- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция Греции на подписание меморандума о взаимопонимании между Турцией и Ливией по разграничению морских зон

Ливия оставляет за собой право заключать договоренности с теми странами, с которыми считает нужным. С таким заявлением выступил в пятницу 6 декабря Мухаммед Тахер Сияла, занимающий пост главы МИД в признанном международным сообществом Правительстве национального согласия (ПНС) Ливии Фаиза Сараджа. Таким образом Сияла прокомментировал решение греческих властей о высылке ливийского посла в Афинах в связи с подписанием Ливией и Турцией меморандума о взаимопонимании по разграничению морских зон.  «Решение о выдворении нашего посла — дело Греции. Мы же оставляем за собой право договариваться с теми, с кем считаем нужным. Афины могут обратиться в международный суд, если не согласны с меморандумом», — цитирует министра телеканал «Аль-Джазира». Сияла также добавил, что Греция с 2004 года срывает заключение соглашения с Ливией, касающегося определения границ территориальных вод.  8 ноября в Стамбуле было подписано соглашение о военном сотрудничестве между Турцией и ПНС Ливии, которое предусматривает обучение, подготовку, структурирование юридической базы, а также укрепление отношений между военными двух стран. Был также подписан меморандум о взаимопонимании между Турцией и Ливией по разграничению морских зон, вызвавший резкую реакцию Афин. В пятницу посол Ливии в Афинах был объявлен персоной нон грата из-за подписанного меморандума. Вместе с тем в Афинах подчеркнули, что высылка дипломата не является разрывом дипотношений. Греция сделает все возможное, чтобы меморандум по морским зонам между Турцией и Ливией не вступил в силу. Об этом заявил в пятницу 6 декабря премьер-министр страны Кириакос Мицотакис, сообщая депутатам парламента о результатах состоявшейся в среду своей встречи в кулуарах саммита НАТО в Лондоне с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.  По словам Мицотакиса, были две крайне важные темы, которые доминировали в его дискуссии с Эрдоганом. Это миграционные потоки, так как «Турция не выполняет свои обязательства по соглашению, которое она подписала с Европейским союзом», и «агрессивная политика Турции, которая после незаконных действий в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Республики Кипр теперь распространяется и на другие районы Средиземного моря». Премьер назвал «недействительным документ [по морским зонам], который Анкара заключила с Ливией, несмотря на тот факт, что эта инициатива уже активно оспаривается внутри самой Ливии». «Тексты, на которые ссылается Анкара по морским зонам, не имеют юридической силы и будут аннулированы не только потому, что они не отвечают географии и истории, стирая с карты греческие острова, но и потому, что они привели Турцию к беспрецедентной дипломатической изоляции», — сказал Мицотакис. Как подчеркнул премьер, «Соединенные Штаты, Россия, Европейский союз, Египет и Израиль осудили позицию Турции всего за двое суток» после объявления о подписании меморандума. «Даже в рамках НАТО, которая всегда придерживалась равного удаления в отношении наших разногласий с Турцией, влиятельные страны подвергли критике позицию соседней страны, и первым был президент Франции [Эмманюэль] Макрон, который поставил барьер на пути агрессивности наших соседей со всех официальных трибун», — сказал Мицотакис. «Мы также готовимся к нашим следующим шагам. Хотя вчера в парламенте Турции они утвердили документ, который они написали сами для себя и сами подписали, эту бумагу не признает никто, и она ничего не означает, она пропадет не только потому, что она незаконна, но и потому, что просто нет другой стороны, которая бы легализовала ее путем ратификации в Ливии. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы это соглашение не вступило в силу», — подчеркнул глава правительства. Мицотакис добавил, что ливийский посол уже возвращается в свою страну, а председатель парламента Ливии посетит Грецию на следующей неделе. «Это очень важное событие, поскольку спикер Палаты представителей Ливии уже высказал в Организации Объединенных Наций свои резкие оговорки, свое четкое несогласие по поводу соглашения, подписанного премьер-министром Ливии с президентом Турции», — сказал глава греческого правительства. Ранее в пятницу МИД Греции назвал незаконной попытку разграничения морских зон между Турцией и Ливией согласно заключенному между ними меморандуму, который с ливийской стороны подписывал глава Правительства национального согласия Фаиз Сарадж. По словам МИД, «публикация координат [в результате] попытки разграничения морских зон путем подписания соглашения между Турцией и Ливией подтверждает грубое нарушение международного морского права и суверенных прав Греции и других государств». Как подчеркнули в министерстве, «помимо существенных недостатков, эта попытка является незаконной и не имеет юридической силы». По оценке греческого МИД, документ, в котором имеются координаты для фактического разграничения морского шельфа и исключительных морских зон (ИЭЗ) Турции и Ливии, отнимает часть шельфа и ИЭЗ у Греции. Турция опубликовала и карту таких морских зон с учетом турецко-ливийского меморандума.
