- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии Турции в саммите НАТО в Лондоне. Часть 3

3-4 декабря 2019 году в Лондоне состоялся двухдневный Саммит НАТО, в котором приняли участие главы государств членов Альянса, включая президента Турции Р.Т. Эрдогана, а также лидеров Западных держав – Д. Трампа, А. Меркель, Э. Макрона, Б. Джонсона.

Турция продолжает испытывать значительные трудности с тем, чтобы продвигать в Альянсе свою повестку – в частности, признание сирийских курдских «Сил народной самообороны» и Партии демократический союз террористическими организациями. Не говоря уж о мобилизации сил Альянса на борьбу с терроризмом, в его турецкой трактовке, разумеется.

Свой козырь – в виде вето на Плане по обороне Балтики и Польши – Турция в Лондоне отдала, сняв свои возражения. Единственное, что остается на руках у Турции – это вклад в кассу НАТО. Вообще, в Альянсе – всего 9 стран, которые исправно вносят 2% своего ВВП в бюджет организации. Турция, в этом смысле, немного недотягивает. Её же взнос – на уровне 1,89% ВВП. Вот, собственно, и все, чем Турция ещё может оперировать при переговорах с руководством Альянса. В остальном, козырей у Турции на руках – нет, чтобы можно было бы продвигать свою повестку. Вообще, Турция, в последнее время, смотрится на периферии в Альянсе.

Бенефисом в Лондоне для Р.Т.Эрдогана стало его выступление перед местной мусульманской, в частности, турецкой диаспорой. Надо отметить, что там, где местные власти это допускают (в континентальной Европе с этим у турок регулярно возникают сложности – В.К.), для турецкого лидера – это излюбленный формат, к которому он обращается в своих поездках.

Напомним, что мы остановились на показателях торгово-экономического сотрудничества между Турцией и Великобританией, озвученных турецким лидером.

Необходимо отметить, что Великобритания является одним из важнейших, вторым по объему зарубежных поставок, европейским экспортным рынком для Турецкой Республики. Причем, наблюдается тот благоприятный для Турции случай, когда сальдо внешней торговли – именно в турецкую пользу (при общем дефиците внешней торговли).

Проиллюстрируем на цифрах: экспорт из Турции в Великобританию в 2018-м году вырос, по сравнению с предыдущим 2017-м годом, на 15,7% и достиг 11 млрд 110 млн долларов. На этом фоне, импорт увеличился более скромными темпами – на 13,7% — и достиг 7 млрд 446 млн долларов. В целом, товарооборот между странами возрос на 14,91% и составил 18,55 млрд долларов.

Помимо этого, следует отметить интенсивные контакты между Турцией и Великобританией в сфере туризма. Излюбленным регионом в Турции для посещения и для инвестиций в недвижимость со стороны граждан Великобритании является Эгейское побережье страны (Средиземное побережье «закреплено» за россиянами и за немцами, Черноморское побережье – за арабскими туристами и инвесторами).

Как отметил в своем выступлении перед местной диаспорой президент Турции Р.Т.Эрдоган, в 2018 году Турцию посетило 2 млн 250 тыс. граждан Соединенного Королевства.

Если мы обратимся к данным Турецкого комитета по статистике, то мы увидим, что в 2018 году Турцию посетило 1 млн 885 тыс. подданных Великобритании. Можно говорить о том, что наблюдается рост посещения англичанами Турции в последние годы, однако, это не совсем так: наблюдается лишь постепенный возврат к пиковым значениям. Который, к тому же, ещё на конце 2019 года не достигнут.

Пик посещения Турции гражданами Великобритании был достигнут в 2010 году, прямо накануне событий так называемой «арабской весны». Тогда Турцию посетило 2 млн 131 тыс. англичан. На протяжении нескольких лет, это число держалось на уровне приблизительно в 2 млн человек. Спад произошел в 2016-м году, когда число посетителей резко упало до 1 млн 416 граждан Великобритании.

Тут сработало сразу два фактора: во-первых, волна террористических атак, которая буквально захлестнула Турцию в 2015 и в 2016-м годах. А также попытка военного переворота, предпринятая в середине 2016-го года с последующим введением в стране режима чрезвычайного положения.

Тем не менее, по-прежнему, подданные Великобритании являются важной статьей доходов для турецкого туристического сектора, а также для местных застройщиков. В частности, британцы достаточно неплохо покупают недвижимость на «турецкой Рублевке» — на полуострове Бодрум, где цены на недвижимость, в среднем, выше в два, а то и в три раза, чем на других турецких курортах (допустим, на Средиземном море — в Анталье или Аланье).

Отметим, что английские туристы, по сравнению с теми же россиянами и немцами, менее падки на отдых по системе «все включено». Иными словами, они склонны не к тому, чтобы покупать пакетные туры, а путешествовать самостоятельно. То есть, они тратят деньги не на гостиницы и перелеты – в составе пакета «все включено», а на другие компоненты индустрии гостеприимства.

Это довольно ярко иллюстрируют данные исследования, которое было озвучено на закрытом мероприятии, проведенном компанией Mastercard в Анкаре в конце прошлого года.

