- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Тунисе: ноябрь 2019 г.

В ноябре лидер движения умеренных исламистов Рашид Ганнуши добился своего избрания на пост спикера парламента. Место премьер-министра занял близкий исламистам, но официально беспартийный бывший советник министра сельского хозяйства Хабиб Жемли. К концу декабря он поручился сформировать правительство, однако консультации с потенциальными участниками проходили исключительно трудно.

C целью смягчить позицию неуступчивых партнеров, движение «Ан-Нахда» представило им на рассмотрение 1 ноября предварительную программу действий будущего технократического правительства, которое исламисты, заняв первое место на последних выборах, должны оформить в ближайшее время. Эта программа, составленная как соглашение о намерениях, могла бы, по мнению руководства движения, привлечь представителей парламентских фракций, относившихся к исламистам с недоверием. Главными пунктами соглашения были борьба с коррупцией, бедностью, укрепление безопасности, экономического роста, повышение качества образования и социальных служб, а также усиление местных институтов власти и завершение формирования конституционных органов. Пресс-секретарь «Ан-Нахды» Имад аль-Кхемири заметил, что «впервые в Тунисе мы начинаем переговоры с программы действий до момента избрания членов нового правительства». [1] Немногим позже председатель Совета Шуры Абделькарим аль-Харуни признал, что «к сожалению, некоторые партии не придали значения программе, принципиально поставив вопрос о том, кто именно возглавит правительство». [2] Первые консультации были проведены с Демократическим течением (22 места), союзом «Аль-Карама» (21 место) и Народным движением (16 мест). Однако и Демократическое течение, и Народное движение выдвинули жесткие условия – передать им в кабинете министров должности министров внутренних дел, юстиции и административных реформ, а также чтобы глава правительства был беспартийным.

С высокой долей вероятности эти требования были неприемлемы «Ан-Нахды», потому как уже 4 ноября просочились неофициальные данные о переговорах между «Ан-Нахдой»  и партией медиамагната Набиля Карауи «Сердце Туниса» («Къальб Тунис»). Пресс-секретарь «Сердца Туниса» Хатим аль-Малики заметил в этой связи: «мы проигнорируем обвинения в коррупции, которые выдвинули против нас лидеры «Ан-Нахды», ради национальных интересов». [3] В этом смысле партия «Сердце Туниса» проявила чудеса гибкости взглядов, поскольку ранее однозначно отказывалась от потенциального сотрудничества с исламистами, строя на этом свою предвыборную агитацию. Партия Н.Карауи, со своей стороны, увязывала вопрос избрания спикера парламента (на эту должность претендовал лидер исламистов Рашид Ганнуши) и премьер-министра, призывая обеспечить политическое равновесие и избежать гегемонии какой-либо политической силы, имея в виду недопустимость назначения на обе должности члена движения умеренных исламистов. Кроме того, партия потребовала, чтобы во главе нового правительства встал человек, имеющий экономическую квалификацию и достойный уважения. В целом эту мысль разделяло большинство парламентариев.

В условиях, когда исламистам требовалось для своей поддержки набрать не менее 109 голосов в парламенте, располагая лишь голосами 52 депутатов своей фракции и 21 депутата из дружественной коалиции «Аль-Карама» [4], позиция «Сердца Туниса» могла в прямом смысле спасти положение. Поэтому «Ан-Нахда» сосредоточилась на поиске приемлемой кандидатуры премьер-министра за пределами движения, чтобы Рашид Ганнуши беспрепятственно смог возглавить парламент.

В преддверии открытия новой парламентской сессии, на которой решался вопрос об избрании спикера, «Ан-Нахда» анонсировала 9 ноября успешные консультации с бывшим председателем Национального учредительного собрания и беспартийным Мустафой Бен Джаафаром, чтобы тот возглавил новое правительство. На следующий день Совет Шуры движения официально утвердил в должности кандидата на пост спикера парламента Рашида Ганнуши. Среди его соперников в парламенте выступали Абир Муси (Свободная конституционная партия, аль-Хизб ад-дустурий аль-хурр), Гази аш-Шаваши (Демократическое движение) и Рида Шарфаддин («Сердце Туниса»). К вечеру 13 ноября Рашиду Ганнуши отдали предпочтение 123 депутата из 217. Кампания по избранию лидера исламистов председателем парламента была разыграна как по нотам, и решающее значение в ней имела поддержка «Сердца Туниса». Конечно, партия Карауи тоже «получила дивиденды», поставив условием, что, если она снимет кандидатуру Шарфаддина и поддержит Ганнуши, то заместителем спикера будет назначена представитель «Сердца Туниса» Самира аш-Шаваши. Этот пункт негласного договора был полностью выполнен. Стали даже поговаривать и том, что место премьер-министра обещано либо самому Карауи, либо его доверенному лицу.

