мы предложили им создать центр всех государств мира в качестве объединяющего всех органа, где будет концентрироваться информация, поступающая от любой страны. Эта информация станет достоянием всего мира, поскольку антитеррористическая борьба зависит от информации, информация – это главное. Все участники конференции приняли это предложение, но оно все еще не стало предметом реализации. Пока мы еще ничего не видим». Тогда «чего же не хватает этому центру для того, чтобы стать эффективным органом антитеррористической борьбы в масштабе всего мира?». По словам саудовского монарха: «Во-первых, все государства мира должны договориться о создании этого центра с тем, чтобы он действовал под эгидой Организации Объединенных Наций, чтобы он был основой информационного обеспечения. Наш опыт доказывает, что основным элементом в борьбе с терроризмом выступает то, насколько быстро поступает информация».

«Каковы методы борьбы против терроризма, используемые Саудовской Аравией?», — ставил вопрос корреспондент BBC. Отвечая на него, король подчеркивал: «Терроризм требует, во-первых, своего изучения в качестве идеологии. Необходимо обращаться с советами к молодежи, к тем, кого обманывают, кому промывают мозги, с тем, чтобы этим людям стало ясно, что эта идеология направлена против ислама, против его вероисповедных основ, против человечества, что эта идеология неприемлема для всех религий, что ее абсолютно невозможно принять». Однако «успешен ли метод советов, используемый Саудовской Аравией?». По мнению короля: «Да. Влияние этого метода сегодня во многом очевидно. Ныне уровень террора в королевстве снижается». Но, продолжал корреспондент, «вы не говорите, что терроризм в королевстве потерпел поражение!». Разумеется, подчеркивал король, «нет, пока еще нет, четыре или пять дней тому назад мы схватили людей, которые финансировали террористов. Эти люди задержаны».

Вместе с тем, корреспондента интересовали и другие методы антитеррористической борьбы: «Говорили о том, что королевство хочет построить стену на границе с Ираком с тем, чтобы воспрепятствовать просачиванию в Ирак тех, кто поддерживает действующие там вооруженные элементы. Когда будет закончено строительство этой стены?». Король был откровенен: «По этому поводу даже не заключен контракт!». Но «говорили также, что вы создаете специальные подразделения для охраны объектов от Аль-Каиды и других террористов». Король ответил кратко: «Это правда!». Означает ли это, задавал следующий вопрос корреспондент, что «Аль-Каида в королевстве все еще не разгромлена?». Ответ короля был вновь откровенен: «Да, это так. Терроризм требует бдительности. Как я уже говорил, важнейшим элементом антитеррористической борьбы является информация».

Проблема терроризма переходила в другую плоскость: «Не кажется ли вам иногда, что некоторые государства недостаточно серьезны в борьбе с терроризмом?». Отвечая на этот вопрос, саудовский монарх подчеркивал: «Я считаю, об этом я говорил вам, как говорил и раньше, что борьба с терроризмом продлится от двадцати до тридцати лет. Я советую всем государствам, включая и Великобританию, не проявлять уступок в борьбе с терроризмом. Все должны быть бдительны, не терять бдительность ни днем, ни ночью, как это делаем мы. Мы днем и ночью идем по пятам террористов». Но, продолжал корреспондент, «не хотели бы вы назвать эти государства?». По словам короля, «их много, среди них и Великобритания. Необходимо быть бдительными, противостоя терроризму. Мы направили заинтересованным органам Великобритании, дружественной стороне, еще до того, как там произошел первый случай терроризма, послание, предупреждавшее о его возможности, но эти органы ничего не сделали, и произошло то, что произошло». Корреспондент BBC поинтересовался: «А какая информация была вами отправлена?». Король ответил: «Я могу лишь сказать, что информация была отправлена. Говорить о ней конкретно, это значит наносить ущерб службам безопасности обеих стран».

Далее интервью было посвящено проблемам, связанным с внутренней политикой Саудовской Аравии: «В связи с реформами, осуществляемыми вами в вашей стране, — говорил корреспондент. — Критики Саудовской Аравии в других странах считают, что эти реформы не эффективны. Средства массовой информации все время сообщают о них, предваряя свои сообщения словами “если бы, если бы”. Разве это не так?». Король вновь был предсказуем: «Да. Но это потому, что мы сообразуемся с нашей верой и нашим (шариатским – Г.К.) законодательством». Корреспондент продолжал: «С правовой точки зрения могли бы вы разъяснить нам, какого уровня ныне достигли эти реформы, какого уровня они достигнут в будущем?». Для саудовского монарха апелляция к Господу в этом случае была совершенно необходима: «Слава Богу, слава Богу, все проистекает из милости всемогущего и милосердного Господа. Реформы – для нас самое главное. Мы готовили их более двадцати пяти лет. Теперь они увидели свет, как и осветят, если того пожелает Господь, все королевство светом правды, верности и справедливости».

Корреспондент BBC хотел, тем не менее, более конкретного ответа: «Означает ли это, что жизнь простого гражданина может улучшиться?». Монарх отвечал: «Да, да. Жизнь гражданина (улучшится – Г.К.), как (улучшится – Г.К.) и положение компаний, работающих в королевстве, что повлияет на (благосостояние – Г.К.) каждого гражданина». Но корреспондент касался и наиболее чувствительной для Саудовской Аравии проблемы: «На Западе обращают внимание на положение саудовской женщины, в частности, на проблему возможности для женщины водить машину. Как вы видите дальнейшее развитие роли женщины в саудовском обществе?». Отвечая на этот вопрос, король повторил обычное для него и представителей саудовского истеблишмента высказывание: «Женщины – это матери, сестры, жены и дочери. Ислам дает им права более значимые, чем те права, которые они имеют во всем мире. Это – их будущее. Сегодня они участницы (общественной жизни – Г.К.), слава Богу. Будущее же – в руке Господа!».

Наконец, вопросы о том, каким король Абдалла видит будущее своей страны, как и ее роль и место в современном мире.

«Пройдет, например, двадцать лет, и, наверное, королевство будет другим, не таким, как сегодня?». Король говорил в этой связи: «Другим … Изменятся дома, изменится материальная среда, но у королевства не будет других принципов. Мы хотим развиваться, сохраняя связь с истинной исламской моралью и вероучением». А внешняя политика? «Останется ли Саудовская Аравия в долгосрочной перспективе государством, глубоко дружественным Соединенным Штатам и Великобритании?». Король говорил: «Я считаю, что дружба не приходит в тот или иной день или ночь. Наша дружба крепка, и я желаю, что бы никто ее не нарушил. Но все известно только Господу. Все – в руках всемогущей силы, а всемогущая сила – это Господь».

Завершая встречу, король Абдалла сказал корреспонденту BBC: «Хотел бы сказать вам об одной вещи. Я не коснулся некоторых тем, потому что я привык обо всем говорить откровенно и ясно».