- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Опыт ВТС КНР и Пакистана в области морской техники и вооружения

ВМС Пакистана на протяжении нескольких десятилетий с момента образования не располагали возможностью совершения дальних морских и океанских переходов, выполнение которых позволяет провести мероприятия боевой подготовки в определенных районах мирового океана. Кроме того, дальние морские и океанские походы национальных ВМС позволяют «демонстрировать флаг», т.е. находится в ключевых морских районах и тем самым сдерживать действия оппонента или вероятного противника. Именно в рамках дальних походов ВМС любого государства осуществляют заходы в дружественные порты, проводят культурные мероприятия – дни посещения кораблей, принимают участие в различных конференциях и т.д.

Вполне очевидно, что официальный Исламабад в вопросе расширения боевых возможностей национальных ВМС обратился именно к Пекину за помощью и в качестве ответа ВМС НОАК передали из наличия универсальный транспорт снабжения проекта 905 (по классификации НАТО «Фуцин) с бортовым номером 871, которому в ВМС Пакистана было присвоено наименование «Наср». Следует отметить, что УТС данного проекта были разработаны китайскими кораблестроителями еще в конце 60-х – начале 70-х гг. прошлого столетия в рамках «программы Х615».

По данным китайских источников основная задача программы Х615 состояла в создании УТС, предназначенных для обеспечения деятельности плавучих измерительных комплексов, осуществляющих наблюдение и оценку процесса и результатов испытательных и тренировочных пусков межконтинентальных баллистических ракет «Восточный ветер-5» по мишенным районам в западной части Тихого океана. В 70-е гг. прошлого столетия судостроительные предприятия г.Далянь построили четыре УТС проекта 905, которые на протяжении более 30 лет находятся в составе ВМС НОАК и неоднократно обеспечивали дальние морские и океанские переходы групп надводных кораблей.

В отношении УТС «Наср» известно, что китайские военные передали этот корабль ВМС Пакистана в 1985 г. и на протяжении последующих двух с половиной лет проводили комплексную подготовку экипажа, которому предстояло выполнять сложные технологические операции и навигационные мероприятия. Ввод корабля в строй состоялся 26 августа 1987 г. Представляется возможным указать ключевые тактико-технические характеристики УТС «Наср»:

– длина 168,2 (178,5) м;

– ширина: 21,8 (24,8) м;

– осадка 8,7 (9,4) м;

– стандартное водоизмещение 15230 тонн;

– полное водоизмещение 21750 тонн;

В отношении силовой установки корабля известно, что дизельный двигатель мощностью 24000 л.с. передает крутящий момент на валолинию и обеспечивает кораблю максимальную скорость 19 узлов. При экономичной скорости 14 узлов данный УТС может преодолеть 18000 морских миль. Экипаж данного корабля состоит из 130 военнослужащих, которые обеспечивают как работу самого УТС, так и передачу грузов на другие надводные боевые корабли ВМС Пакистана, которым необходимо топливо (судовой мазут или дизельное топливо),техническая и пресная вода, а также смазочные материалы. Хранение этих видов снабжения организовано в танках объемом 10550, 1000, 200, 200 и 50 тонн соответственно. УТС «Наср» укомплектован четырьмя насосами для топлива и двумя кранами для передачи твердых (генеральных) грузов. Обеспечена возможность выполнения заправки трех надводных кораблей единовременно.

В кормовой части корабля располагается летная палуба, предназначенная для действий многоцелевого вертолета типа «Чжи-8». Данные вертолеты позволяют перевозить грузы массой до 5 тонн или военнослужащих в количестве до 30 человек. Известно, что УТС «Наср» вооружен 4 спаренными зенитными артиллерийскими установками калибра 37 мм.

В дополнение к вышесказанному отметим, что за 38 лет эксплуатации на УТС «Наср»  не было зафиксировано серьезных происшествий, а благодаря плановому ремонту и модернизации корабль и на настоящий момент сохраняет готовность к выходу в море. Китайские специалисты отмечают, что планировка внутренних помещений корабля, устаревшая энергетическая установка не соответствуют требованиям к современным ВМС, которым необходим более эффективный корабль снабжения. К настоящему моменту китайские кораблестроители накопили большой опыт в области проектирования и создания УТС разного водоизмещения и оснащенности, однако на новом этапе эволюции пакистанские военные приняли решение приобрести корабль такого назначения в Турции.

Так, в январе 2013 г. ВМС Пакистана подписали соглашение с турецкой компанией Savunma Teknolojileri Muhendislik ve Tic A.S. (далее STM)  на разработку универсального транспорта снабжения. Закладка киля УТС состоялась в марте 2014 г. на пакистанском судостроительном предприятии Karachi Shipyard & Engineering Works (далее KSEW).

Фактически, рассматриваемый УТС изготовлен турецкими кораблестроителями, которые строго контролировали сборку секций корабля сотрудниками KSEW. Спуск на воду состоялся 31 марта 2016, а спустя пять месяцев были начаты ходовые и приемо-сдаточные испытания, которые продлились почти два года.

Новый УТС под обозначением «Моавин» (бортовой номер 39) был введен в состав ВМС Пакистана 19 октября 2018 г. Длина рассматриваемого корабля составляет 158,4 м, ширина 22 м, максимальная скорость 20 узлов, а на экономической скорость 15 узлов судно способно преодолеть 10000 миль.  Очевидно, что при меньших линейных размерах и вместимости топливных танков данный корабль обладает большей скоростью и дальностью плавания в сравнении с УТС «Наср».

Экипаж корабля состоит из 228 военнослужащих, часть из которых  входит в состав авиационной группы – летная палуба позволяет принимать легкие вертолеты типа Z-9C (пр-во КНР). Вполне вероятно, что на «Моавине» будет базировано два вертолета указанной модели и благодаря их универсальности они могут выполнять транспортные или разведывательные задачи.

В отношении полезной нагрузки известно, что УТС «Моавин» при полном водоизмещении 16400 тонн, позволяет разместить 8650 тонн дизельного топлива марки F-76, а также 210 тонн авиационного керосина марки JP-5 (для палубных вертолетов). Кроме того, в танках УТС будет перевозить 1050 тонн пресной воды. Складские помещения позволяют разместить 650 тонн продуктов и других генеральных грузов. Передачу топлива для боевых кораблей обеспечат две стойки, однако производительность насосов пока остается неизвестной. Для приема грузов в порту или выгрузке в месте стоянки на верхней палубе УТС расположены один кран и две стрелы разной грузоподъемности.

Очевидно, что турецкие проектировщики создали корабль с  более сбалансированными грузовыми/транспортными возможностями, который вполне отвечает требованиям корабельных групп ВМС Пакистана, на вооружении которых находятся палубные вертолеты.

Подводя итог, отметим, что УТС «Моавин» позволит ВМС Пакистана в полной мере реализовать возможности новых корветов  проекта F40P, строительство которых начато в КНР. Известно, что китайские кораблестроители уже начали сборку первого корпуса, а в декабре 2018 г. была проведена торжественная церемония начала резки металла для второго корпуса.