Между тем 15 ноября, после того, как с вопросом о назначении Ганнуши было покончено, «Ан-Нахда» официально выдвинула своим кандидатом на пост премьер-министра совсем не Мустафу Бен Джаафара, а  60-летнего Хабиба Жемли, который ранее занимал должность советника министра сельского хозяйства при правительствах Хамади аль-Джебали и Али Ларайеда в 2011-2014 гг., т.е. в период «политической славы» исламистов. Уроженец провинции Кайруан, он получил образование агроинженера и госуправления в области сельского хозяйства, а позже работал в частном секторе, в том числе в одной из крупных национальных компаний — «Мутавасситыйа ли-ль-хубуб» («Средиземноморская компания по производству зерна»). Хотя Жемли числился беспартийным, он был скорее лоялен исламистам, поддерживая с ними крепкие связи. Приняв официальное поручение сформировать правительство, он заверил, что проведет консультации со всеми силами и движениями, представленными в парламенте, а также национальными организациями и крупными политиками, имеющими опыт управления.

Однако на этом маневры «Ан-Нахды» не закончились. Получив в свой адрес град обвинений в сотрудничестве с коррупционерами (т.е. партией Набиля Карауи), Ганнуши, неожиданно 18 ноября извинился перед избирателями и публично отказался от идеи принимать депутатов партии «Сердце Туниса» в будущее правительство. Действительно осенью «Ан-Нахда» во время предвыборной кампании делала упор на борьбе с коррупцией, обещая взяться всерьез за эту проблему. А медиамагнат Набиль Карауи как раз был задержан летом 2019 г. по обвинению в отмывании денег и прозван «тунисским Берлускони». Сам Карауи винил в своем, незаконном, по его мнению, аресте именно происки исламистов. Жесткая конфронтация Карауи по отношению к исламистам базировалась еще и на подозрении исламистов в их причастности к политическим убийствам 2013 г. Удивительным образом сгладивший взаимные обвинения негласный компромисс партий относительно назначения Ганнуши спикером помог исламистам достичь желаемого результата. Но как только «Ан-Нахда» добилась желаемого, оказалось, что Рашиду Ганнуши рискованно идти на откровенное нарушение предвыборных обещаний. Ведь в 2020 г. предстоит решающий съезд партии, где планируются перевыборы руководства.

Описанный выше пассаж демонстрирует, во-первых, степень изворотливости лидеров «Ан-Нахды». Выходит, партия Демократические течение и Народное движение не напрасно проявили осмотрительность, когда не пошли на сговор с «Ан-Нахдой» и не согласились поддержать Ганнуши в должности спикера до того, как будет окончательно назначен новый премьер. Во-вторых, маневры исламистов осложнили миссию новому председателю правительства: без помощи крупных фракций правительство не удастся сформировать, а от исламистов уже отвернулись Народное движение (16 мест), Демократическое течение (21 место), Свободная конституционная партия (17 мест) и, вероятно, «Сердце Туниса» (38 мест), т.е. почти все крупные фракции. В-третьи, видимо, лидеру «Ан-Нахды» было принципиально не подорвать свой престиж, а возглавив нынешнее правительство, у него было мало шансов выйти победителем. Поэтому должность главы законодательного органа он счел для себя достойной альтернативой должности премьер-министра. Аналитики по этому поводу прокомментировали, что, это назначение Рашиду Ганнуши, как идеологическому главе движения исламистов, как нельзя выгодно, ведь он сможет продвигать или наоборот тормозить принятие важных законодательных инициатив, которые, будь они не в духе ислама, никогда не увидят свет.

