- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов ВВС и ПВО Пакистана

Военно-воздушные силы Пакистана начали создаваться сразу же после провозглашения в 1947 году независимости страны. Как отмечают китайские обозреватели военно-технических изданий, основой их стали две эскадрильи бывших ВВС Британской Индии, на вооружении которых имелось некоторое количество устаревших английских истребителей-бомбардировщиков «Хокер-FВ2» и военно-транспортных самолетов «Дакота». До 1954 года Великобритания оказывала помощь Пакистану в строительстве его военно-воздушных сил путем поставок авиационной техники, содействия в обучении личного состава, направления в страну инструкторов и советников.

После заключения в мае 1954 года пакистано-американского соглашения о взаимном обеспечении безопасности главным поставщиком вооружения Пакистану стали США. Они экспортировали боевые и транспортные самолеты, вертолеты, бортовое и наземное радиолокационное, навигационное и связное оборудование, оказывали помощь в создании системы МТО ВВС и подготовки летных кадров и инженерно-технического персонала. Начиная с 1965 года пакистанское руководство предприняло шаги по поиску новых источников получения оружия. В частности, к настоящему времени пакистанские ВВС имеют на вооружении американские тактические истребители F-16, французские истребители «Мираж» различных модификаций, а также штурмовики А-5 и истребители F-5, F-6 и F-7 китайского производства, которые стали основой самолетного парка. Ниже раскрываются организация, боевой состав и перспективы развития ВВС Пакистана исходя из материалов китайских изданий «Мир авиации», «Корабельное знание» и «Международные стратегические исследования».

ВВС Пакистана являются самостоятельным видом вооруженных сил и предназначены для выполнения следующих основных задач: завоевание и удержания превосходства в воздухе, оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, изоляция района ведения боевых действий, прикрытие войск и важных объектов от ударов авиации противника, ведение воздушной разведки, обеспечение выброски воздушных десантов, транспортировка личного состава, а также грузов в интересах всех видов вооруженных сил. Непосредственное руководство осуществляет начальник штаба (командующий), который несет ответственность за состояние боевой готовности и развитие ВВС, а также за решение всех возложенных на них задач. Штаб ВВС (г. Равалпинди) планирует и организует оперативную и боевую подготовку, определяет организационно-штатную структуру соединений и частей, разрабатывает планы применения и оперативного развертывания ВВС.

Организационно ВВС состоят из трех авиационных командований (высшие объединения) – Северного, Центрального, Южного и командования противовоздушной обороны (г. Равалпинди). Основное тактическое соединение — авиационная база, включающая авиационное крыло, отдельные авиационные эскадрильи, а также подразделения боевого и тылового обеспечения. Авиационное крыло является тактической частью, состоящей из штаба и двух – четырех авиационных эскадрилий. На вооружении эскадрильи имеются, как правило, однотипные самолеты, количество которых зависит от ее предназначения (в истребительно-бомбардировочной – от 10 до 20 самолетов, в истребительной – 20).

Северное авиационное командование (штаб в г. Пешавар) включает авиационные базы Пешавар, Камра, Мианвали и Чаклала (г. Исламабад), в состав которых входят 33-е (F-16), 36-е (А-5) и 37-е (F-7P) авиационные крылья, а также 35-е авиакрыло самолетов транспортной авиации. Центральное авиационное командование (г. Саргодха) объединяет авиационные базы Саргодха и Рафики (г. Шоркот): 34-е (F-7P) и 38-с (F-16) авиационные крылья. Южное авиационное командование (г. Месрур) включает авиабазы Месрур (г. Карачи) и Самунгли (г. Кветта) в составе 31-го (F-7P, F-6) и 32-го («Мираж-3 и -5») авиационных крыльев соответственно.