В этой связи видимо есть смысл привести важные выдержки из этого меморандума которое определяет координаты турецко-ливийского континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В соглашении говорится, что как Турция, так и Ливия определили точную и справедливую делимитацию своих соответствующих морских районов в Средиземном море, в которых стороны осуществляют суверенитет и суверенные права и/или юрисдикцию в соответствии с применимыми нормами международного права с учетом всех соответствующих обстоятельств.

        «Меморандум о взаимопонимании между Правительством Турецкой Республики и правительством государства национального согласия-Ливии о делимитации районов морской юрисдикции в Средиземном море правительство Турецкой Республики и правительство государства национального согласия-Ливии (далее именуемые «Стороны»).
Подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, постановив определить точную и справедливую делимитацию своих соответствующих морских районов в Средиземном море, в которых стороны осуществляют суверенитет;, суверенные права и / или юрисдикция в соответствии с применимыми нормами международного права с учетом всех соответствующих обстоятельств, принимая во внимание готовность сторон добиваться справедливого и взаимоприемлемого решения вышеупомянутых вопросов путем конструктивных переговоров и в духе добрососедских отношений, будучи убежденными в том, что настоящий меморандум о взаимопонимании будет способствовать укреплению отношений и поощрять дальнейшее сотрудничество между сторонами в интересах двух братских стран, договорились о нижеследующем: СТАТЬЯ I ГРАНИЦЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 1. Границы континентального шельфа и исключительной экономической зоны в Средиземноморье между Турецкой Республикой и Правительством национального согласия-государством Ливия начинаются в «точке А»(34° 16′ 13.720″N — 026° 19′ 11.640″E) и заканчиваются в точке в (34° 09’07.9″N — 026° 39′ 06.3 » E).Стороны договорились об этих границах. 2. Границы континентального шельфа и исключительной экономической зоны, определенные в пункте 1 статьи I настоящего Меморандума о взаимопонимании, показаны на морской карте 308 (источник данных: Ba Chart Edition 1992), масштаб 1: 1 102 000. СТАТЬЯ 10 — регистрация после вступления в силу настоящего Меморандума о взаимопонимании регистрируется в секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций. СТАТЬЯ IV УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ 1. Любой спор между сторонами, возникающий в связи с толкованием или осуществлением настоящего Меморандума о взаимопонимании, разрешается по дипломатическим каналам в духе взаимного понимания и сотрудничества в соответствии со статьей 33 Устава Организации Объединенных Наций. 2. В случае наличия природных ресурсов, простирающихся от исключительной экономической зоны одной стороны до исключительной экономической зоны другой стороны, обе стороны могут сотрудничать в целях достижения соглашения об условиях эксплуатации таких ресурсов. 3. Если какая-либо из двух сторон ведет переговоры о делимитации своей исключительной экономической зоны с другим государством, то эта сторона, прежде чем достичь окончательного соглашения с другим государством, уведомляет об этом другую сторону и консультируется с ней.
Статья V. Поправка и пересмотр. Любая из сторон может предложить поправку или пересмотр настоящего Меморандума по дипломатическим каналам, если это необходимо, за исключением статьи 1 и статьи 2. Поправки вносятся с согласия сторон. СТАТЬЯ VI. Вступление в силу настоящий меморандум о взаимопонимании вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления, посредством которого стороны уведомляют друг друга по дипломатическим каналам о завершении своих внутренних юридических процедур, необходимых для вступления в силу Меморандума о взаимопонимании. Настоящий меморандум о взаимопонимании был подписан в Стамбуле 27 ноября 2019 года в двух экземплярах на турецком, арабском и английском языках, причем все тексты являются равно аутентичными. В случае расхождения в толковании преимущественную силу имеет текст на английском языке».