Кризис в ан-Нахде и коррупция

Становится привычным явлением то, что в движении «Ан-Нахда» представители его руководящих органов отказываются от своих обязанностей. В сентябре из руководства «Ан-Нахды» вышел глава администрации Рашида Ганнуши — Зубейр аш-Шахуди, объяснивший свое решение провалом кандидата от исламистов Абдельфаттаха Муру на президентских выборах. Тогда он имел смелость призвать Ганнуши вообще отстраниться от политики. [5] 23 ноября о выходе из движения объявил его генсек Зийед Ладхари, который по совместительству исполнял обязанности министра развития, инвестиций и международного сотрудничества. На своей странице в Фейсбуке Ладхари пояснил, что не пожелает участвовать в рамках движения в формировании будущего правительства: «Мне совсем не нравится путь, по которому пошла страна некоторое время назад, особенно из-за важных решений, принятых партией в последнее время». [6] Ладхари занимал пост генсека партии «Ан-Нахда» с июля 2016 г.

В последнее время представители движения часто выражали недовольство, например, заявлениями Рафика Абдессалама, зятя Ганнуши, и других руководителей. Одно их них касалось призыва продлить полномочия Ганнуши в качестве лидера движения и отложить процедуру переизбрания руководящих органов. Даже Абдельхамид Жласи, заместитель Ганнуши и видный партийный деятель, заметил, что, если в партии исламистов не будет демократии, она превратиться в клон партии власти прежнего режима. [7]

30 ноября Ладхари дал интервью, где отметил, что новый премьер Жемли – ставленник исламистов и их близкий друг, добавив, что решение о его назначении принял единолично Ганнуши, и сделал это в самый последний момент. По словам ат-Азари, кандидатура Жемли не обсуждалась в Совете Шуры даже с точки зрения его способностей управления и квалификации, потому как было подано как уже состоявшееся, принятое решение.

На этом фоне в СМИ движение «Ан-Нахда» упоминалась в связи с еще двумя скандалами – арестом Сами Фехри, владельца популярного телеканала «ат-Тунисийа», и сделкой с турецким подрядчиком, построившим международный аэропорт Энфида-Хаммамет.

В ноябре телеканал «ат-Тунисийа» анонсировал показ цикла передач-расследований про коррупционную деятельность «Ан-Нахды», пообещав раскрыть тайны о секретном боевом отделе движения, а также источниках его финансирования. Напомним, что в январе 2019 г. тунисский суд обвинил в политических убийствах 2013 г. человека, который, судя по материалам следствия, возглавлял тайное боевое крыло движения «Ан-Нахда» и сотрудничал непосредственно с «черным департаментом» МВД, который существовал пока исламисты были у власти в 2001 – 2013 гг. Владелец телеканала «ат-Тунисийа» Сами Фехри 2 ноября получил на свою почту угрозы и предпочел аннулировать анонс телепередач. Однако 6 ноября Фехри был арестовали по подозрению в коррупции и отмыванию денег. Таким образом, Фехри стал уже вторым медиамагнатом, попавшим под следствие за отмывание денег после Набиля Карауи. К слову, в течение последней предвыборной кампании телеканал «ат-Тунисийа» неприкрыто поддерживал Карауи и даже высказывался против ныне избранного президента Каиса Саида. 16 ноября Сами Фехри был освобожден из тюрьмы без права выезда за рубеж, но остался под следствием, пока его виновность не будет доказана или опровергнута. Похоже, что движение исламистов не безосновательно обвиняли в давлении на журналистов.

Второй скандал касался заявлений лидера Всеобщего союза тунисских трудящихся (профцентра, UGTT) Нуреддина Табуби, который 10 ноября обратился в суд по делу о коррупционной сделке, в которой, по его мнению, замешана «Ан-Нахда». Так, между тунисским правительством и турецким подрядчиком в 2007 г. была заключена сделка стоимостью 500 млн долл. о строительстве международного аэропорта Энфида-Хаммамет при условии, что в течение 40 лет Турция получит право эксплуатации аэропорта. При этом после сооружения аэропорта ввиду несоответствия качества исполненных работ техническим требованиям там случались серьезные аварии. В ноябре 2019 г. выяснилось, что тунисское правительство внезапно решило возместить турецкому подрядчику значительную часть затраченных на проект средств. Исламисты и ранее демонстрировали свою лояльность туркам. Например, в 2019 г. депутаты от исламистов покинули зал, когда в палате депутатов голосовали о повышении пошлины на ввоз турецких поваров. «Они продают страну иностранцам, главным образом президенту Турции …, чтобы гарантировано сохранить себе власть», — возмущался Табуби. [8] Похоже, правительство во главе с исламистами, нажило себе еще одного крупного недруга в лице профсоюза – мощной неправительственной организации, имеющей давнюю историю противостояния официальным властям.