Командование противовоздушной обороны (г. Равалпинди) осуществляет общее руководство силами и средствами ПВО ВВС, предназначенными (совместно с другими видами вооруженных сил и национальной гвардией) для противовоздушной обороны административно-политических центров, наиболее важных военно-промышленных объектов, коммуникаций, а также группировок войск и сил флота. Противовоздушная оборона организуемся по секторам ПВО, на которые разделена вся территория страны: Центральный (г. Саргодха), Южный (г. Карачи), Северный (г. Чаклала) и Западный (г. Кветта). Командирам секторов подчинены эскадрильи ЗУР и радиотехнические крылья ПВО.

Зенитные ракетные подразделения ПВО страны вооружены французскими ЗРК «Кроталь» и комплексами CSA-1 (CSA-2) китайского производства. Первыми оснащены шесть батарей (в батарее шесть пусковых установок, на каждой ПУ четыре направляющие). Эти ЗРК предназначены для поражения низколетящих целей. Все они используются для ПВО основных авиационных баз. Комплексами CSA-2 вооружена одна батарея (шесть ПУ). Предполагается приобрести еще значительное количество таких ЗРК и сформировать из них несколько новых батарей (по восемь ПУ) для обеспечения обороны командных пунктов, баз и других важных объектов.

По взглядам китайских военных экспертов, большую роль в системе ПВО страны играет зенитная артиллерия, особенно при обороне стационарных объектов. На вооружении ее частей и подразделений состоят 57-мм пушки китайского производства, 40-мм американские и шведские артиллерийские системы (до 240 орудий и установок, в том числе 30 самоходных), 37-мм (поставлено Китаем около 500 штук) и 35-мм орудия «Эрликон» (Швейцария). Кроме того, в вооруженных силах Пакистана имеется свыше 300 спаренных и до 260 счетверенных 14,5-мм зенитных пулеметных установок.

Основной тактической частью ЗА является зенитный артиллерийский полк. В зависимости от выполняемых задач и состоящих на вооружении артиллерийских систем полки подразделяются на средние и легкие. В свою очередь в полк входят несколько батарей. В частности, легкий артиллерийский полк состоит из четырех батарей по 12 орудий (установок) в каждой.

Части и подразделения радиотехнических войск и связи обеспечивают работу органов управления ПВО и ВВС в целом. В радиотехнические эскадрильи входят мобильные РЛС (MPDR-45, VPDR-90) и стационарные (AN/TPS-43E, AN/FPS-20, AWS-1, AR-1, AR-15, S-330, S-404, S-650). В систему управления силами и средствами ПВО входят четыре центра обнаружения, оповещения и управления (находятся в Сакесар, Кветта, Бадин и Саргодха), радиолокационные посты, узлы связи, командные пункты различных уровней. В 1985 году с помощью американских специалистов были завершены работы по оснащению этих органов соответствующими оборудованием и аппаратурой сбора, обработки, передачи и отображения информации с целью развертывания единой автоматизированной системы управления ПВО. В том же году АСУ была испытана и введена в строй. Центры оповещения и управления и радиолокационные посты оснащены РЛС, закупленными в США, Великобритании и других странах.

В боевом составе ВВС имеется девять авиационных крыльев: 18 эскадрилий боевой и 14 эскадрилий вспомогательной авиации, а также семь эскадрилий зенитных управляемых ракет. Всего насчитывается более 500 самолетов, из них 340 боевой и 180 – вспомогательной авиации.

Боевая авиация включает восемь истребительно-бомбардировочных эскадрилий (34 самолета F-16, 21 «Мираж-ЗЕ», 58 «Мираж-5», 50 А-5), девять истребительных (120 F-7P, 70 F-6) и одну разведывательную («Mиpaж-З»).

Вспомогательная авиация представлена двумя эскадрильями транспортной авиации (12 самолетов С-130, два F-27 «Фоккер», три Боинг 707), шестью учебными (около 150 самолетов FT-5, FT-6, FT-7, Т-ЗЗА, Т-37В, «Mиpaж-З»), одной эскадрильей связи (восемь «Цессна», шесть «Мушак»), а также пятью эскадрильями транспортных вертолетов.

