- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские и арабские эксперты о ситуации на севере Сирии

Достигнутые 22 октября с.г. российско-турецкие договоренности о продвижении турецких войск на глубину 32 километров в обмен на прекращение дальнейших действий турецкой армии против курдских «Сил народной самообороны» (СНС) и совместном российско-турецком патрулировании  занятых территорий продолжают вызывать неоднозначные оценки среди экспертов и аналитиков. При этом акцент делается на нескольких вопросах. Насколько реальным представляется контроль России над курдскими районами Сирии, в которых доминируют Силы демократической Сирии (СДС)? Почему сирийские курды не передают нефтяные и газовые месторождения в Дейр-эз-Зоре сирийскому правительству и какова будет реакция Дамаска? Как долго турецкие войска будут находиться на севере Сирии и не приведет ли это к обострению конфликтного потенциала в отношениях между Дамаском и Анкарой?

Эксперт Института Брукингса Нил Хауэр опубликовал в газете Asia Times статью под названием «Россия не подготовлена для Северной Сирии» (1). Американский эксперт отмечает, что на протяжении своей вовлеченности в сирийский конфликт Россия позиционировала себя в роли миротворца, утверждая, что она борется не с сирийской оппозицией, а с террористами. При этом, начиная с переговоров в Астане, Россия явилась инициатором создания зон деэскалации и локальных перемирий. Американский эксперт считает эти действия уловками, так как после перемирий следовали успешные наступления Сирийской Арабской Армии и зачистка этих районов (Восточная Гута, провинция Дераа) от боевиков. По мнению Н.Хауэра, на какое-то время такие действия способствовали поднятию авторитета России среди широких слоев сирийского общества, включая оппозицию. Одним из факторов успеха России в зонах деэскалации, расположенных в Центральной и Южной Сирии американский эксперт считает усталость населения этих регионов от изнурительной гражданской войны. Одновременно после декабря 2016 года боевики-исламисты были деморализованы потерей Восточного Алеппо.

В Северной Сирии, по его мнению, наличествует совершенно другая ситуация. «Окрыленная первоначальным успехом, Москва приготовилась поймать гораздо более крупную рыбу: вступить вместе с турецкими силами в контролируемые курдами районы Северной Сирии. Однако это будет гораздо труднее предыдущих миссий, а поставленные цели могут оказаться за пределами способностей России», — отмечает Н.Хауэр. Согласно российско-турецким договоренностям в зоне глубиной 10 километров вблизи сирийско-турецкой границы будет осуществляться совместное российско-турецкое патрулирование. Н.Хауэр считает, что, по мнению руководства России, данная мера должна воспрепятствовать погружению региона в хаос и партизанскую войну, первые признаки чего уже намечались. Для этой цели Россией был выделен целый батальон военной полиции, укомплектованный выходцами из Чеченской Республики. Поначалу вес шло гладко, но к середине ноября наметились признаки враждебности курдского населения, которое стало встречать совместные российско-турецкие патрули сначала камнями, а потом «коктейлями Молотова». Российская армия стала сопровождать свои патрули военными вертолетами, а турецкие военнослужащие один раз открыли огонь по толпе. Американский эксперт считает контроль над курдскими районами гораздо более сложной задачей, чем действия в Центральной и Южной Сирии. По его мнению, у России нет достаточных сухопутных сил, чтобы удерживать  ситуацию под контролем, если на смену «коктейлям Молотова» придет стрельба из огнестрельного оружия. Численность российской военной полиции в этом регионе даже с учетом чеченского батальона не превышает тысячи человек. Такие подразделения способны только на демонстрацию силы, но не на реальные боевые действия. Кроме того, с самого начала конфликта Москва избегала ввязываться в изнурительную антипартизанскую войну. Однако, если в Северо-Восточной Сирии начнутся масштабные боевые действия между сирийскими курдами, правительственными войсками и турецкой армией, а Россия будет просто стоять в стороне или выведет оттуда свои силы, то это будет означать, по мнению аналитика, потерю лица для Москвы.

Эксперт Фонда Карнеги Бурхан Юксекас опубликовал в той же газете статью под названием «Сирийские беженцы вновь стали разменной монетой» (2). Автор подчеркивает, что турецкий план расселения полумиллиона сирийских беженцев в занимаемой войсками этой страны приграничной полосе сталкивается с целым рядом препятствий. Одним из основных является отсутствие необходимой безопасности в этих регионах. В качестве доказательства он приводит минно-фугасную войну в местах, где разворачивается операция ВС Турции. По меньшей мере 10 человек погибли, еще 20 пострадали в субботу 23 ноября в результате подрыва автомобиля в сирийском приграничном городе Телль-Абьяд. Об этом сообщил телеканал «Аль-Арабия». По его данным, все пострадавшие госпитализированы. В свою очередь Министерство национальной обороны Турции сообщило о 3 погибших и 20 пострадавших в результате этого взрыва.  16 ноября по меньшей мере 18 мирных жителей погибли, 27 пострадали при взрыве бомбы в сирийском городе Аль-Баб, расположенном на севере республики, недалеко от границы с Турцией. Еще одним серьезным препятствием политолог считает возможность начала турецко-сирийского военного противостояния в регионе. Правительство САР рассматривает турецкую военную операцию именно как оккупацию, а не как временную превентивную меру, направленную против курдских боевиков. В доказательство он приводит недавнее заявление президента Турции Р.Т.Эрдогана о том, что «Турция не может оставить сирийских беженцев на милость режима Башара Асада и его баррельных бомб». Это заявление перечеркивает прежние уверения турецкого лидера в приверженности к территориальной целостности Сирии.

