- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкий оборонно-промышленный комплекс в книге центра SETAV. Часть 9

Завершаем обзор книги А.Озер под названием «Подъем турецкой оборонной промышленности», изданной в Фонде политических, экономических и общественных исследований SETAV (автор и название книги – латиницей: Ayse Ozer «The Rise of the Turkish Defense Industry», SETA — 2019) – ведущем мозговом центре Турции.

Напомним, что мы остановились на рассмотрении Главы 4 книги, в частности, того раздела, который озаглавлен как «Политическая экономия военно-промышленного комплекса».

Собственно, как пишет автор, повышение независимости оборонно-промышленного комплекса решает серьезные стратегические задачи для страны. Однако, у создания собственного ОПК есть и экономическое измерение: снижается внешнеторговый дефицит страны, через увеличение экспорта и снижение импорта, растут вложения в сфере НИОКР, которая обеспечивает создание новых продуктов и прорывы в технологической сфере, создаваемые инновации находят свое применение и распространение на другие сферы, приводя в свою очередь к новым открытиям, растет загрузка производственных мощностей страны, растут инвестиции, возникают новые возможности для бизнеса. И все перечисленное выше возвращается для страны через экономические прибыли.

Итак, какие же выводы в заключительной главе книги делает её автор Аише Озер?

Подчеркивая важность создания собственного, независимого оборонно-промышленного комплекса, А.Озер, в очередной раз, упоминает о том негативном опыте, которые наличествует у стран, не имеющих полной независимости своего ОПК, будь то: Турция, Южная Африка, Тайвань, Бразилия, Индия. Как пишет А.Озер, все перечисленные страны на себе испытали последствия зависимости своего ОПК от зарубежья. В стратегическом смысле, страны, зависимые от оружейных поставок, становятся уязвимыми и подверженным манипуляциям извне.

Турецкое руководство, как пишет А.Озер, усвоило этот урок и приступило к реализации в сфере ОПК ряда инициатив, которые удалось продвинуть без задержек из-за того, что в Турции с 2002 года – однопартийное правление и оппозиция не может их заблокировать (заметим, что о необходимости активного развития собственного ВПК в Турции заявляет не только правящая Партия справедливости и развития, но и подавляющее большинство крупных оппозиционных партий, за исключением лишь, пожалуй, прокурдской Партии демократии народов; последняя выступает резко против милитаризации Турции – В.К.).

С другой стороны, в современном мире растут угрозы и параллельно стартовала гонка вооружений, которую представляется невозможным остановить. Растущий милитаризм на Ближнем Востоке, как пишет А.Озер, должен тревожить Турцию больше, чем её союзников на Западе. А, следовательно, ей следует самой предпринимать соответствующие превентивные усилия.

Более того, как пишет А.Озер, современная международная безопасность движется в сторону от конвенциональных, традиционных к современным и технологичным оборонным средствам. Требуется и другая скорость реакции: потребности страны в сфере обороны должны решаться более быстро и более деликатно.

При этом под проблемами не стоит узко понимать перебои или задержки в поставке современных технологий со стороны подрядчика. Когда зарубежные технологии используются, они могут быть заблокированы, как пишет А.Озер, кем угодно и когда угодно. Даже разработчиком программного обеспечения (то есть, отсутствие одно критичного компонента может поставить под удар целое изделие – В.К.).

Отдельным аспектом является способность государства обеспечить режим должного хранения информации, которую можно отнести к государственной тайне. Как пишет А.Озер, в условиях технологической зависимости от любой зарубежной державы (невзирая союзник она или нет), хранить государственные секреты в неприкосновенности – как минимум, крайне затруднительно. А, вообще говоря, — попросту невозможно.

Таким образом, автор, в очередной раз, приходит к мысли о том, что для Турции имеет жизненно важное значение разрабатывать свои собственные критичные военные технологии с тем, чтобы можно было бы успешно справляться как с внутренними, так и со внешними рисками и угрозами.

При этом, важнейший вывод, который сделала А.Озер, заключается в том, что поставки могут быть заблокированы даже в том случае, если они осуществляются от союзных государств. И чем больше Турция будет заниматься отстаиванием своих собственных интересов, тем, как пишет, А.Озер, она будет чаще сталкиваться с оружейными эмбарго.

Таким образом, автор указывает на необходимость поддержки исследований и разработок в военной сфере. Технологии становятся наиболее критичным элементом оборонно-промышленного комплекса.

Возникает вполне законный вопрос относительно тех путей, которые могут обеспечить быстрое технологическое развитие ОПК страны. В этом смысле, автор говорит о необходимой коллаборации между промышленностью и образовательными учреждениями. Также необходимы большие финансовые и кадровые вливания как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса.

Важнейшим фактором становится фактор времени. Скорость технологического развития ускорилась многократно. Сегодня даже самые передовые разработки, практически моментально сменяются все более новыми достижениями. Это требует от всех участников рынка мобильности и гибкости, а также наличия необходимых ресурсов.