Интересно, сможет ли тунисский парламент во главе с Рашидом Ганнуши до 10 декабря принять бюджет страны на 2020 г., а новый премьер-министр Хабиб Жемли – предоставить списки нового кабинета министров. Если ему не удастся справиться с этой задачей в течение двух месяцев, то президент сам назначит премьер-министра, не обязательно из состава победившей на парламентских выборах партии. Однако, если и это не поможет, то будут объявлены повторные парламентские выборы.

[1] https://www.france24.com/ar/20191102-%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3-%D8%AD%D8%B1%D9%83%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%86%D9%87%D8%B6%D8%A9-%D8%AA%D8%B9%D8%B1%D8%B6-%D9%88%D8%AB%D9%8A%D9%82%D8%A9-%D8%A7%D8%AA%D9%81%D8%A7%D9%82-%D9%84%D8%AA%D8%B4%D9%83%D9%8A%D9%84-%D8%AD%D9%83%D9%88%D9%85%D8%A9-%D9%83%D9%81%D8%A7%D8%A1%D8%A7%D8%AA [1]

[2] https://arabic.euronews.com/2019/11/10/ennahda-nominates-ghannouchi-to-head-tunisian-parliament [2]

[3] https://middle-east-online.com/%D8%A3%D8%B2%D9%85%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%86%D9%87%D8%B6%D8%A9-%D8%AA%D8%AA%D8%B9%D9%85%D9%82-%D9%85%D8%B9-%D8%AA%D9%88%D8%A7%D8%B5%D9%84-%D8%B5%D8%B9%D9%88%D8%A8%D8%A9-%D8%AA%D8%B4%D9%83%D9%8A%D9%84-%D8%AD%D9%83%D9%88%D9%85%D8%A9 [3]

[4] Подробнее: Об итогах парламентских выборов в Тунисе —  http://www.iimes.ru/?p=61697 [4]

[5] http://www.assabahnews.tn/article/221921/%D8%B2%D8%A8%D9%8A%D8%B1-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D9%87%D9%88%D8%AF%D9%8A-%D9%84%D9%80%D8%A7%D9%84%D8%B5%D8%A8%D8%A7%D8%AD-%D9%86%D9%8A%D9%88%D8%B2-%D9%84%D9%87%D8%B0%D8%A7-%D8%A7%D8%B3%D8%AA%D9%82%D9%84%D8%AA-%D9%85%D9%86-%D9%85%D9%87%D8%A7%D9%85%D9%8A-%D8%A7%D9%84%D9%82%D9%8A%D8%A7%D8%AF%D9%8A%D8%A9-%D8%A8%D8%A7%D9%84%D9%86%D9%87%D8%B6%D8%A9-%D9%88%D8%A3%D8%AF%D8%B9%D9%88-%D8%A7%D9%84%D8%BA%D9%86%D9%88%D8%B4%D9%8A [5]

[6] https://www.facebook.com/Zied.Ladhari.Officiel/posts/1788374144628339 [6]

[7] https://albiladdaily.com/2019/12/01/%D8%A7%D9%84%D8%A5%D8%AE%D9%88%D8%A7%D9%86-%D9%8A%D9%82%D9%88%D8%AF%D9%88%D9%86-%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3-%D9%84%D8%AE%D9%8A%D8%A7%D8%B1%D8%A7%D8%AA-%D8%B3%D9%8A%D8%A6%D8%A9/ [7]

[8] https://thearabweekly.com/turkish-management-tunisias-enfidha-airport-stirs-controversy [8] ;

https://www.msn.com/ar-sa/news/national/%C2%AB%D8%B5%D9%81%D9%82%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B7%D8%A7%D8%B1%C2%BB-%D8%AA%D9%81%D8%B6%D8%AD-%D8%B9%D9%84%D8%A7%D9%82%D8%A7%D8%AA-%C2%AB%D8%A5%D8%AE%D9%88%D9%86%D8%AC-%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3%C2%BB-%D8%A8%D8%AA%D8%B1%D9%83%D9%8A%D8%A7/ar-BBXh5Yh [9]