Так были обнародованы цифры о том, сколько денег тратят туристы той или иной национальности в Турции (разумеется, есть ещё платежная система Visa, а, кроме того, те же россияне нередко пока ещё предпочитают рассчитываться в магазинах наличными, однако, думается, что, в общем и целом, на картину происходящего эти оговорки не влияют).

Итак, сколько в среднем тратят иностранцы в Турции?

Вот пятерка лидирующих стран (по убыванию): выходцы из Саудовской Аравии – 1400 долл. на 1 человека в среднем, Германия – 744 долл. / 1 чел., Голландия – 667 долл. / 1 чел., Великобритания – 602 долл. / 1 чел., и, наконец, Россия идет с большим отрывом – 302 долл. / 1 чел.

Иными словами, если отталкиваться от данных Турецкого комитета по статистике, то граждане Великобритании оставляют в турецком секторе обслуживания, будучи находясь в Турции (речь идет не о пакетных турах), около 1 млрд 135 млн долларов ежегодно.

Тут же следует отметить следующее обстоятельство, что Великобритания не является крупным инвестором в турецкую экономику.

При том, что на территории страны работают около 2500 английских компаний, общий объем прямых иностранных инвестиций из Великобритании в Турцию оценивается на уровне всего лишь в 1,3 млрд долл. (по данным 2015 года).

Однако, возвращаемся к выступлению Р.Т.Эрдогана, который заявил, ни много ни мало, что турецкие граждане в Соединенном Королевстве не могут адекватно отразить успех, которого они достигли в экономической жизни, ещё и в политической сфере.

Процитируем турецкого лидера: «Турецкая диаспора испытывает нехватку в политическом и в гражданском измерениях. Это приводит к тому, что её влияние, в решении вопросов будущего, ослабляется. Нам нужны организации гражданского общества с высокой национальной сознательностью, возможно – в Великобритании больше, чем во многих других местах. Для этого мы ожидаем, что вы будете более организованными, организованными и солидарными».

Опять же подчеркнем, что подобные прямые призывы к тому, чтобы влиять изнутри на политическую жизнь зарубежного государства, через свою диаспору не находят официальной реакции со стороны местных властей. Остается только удивляться тому, как коллективный Запад смакует каждый инцидент с постом в социальных сетях, приписываемый России, и выражает готовность вводить против неё санкции и демонстративно не реагирует на попытки Турции использовать за рубежом свою диаспору.

При том, что, по части продвижения своей мягкой силы за рубеж, как представляется, Турция действует, по сравнению с Россией, куда как более напористо и, в результате, успешно. Да и турецкая диаспора – изначально склонна к большей коллективности за рубежом, чем диаспора отечественная, которая разобщена и достаточно быстро отрывается от «российских реалий».

Переходя непосредственно к Саммиту НАТО, президент Р.Т.Эрдоган поделился с собравшейся диаспорой мыслями о борьбе с терроризмом. В частности, он указал, что этот вопрос затрагивался в ходе встречи глав государств Североатлантического Альянса.

Процитируем турецкого президента: «Проблема террора является для нас вопросом на протяжении 40 лет. В течение 40 лет было много жертв терроризма. К сожалению, пока это все происходило, никто (имеется в виду из зарубежных лидеров – В.К.) не стучал в наши двери, чтобы принести свои соболезнования. Никто не звонил, чтобы поинтересоваться (случившимся – В.К.). Те, кто поставлял террористическим организациям десятки тысяч грузовиков, оружия, боеприпасов и оборудования (речь идет, разумеется, о США – В.К.), отказался продавать нам оружие за деньги, они не поставляли нам оборудование. Однако, несмотря на все это, мы работали, мы делали все от нас зависящее. Да, сейчас плохие соседи сделали нас хозяином в собственном доме. А вот теперь тем, кто пытается нас учить борьбе с терроризмом, я скажу просто эти слова: «Держите свой ум при себе!»».

Подчеркнув, что термин «исламский террор» является некорректным выражением, президент Эрдоган, в очередной раз, указал следующее: «Ислам — это религия мира, вы никогда не сможете соединить террор и нашу мирную религию. Вы не можете использовать слово «ислам» как прилагательное перед словом «террор». Извините, но я проклинаю тех, кто использует это выражение».

Заметим, что турецкое руководство последовательно борется с тем, чтобы в мире использовалось выражения «исламский террор», «исламский терроризм», «исламский радикализм» и проч. Напротив, руководители Турции, включая президента Р.Т. Эрдогана, постоянно говорят о том, что у терроризма «нет лица» и «религиозной принадлежности», о том, что «ислам – это мирная религия». В том числе, турецкими усилиями можно объяснить то, что на смену «Исламскому государству» (здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), как названию, пришел малопонятной для публики акроним ДАИШ, менее ущемляющий права мусульман. Кроме того, Турция ежегодно готовит и публикует исследование под заголовком «Исламофобия», активно продвигая мысль о том, что во всем мире мусульмане подвергаются гонениям и требуя приравнять «исламофобию» с «антисемитизмом» в «правах».

