- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об опыте ВТС КНР и Пакистана в области зенитно-ракетного вооружения надводных кораблей

Как известно, вплоть до настоящего момента в боевом составе Военно-морских сил Пакистана находятся фрегаты проекта 21, которые были переданы от ВМС Великобритании в период с 07.1993 по 09.1999 г. Китайские специалисты отмечают, что уже на момент передачи данные надводные боевые корабли были устаревшими.

Фактически, на момент передачи ВМС Пакистана фрегаты проекта 21 находились вне боевого состава флота Ее Величества Королевы Великобритании, поскольку были признаны неэффективными с учетом результатов военной операции за Фолклендские острова. Данные корабли не обладали необходимым зенитно-ракетным вооружением, которое позволяло бы отражать одиночные и групповые налеты оперативно-тактической авиации противника.

В целях устранения недостатков фрегатов проекта 21 военно-политическое руководство Пакистана обратилось за содействием к официальному Пекину, поскольку уже имело опыт военно-технического сотрудничества в области вооружений и военной техники для Военно-воздушных и Сухопутных сил в рамках вооруженных конфликтов с Индией. К тому моменту продукция китайского производства достаточно хорошо зарекомендовала себя среди пакистанских военных, а кроме того предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР еще в начале 90-х гг. прошлого столетия начали программу строительства военных заводов в Пакистане.

По данным открытых источников, конструкторы 8-ого НИИ аэрокосмического управления г.Шанхай в качестве основы для корабельного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) малой и средней дальности для ВМС Пакистана использовали сухопутный мобильный ЗРК  под обозначением «Красное знамя-64» (по другим данным «Красное знамя-6Д»),  батарея которого состояла из следующих компонентов:

– радиолокационной станции (РЛС) кругового обзора/освещения воздушной обстановки;

– 3 РЛС подсветки воздушных целей;

– мобильного электрогенератора;

– 6 пусковых установок (по 4 зенитных управляемых ракеты на каждой);

– 6 транспортно-заряжающих машин (по 5 ракет на каждой);

– командно-штабной машины.

Следует отметить, что разработку ЗРК «Красного знамени-6Д» китайские специалисты начали еще в 1985 г. и большую часть автомобильных шасси в батарее было представлено грузовыми машина с колесной формулой 4х4. Пусковые установки были механизированными (поворотными) и позволяли вести огонь в любом ракурсе.

По мере развития элементной базы и зенитных управляемых ракет ЗРК получал обозначения «Красное знамя-61, 63 и 64». Достоверно известно, что данные комплексы до сих пор остаются на вооружении учебных и некоторых строевых подразделений ПВО НОАК.

Именно последнюю модификацию комплекса использовали китайские конструкторы при создании экспортной версии для ВМС Пакистана, который было присвоено условное обозначение LY-60N (латинская буква N указывает на корабельную модификацию комплекса).  Поставку ЗРК и монтаж компонентов на корабли выполняли сотрудники «Китайской импортно-экспортной корпорации высокоточного машиностроения». Основные трудности были связаны с размещением РЛС и боекомплекта к ПУ.

В отношении процесса работы данного ЗРК известно, что радиолокационная станция поиска цели осуществляла обзор воздушного пространства и позволяла обнаружить воздушную цель на дальности до 50 км. По мере приближения воздушной цели к кораблю в работу вступали три РЛС сопровождения и подсветки цели, которые позволяли одновременно сопровождать до 40 (пор другим данным до 60) воздушных объектов и одновременно обстреливать 3 (по другим данным 4) наиболее опасных из них. Время реагирования системы управления по появившуюся цель составляет девять секунд, что по современным меркам достаточно много.

В качестве средства воздушного перехвата в состав ЗРК LY-60N входили зенитные управляемые ракеты (ЗУР) которые при длине 3,89 м, диаметре 0,208 м, размахе крыльев 0,680 м имеют массу 220 кг из которых более 30 приходится на осколочную боевую часть.

По данным китайских источников, образцом для создания данной ракеты послужили управляемые ракеты класса «воздух-воздух» итальянского и американского производства – ASPID и AIM-7 соответственно.  Наведение ЗУР LY-60N обеспечивает полуактивная радиолокационная головная часть, которой необходимо принимать устойчивый отраженный сигнал, посылаемый изначально РЛС корабля.

При таких массо-габаритных показателях рассматриваемые ЗУР китайского производства обладают максимальной скоростью 3 (по другим данным 4) МАХа и способны совершать маневры с перегрузкой 7G, т.е. при активном маневрировании пилот современного истребителя вполне может уйти от такого преследователя. В настоящее время, большинство современных истребителей оснащено системами радиоэлектронной борьбы, осуществляющих постановку помех, которые снижают вероятность поражения ЗУР с полуактивными головными частями наведения.

Конечно, на момент ввода LY-60N в эксплуатацию китайские производители достаточно скромно оценивали возможности своего ЗРК и откровенно указывали, что вероятность перехвата истребителя вероятного противника одной ракетой составляет от 60 до 80%.

Максимальная высота пуска такой ЗУР составляет 12 км, а дальность 18 км. Очевидно, что корабельный ЗРК LY-60N, с учетом современных требований к противовоздушному бою можно отнести к зенитным средствам ближнего радиуса действия, которые должны быть дополнены многоствольными зенитными пушками калибра 30 мм. Необходимо обратить внимание, что в корабельном варианте для ВМС  Пакистана была модернизирована именно пусковая установка – поворотно-подъемный механизм обеспечивал ориентацию в пространстве 6 транспортно-пусковых контейнеров.

Следует отметить, что китайские специалисты приложили значительные усилия  именно для создания корабельной модификации LY-60N, а именно уменьшили массу ЗУР, увеличили высоту и дальность пуска на 2 и на 8 км соответственно. Впоследствии специалисты НИИ ракетного вооружения КНР использовали данную ЗУР для создания тяжелой ракеты средней дельности «Гром-11», которую включили в номенклатуру авиационных средств поражения истребителя-перехватчика «Цзянь-8» ВВС НОАК.

Подводя итог вышесказанному отметим, что контракт на поставку корабельных ЗРК LY-60N стал первым случаем продажи столь сложной военной техники китайского производства. Успешная реализация рассматриваемого контракта позволила предприятиям ОПК Поднебесной продемонстрировать свои конструкторские и производственные возможности.  Специалисты ОПК КНР получили необходимый опыт в области создания компактных корабельных ЗРК.

Особое внимание следует обратить на успешное внедрение LY-60N в конструкцию фрегата, создатели которого не предусматривали такую возможность.  Представители кораблестроительных предприятий ОПК КНР получили возможность детально ознакомится с образцом продукции английского кораблестроения.

Кроме того, благодаря этому контракту китайские оружейники смогли изучить противокорабельные ракеты «Гарпун», которые официальный Исламабад приобрел в США именно для размещения на фрегатах проекта 21. В свою очередь, на тот момент пакистанские военные получили достаточно эффективное средство защиты надводных кораблей от воздушного нападения.