Обладание собственной оборонной промышленностью позволяет стране иначе строить свои отношения и на международной арене. Турция, как пишет автор, становится силой регионального и глобального масштаба. Этим обусловлено то, что все, без исключения (!), политические движения страны так или иначе говорят о необходимости создания собственного, независимого ОПК. Кроме того, как пишет А.Озер, этого же требуют престиж и признание на международной арене. Наличие собственного ОПК также развязывает стране руки в том плане, кому продавать и куда направлять свои военные разработки. А это, от себя заметим, также имеет значения с точки зрения проведения своего курса на международной арене.

Заметим то неоднократное утверждение автора А.Озер, что к развитию собственного ОПК Турцию подтолкнули действия её союзников, которые не просто противоречат интересам Турции, но и наносят им прямой урон.

И, опять же, повторим ту мысль, что Турции на свою обороноспособность тратит значительные средства. При том, что закупаются Турцией изделия с высокой добавленной стоимостью, для экономики страны становится очень важно сохранять эти средства внутри страны, закупая оборудование на внутреннем рынке.

Весьма важным является тот путь, который проделывает страна на пути создания собственного, национального оборонно-промышленного комплекса.

Как пишет А.Озер, большинство развивающихся стран, с целью развития собственного оборонно-промышленного комплекса, идет по пути сокращения расходов на обеспечение благосостояния и уровня жизни своих граждан. Однако, данный пример, по её словам, не касается Турции, которая проводит свою собственную, отличающуюся от общепринятой, линию.

ВВП Турции растет, однако, оборонные расходы к национальному доходу сокращаются. Так, соотношение расходов на оборону к ВВП в 2009-м году составляло 2,6%. А в 2016-м году те же расходы составляли уже 1,68%. Таким образом, Турция «умно» перераспределяет свои расходы и тратит средства на вооружения.

Но, что делает показатели 2019 года отличающимися от 2003-го года, так это различия в оборонной промышленности самой Турции, которая все больше соответствует запросам и требованиям, предъявляемым со стороны Вооруженных сил страны. В 2002-м году оборонная промышленность Турции лишь на 20% удовлетворяла имеющийся спрос со стороны ВС Турции. А в 2015-м году собственный ОПК оказался уже в состоянии на 60% соответствовать нуждам ВС ТР.

Разумеется, производители из развивающихся стран сталкиваются с трудностями по получению доступа к технологиям. В частности, им за рубежом могут просто отказать, не выдав экспортную лицензию донору технологии, исходя из интересов национальной безопасности или же дипломатии. А самостоятельная же разработка изделия «с нуля» с доведение его до конвейера стоит больших вложений времени, человеческого капитала и средств. Кроме того, если не начинать производство с уже определенного, достигнутого ранее уровня, то технологические «ножницы» будут неуклонно расходиться – страна будет попросту отставать.

Оборотная сторона медали заключается в том, что Турция, имеющая большие амбиции в ВПК (развивает собственное судостроение, нацелилась на производство национального истребителя и танка и т.д.), не будет эффективна, если попробует, целиком и полностью, инвестировать во все. Возможно, как пишет А.Озер, стоит сконцентрироваться на чем-то одном и в этом вопросе добиться технологического преимущества, вместо того, чтобы «быть обо всем сразу и ни о чем», как говорится. Именно этот продукт или ограниченное число продуктов дадут Турции немалые преимущества на международной арене.

Впрочем, ни в коем случае, как указывается автором, нельзя забывать негативного опыта работы с Германией и Австрией. Турции следует находить пути для того, чтобы решать возникающие проблемы, без создания напряженности для двусторонних отношений.

Итак, подводим черту под нашим обзором книги А.Озер, посвященной разбору динамики развития и текущего состояния оборонно-промышленного комплекса страны.

  1. Турция уходит от своих эксклюзивных отношений с Западом, как поставщиком вооружений в страну. Контракт с Россией по С-400 следует понимать именно в том контексте.
  2. Турция ставит амбициозные задачи по тому, чтобы стать страной, создающей и экспортирующей собственные вооружения за рубеж.
  3. При этом, страна не хочет наращивать доли расходов на вооружения в отношении к ВВП. Напротив, как указывается в книге автора, страна ищет баланс между расходами на вооружения и благосостоянием собственных граждан.
  4. Последнее диктует то, что Турции следует определиться со своей специализации в сфере ВПК – то есть, с тем продуктом, которые будет для турецкого ВПК «флагманским», соответствующим наивысшим стандартам и конкурентоспособным на международной арене. Похоже, что таким продуктом для Турции пока становятся беспилотные летательные аппараты.
  5. Узкой специализации Турции препятствует то, что регион Ближнего Востока и Северной Африки активно милитаризуется. В регионе, где Турция не только должна обеспечивать свою безопасность, но и где она, к тому же, претендует на лидерство, активно идет гонка вооружений. Соответственно, Турции приходится активно вооружаться, а, в части закупки на Западе мощного и высокотехнологичного оборудования (в частности, в Германии, в Австрии, во Франции, в США – В.К.) у Турции – очевидные проблемы.
  6. Иными словами, турецкий ОПК стоит сегодня перед сложной дилеммой развития узкой линейки конкурентоспособных продуктов или же попытке охватить «все и сразу». Впрочем, последнее – мало реально с учетом тех экономических трудностей, которые страна испытывает.