При этом у турецкой стороны находятся и свои аргументы в свете происходящих в мире событий, в частности, из-за роста антиисламских настроений в мире.

В частности, напомнив, что 51 человек был убит в результате террористической атаки на мечеть в Новой Зеландии, президент Р.Т.Эрдоган, выступая перед диаспорой, сказал следующее: «Мы использовали такое выражение, как «христианский террорист»? Мы не используем, потому что наша религия ислам запрещает это делать. Поэтому, до того, как мы начнем говорить об исламском терроризме, давайте сначала поговорим о том, как сделать отношения между нашими религиями мирными. К сожалению, некоторые из неуважительных лидеров уважаемых стран в мире все еще используют термин «исламский террор». Это – неправильно, мы не сможем с этим смириться».

Президент Р.Т.Эрдоган заявил, что турецкая община, проживающая в Великобритании, должна добиваться того, чтобы их дети и молодежь получали хорошее образование.

Как сказал в адрес мусульманской диаспоры турецкий лидер: «Важно, чтобы наши дети и молодежь изучали свой собственный язык и культуру и поддерживали свои связи с родиной. Это никогда не является препятствием для интеграции. В эпоху глобализации отдельные люди чувствуют себя принадлежащими к нескольким странам. Главное, что следует отрицать – это требование от иммигранта отказаться от своих корней, чтобы иметь возможность интегрироваться в общество, в котором он (сейчас) живет».

На самом деле, это – то, о чем мы говорим постоянно: насколько успешно Турция работает со своей диаспорой – это отдельный вопрос. Однако, сложно отрицать то, что к этому прикладываются большие усилия, причем поддерживаемые лично с самого верха. Р.Т.Эрдоган, как в Лондоне, выступает и перед другими турецкими диаспорами по миру, где ему только предоставляется подобная возможность. И ещё один момент – это отношение к деньгам в Турции. Надо отметить, что турки умеют быть бережливыми и малыми силами и расходами достигать решения больших задач. Это в полной мере касается вопросов, связанных с финансированием НКО.

Небольшая иллюстрация к тому, как это работает на практике: в Турции, для любой мало-мальски заметной НКО не составляет никакой проблемы найти поддержку со стороны гостиницы для проведения своих мероприятий в конференц-зале и для размещения своих гостей. Кроме того, также бесплатно может быть решен вопрос и с авиабилетами. Таким образом, из сметы мероприятия строки, которые являются достаточно серьезными статьями, сразу становятся нулевыми. Все, что остается делать – это непосредственно подготовить и провести само мероприятие. Такая система и позволяет столь многим НКО в Турции не просто быть на плаву, но функционировать и добиваться успеха.

Касательно процессов, происходящих в Европе, президент Р.Т.Эрдоган заявил, что он внимательно следит за процессом отделения Великобритании от Европейского Союза и что турецкие министерства в этой стране продолжают поддерживать контакты с соответствующими министерствами, чтобы «не оказывать негативного влияния».

С другой стороны, президент Р.Т.Эрдоган отметил, что в последнее время во всей Европе возросли расизм, дискриминация, антисемитизм и враждебность к исламу, и подчеркнул, что мусульмане и турецкое общество являются «мишенью для ультраправых движений».

Заявив, что недавние выборы в Европейский парламент еще раз продемонстрировали, что «политика идентичности» в Европе становится все более доминирующей, президент Эрдоган сказал, что предрассудки сыграли в этом важную роль. Более того, предрассудки, по словам Р.Т.Эрдогана, усугубляются «безответственными заявлениями средств массовой информации и некоторых политиков».

Президент Р.Т.Эрдоган сказал, что волна «культурного расизма» (это следует считать новым термином, чуть ли не впервые прозвучавшим от турецкого лидера – В.К.) затронула всех: «Храбрая реакция ливийской мусульманки на жестокое обращение с отцом и сыном еврея в лондонском метро недавно вновь подтвердила этот факт… Организации неонацистов так же опасны, как и ДАЕШ (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), для мира, спокойствия и будущего человечества так же, как и РПК».

Как указал президент Р.Т.Эрдоган, он продолжает работать как непосредственно на месте, так и за столом всех институтов, с целью защиты прав граждан, с целью положить конец расистским настроениям и выражениям ненависти.

Дальше — больше, президент Р.Т.Эрдоган попросил граждан Турции, проживающих в Великобритании, не оставлять площади (в стране) «террористам из РПК – СНС», а также «негодяям из ФЕТО», которые «злоупотребляют свободами в этой стране».

Процитируем турецкого лидера: «Пожалуйста, покажите своим собеседникам истинное лицо этих предательских банд. Выразите свой дискомфорт в качестве турок, живущих в Великобритании, из-за толерантности по отношению к этим структурам. Эти организации также являются врагами Соединенного Королевства. В конце концов, террор не видит разницы между народом и государством. Мы должны подчеркнуть, что это – угроза для всего человечества.  Конечно, мы никогда не попадем в ловушку, которую кто-то хочет для нас расставить. Пожалуйста, не потворствуйте фанатизму террористических организаций и не позволяйте им использовать наивность нашей молодежи».