 

Если брать карту, то выходит, что зоны экономических интересов Турции проходит практически рядом с греческим островом Крит. Но все это технические детали, которые не имеют никакого значения для понимания сути проблем и действий Анкары.
Меморандум еще должен быть ратифицирован парламентом Ливии. В пятницу глава парламента Греции Константинос Тасулас объявил, что в следующий четверг в Афины по его приглашению прибудет с визитом председатель парламента Ливии Акила Салех Исса. Пока не известно, посетит ли он МИД Греции. По нашим данным, это маловероятно (почему — ниже), и в этой связи ожидать от Палаты представителей Ливии ратификации это меморандума (отметим особо, что это не соглашение) не приходится. Но и резких осуждений тоже не будет: в той же Палате представителей сильны националистические настроения, а нынешний меморандум определяет очень выгодные для Ливии границы шельфа и экономической зоны. По данным французских источников, в основе переговоров спикера Палаты представителей Тобрука Акилы Салеха Иссы и его греческого коллеги Константиноса Тасуласа будет лежать соглашение, подписанное в Анкаре 27 ноября премьер-министром Триполи Фаизом Сараджем, которое сводится к признанию расширения турецкого суверенитета в Восточном Средиземноморье. При этом есть важный нюанс: который на сегодня делает невозможным визит Акилы Салеха Иссы в МИД Греции, так как он должен будет получить разрешение на поездку в Афины от Европейского союза, который включил его в свой список лиц, подпадающих под санкции. Таким образом, давая разрешение на такую поездку, Брюссель практически четко обозначает свою позицию по этому вопросу без всяких условностей. Если это произойдет, то это может ослабить позиции сторонников ПНС в ЕС, таких как Великобритания. Тем более что правительство Сараджа становится все более слабым, в то время как напряженность между ополченцами, которые его поддерживают, становится все выше. Изменение политики ЕС в Ливии также может оказать рикошетное воздействие на позицию Совета Безопасности ООН. Акилла Салах Исса призвал ЕС 3 декабря признать легитимность « его»  Палаты представителей, которая близка к Халифе Хафтару, а не к ПНС. В этой связи накануне Берлинской конференции по Ливии так резко обозначать свою полярную позицию к участникам ливийского конфликта Брюссель вряд ли захочет: это автоматически нивелирует все итоги этой конференции еще до ее начала. Но в данном контексте Акила Салах Исса конечно будет ставить условием своей «правильной» позиции по меморандуму исключительно свою и Палаты представителей полную политическую легитимизацию в ЕС, на что пока Брюссель идти не хочет.
Из всего этого следует несколько выводов.

Все оптимистические дипломатические реляции Афин о нормализации отношений с Анкарой после состоявшейся двусторонней встречи с в кулуарах саммита НАТО в Лондоне можно смело списать в утиль. Напомним, что согласно заявлению премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса от 4 декабря, он и президент Турции Реджер Тайип Эрдоган договорились в среду о продолжении обсуждения мер укрепления доверия между двумя странами.     «У нас была открытая дискуссия с президентом Турции Эрдоганом. Я вынес на обсуждение все вопросы, связанные с последними действиями Турции. Мы зафиксировали двусторонние разногласия. Обе стороны согласились продолжить обсуждение мер по укреплению доверия [по линии] министерства национальной обороны», — сказал греческий премьер. В данном тексте надо особое внимание обратить внимание на термин «продолжить», поскольку он имеет важное значение для понимания сути позиции Анкары. Телеканал «Альфа» также привел информацию греческих правительственных источников, согласно которым между Мицотакисом и Эрдоганом прошло «открытое и откровенное обсуждение» имеющихся проблем. «Это была непростая встреча, имелись трудности», — отметили источники. Что касается турецко-ливийского меморандума о взаимопонимании по разграничению морских зон, то, согласно источникам, Мицотакис сказал президенту Турции, что «это юридически недействительное соглашение, которое добавляет сложности в и без того проблемное соседство». Согласно тем же источникам, Греция оставляет за собой право ответить и ожидает увидеть текст данной договоренности, чтобы оценить его, отметил телеканал.