Если вышеперечисленные эксперты выражают во многом американскую точку зрения, то бывший заместитель министра иностранных дел САР Хамид Фаджр Салум критикует достигнутые в Сочи договоренности с точки зрения сирийских национальных интересов. В газете «Рай аль-йаум» была опубликована его статья под названием «Действительно ли закончилась война в Сирии, как об этом заявил президент Владимир Путин?» (3). Сирийский политолог приводит данные о том, что вскоре после этого заявления последовало решение правительства Соединенных Штатов взять под военный контроль месторождения нефти  и газа в провинциях Дейр-эз-Зор и Хасеке. После этого, по сведениям автора, американцы направили сирийским курдам 170 грузовиков с оружием и военным снаряжением, а также 17 бронетранспортеров с военнослужащими. Все это под охраной американских ВВС. По мнению сирийского аналитика, если вести речь о конце войны, то только об окончании «войны против терроризма», но никак не о войне сирийского народа против американской и турецкой оккупации, которая только предстоит.

Фаджр Салум отмечает, что, несмотря на заявление американского президента о выводе военнослужащих из Сирии, американцы сохранят и базу на территории, подконтрольной СДС, и военную базу в Эт-Танфе на стратегическом пересечении границ Сирии, Ирака и Иордании. Автор отмечает, что президент США по-свойски распоряжается природными богатствами Сирии, предложив сирийским курдам компанию Exxon Mobile для разработки нефтяных месторождений в Дейр-эз-Зоре. Это «наглое» предложение, по его мнению, преследует двоякую цель. Во-первых, обеспечить самофинансирование курдских вооруженных формирований СНС. Во-вторых, отрезать Сирию от источников энергоносителей. Такой шаг, по мнению сирийского эксперта, может надолго затянуть восстановление сирийских экономики и инфраструктуры, разрушенных гражданской войной.  Фаджр Салум отмечает: «Министр обороны США Марк Эспер заявил о том, что тот, кто приблизится к этим месторождениям, будь это военные силы Сирии или России, получит военный отпор от американцев. Он считает, что эти нефтяные богатства, расположенные в глубине нашей территории, принадлежат не сирийцам, а американцам. Это в свою очередь является повесткой для новой войны».

Другой причиной для будущего военного конфликта политолог считает расширяющееся военное присутствие Турции на границах Сирии и в глубине ее территории. Особенно опасным он считает, что эта оккупация осуществляется по согласованию с Россией  и США. Автор упоминает о том, что, согласно Сочинским договоренностям, турецкие войска, участвующие в операции «Источник мира» будут находиться на территории САР временно. «Однако никто не ограничивал это время и одному Аллаху известно, сколько будут находиться турецкие военные на нашей территории. Причем не только те, кто принимает участие в операции «Источник мира», но и те, кто участвовал в операциях «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь»». По убеждению сирийского эксперта, турки никогда не уходят оттуда, куда однажды пришли с оружием. В свое время французы также обещали Дамаску, что турецкое присутствие в провинции Хатай (Искандерун) – временная мера, а закончилось все аннексией этого региона со стороны Анкары.

Таким образом, целый ряд экспертов констатирует значительные трудности, с которыми столкнулась Россия при осуществлении мирных инициатив 22 октября. Во-первых, несмотря на первоначальный план, турецко-российские договоренности не прекратили насилия в регионе. Во-вторых, разрешение выданное Россией Анкаре на то, чтобы занять (фактически оккупировать) часть сирийской территории вызвало резко отрицательную реакцию в Дамаске и открывает дорогу для нового (в том числе вооруженного) сирийско-турецкого конфликта. В-третьих, Россия оказалась обманутой сирийскими курдами из СДС и администрацией Д.Трампа. В Москве питали надежду на то, что сирийские курды почувствуют себя «преданными» американцами и перейдут на сторону сирийского правительства. Однако их лояльность, даже на территориях, занятых российской военной полицией и Сирийской Арабской Армией представляется весьма сомнительной. Вопреки ожиданиям курды не порвали отношений с американскими спецслужбами и Пентагоном и пользуются их поддержкой, в том числе вооруженной. Более того, США в очередной раз ограбили Сирию, взяв под свой контроль месторождения нефти и газа.

  1. https://www.asiatimes.com/2019/11/opinion/russia-not-ready-for-northern-syria/ [1]
  2. https://www.asiatimes.com/2019/11/opinion/displaced-syrians-bargaining-chips-again/ [2]
  3. https://www.raialyoum.com/index.php/هل-انتهت-الحرب-حقّا-في-سورية-كما-صرّح-ال [3]