В отношении миграционной проблемы греческая сторона подняла на встрече вопрос о том, что в последние дни турецкая береговая охрана не отвечает на призывы Греции перехватывать лодки с мигрантами, которые отплывают от побережья Турции. Мицотакис отметил, что Греция настаивает на выполнении миграционного соглашения между Турцией и ЕС. О миграции в данном случае говорили уже в контексте меморандума, но сам факт того, что активизация миграционного процесса в Грецию по факту уже произошла свидетельствует только о том, что он является только инструментом воздействия Анкары на позицию даже не Греции, а всего ЕС в целом. И происходит это в формате долгих споров между Брюсселем и Анкарой по вопросу газо- разведывательного бурения на шельфе Средиземного моря. В этом суть проблемы, все остальные шаги Анкары , включая нынешний меморандум — это только следствие этого кризиса. Отсюда следует еще один вывод. Подписание меморандума с Триполи является со стороны Анкары исключительно только средством повышения ставок в своих спорах с ЕС именно по этому вопросу. Сам меморандум собственно ничего в юридическом плане не значит: его точно не ратифицирует ПП Ливии вряд ли зарегистрирует секретариат ООН. И дело было не юридическом, а в политическом смысле (собственно недаром на переговорах в рамках его подписания участвовал и глава Национальной разведывательной организации (МIТ) Турции Х.Фидан) — Анкара усиливает свои переговорные козыри с ЕС по всем направлениям, напрягая ее внешнеполитический аппарат и вынуждая занять полярную позицию по ливийскому досье.
При этом помимо шельфа давление Анкары на Афины имеет и еще один смысл, но уже в рамках чисто внуриполитических позиций самого Эрдогана. Это тема возвращения восьми турецких военных, которые перелетели в Грецию после путча. Отметим, еще 16 июля 2016 года, что турецкий Генштаб передал командованию Сухопутных войск и авиационным подразделениям приказ о выполнении плана по возвращению вертолета и восьми турецких военнослужащих из Греции. Военный атташе посольства в Афинах также был проинформирован об этом приказе. Согласно документам, командование Сухопутных войск Турции вступило в контакт с греческой стороной после того, как вертолет был использован турецкими военными для бегства после путча в Турции. Согласно этому приказу, греческие власти согласились вернуть не только вертолет, но и восемь турецких офицеров, которые бежали, чтобы избежать пыток, жестокого обращения и возможной смерти от рук турецких военных и полиции. Приказ подтверждает сообщение, переданное министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу в Twitter в 17:15 часов 16 июля, в котором он сказал, что разговаривал с тогдашним министром иностранных дел Греции Никосом Котзиасом по телефону и утверждал, что Котзиас заверил его, что Греция вернет восемь военнослкжащих как можно скорее. Министр иностранных дел Турции заявил, что греческий коллега согласился на передачу турецких военных, которые искали убежища в Греции. Хотя, как представляется, в первые часы после инцидента между турецкими и греческими официальными лицами была заключена своего рода политическая сделка, план передачи турецких военных был сорван, когда греческие правоохранительные органы зарегистрировали их ходатайства о предоставлении убежища в Интерполе, и греческая судебная система вмешалась в это процесс. Фактически, после судебных разбирательств, слушаний и апелляций всем восьми турецким военным было предоставлено убежище в Греции, несмотря на возражения греческого правительства. Команде турецких военных, которая была отправлена в Грецию для организации депортации, было разрешено забрать только вертолет вечером 16 июля 2016 года. Верховный суд Греции отклонил любую идею об отправке офицеров обратно, заявив, что они не получат справедливого судебного разбирательства в Турции, где продолжается кадровая чистка армии. Этот нюанс Эрдоган расценил как «пощечину лично себе», и вот в данном моменте во многом (помимо конечно финансового аспекта откупа от миграционного кризиса и желания бурением легитимизировать статус Северного Кипра) надо искать все остальные шаги Анкары в отношении напряжения ее отношений с Афинами: начиная от демонстративного бурения около Кипра, оживлением незаконной миграции и заканчивая «ливийским меморандумом».