В составе семи эскадрилий ЗУР насчитывается всего до 30 пусковых установок ЗУР «Волга» и «Кроталь», а также около 100 ПЗРК «Мистраль».

О данным китайских источников, боевая подготовка ВВС организуется в зависимости от рода авиации и конкретных задач, поставленных перед той или иной авиационной частью и подразделением. При этом, как правило, экипажи истребительно-бомбардировочной авиации отрабатывают в первую очередь тактику нанесения ударов по наземным и морским целям, а во вторую – решение задач ПВО (экипажи истребительной авиации наоборот). Одновременно летчики обоих упомянутых выше родов авиации тренируются и в решении ряда других задач: ведении воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, выполнении различного рода демонстрационных действий и т.д.

В рамках программы развития ВВС предусматривается дальнейшее повышение их боевых возможностей путем совершенствования системы управления и организационно-штатной структуры, наращивания численности и боевого состава, принятия на вооружение современной авиационной техники и средств ПВО как за счет закупки за рубежом, так и путем собственного производства силами национальной авиапромышленности. По взглядам пакистанского командования, основным направлением наращивания боевого потенциала ВВС является оснащение их самолетами современных типов.

Особое значение придается укреплению и расширению существующих военно-технических связей с Китаем. Так, после 2003 года Пакистан получил из КНР 40 истребителей F-7. Одновременно продолжаются активные работы по совместному производству легких самолетов «Мушак» и учебно-боевых «Каракорум-8».

Министерство обороны Пакистана провело переговоры с США о поставке дополнительной партии истребителей Lockheed Martin F-16C/D Fighting Falcon. В 2006 году Конгресс США согласился передать Пакистану 28 F-16C/D из излишков ВВС.

В настоящее время на вооружении Пакистана стоят 55 истребителей F-16, 37 из которых – версии A/B, а остальные – C/D. Все самолеты прошли или проходят программу модернизации до версии Block 50. Как ожидается, все A/B будут модернизированы до C/D к 2020/21 году. Программа модернизации уже реализуется; улучшением пакистанских самолетов занимаются американские компании.

Помимо принятия на вооружение американских истребителей, Пакистан также планирует сформировать вторую эскадрилью истребителей JF-17 Thunder, созданных совместно с Китаем. Как отмечается, формирование эскадрильи завершилось в 2015 году.

В перспективе, по мере увеличения числа истребителей JF-17 в составе ВВС Пакистана, постепенно будут списываться истребители «Chengdu» F-7 (копия МиГ-21) и «Мираж» 3 и «Мираж» 5. Некоторые из «Миражей» стоят на вооружении Пакистана с 1967 года. Для обеспечения связи между F-16 и JF-17 Пакистан в настоящее время занимается разработкой единого стандарта обмена информацией. По поданным командования ВВС Пакистана, установленная на F-16 система Link 16, использоваться не будет.

Важным направлением повышения боевых возможностей ВВС остается также модернизация и своевременный ремонт состоящей на вооружении авиационной техники, в частности французских самолетов «Мираж-3 и 5», а также китайских F-5, F-6 и F-7, на заводах авиационно-технического комплекса в г. Камра. Предусматривается установка на этих самолетах современного навигационного оборудования и электронных систем управления оружием. Принимаются меры для достижения проектной мощности предприятия в г. Камра по ремонту авиационных двигателей к самолетам F-16. Развитие военно-воздушных сил Пакистана зависит от финансовых возможностей и перспектив закупки авиационной техники за рубежом, поскольку страна не располагает собственной промышленной базой для ее производства.

Таким образом, изучение оценок китайских специалистов в отношении пакистанских ВВС и ПВО позволяет сделать следующие выводы:

  1. Из-за нехватки сил и средств ВВС Пакистана имеют ограниченные возможности выполнения поставленных перед ними задач.
  2. Система ПВО Пакистана имеет объектовый характер. При этом главные ее усилия сосредоточены на обороне важнейших административно-политических и военно-экономических центров, авиационных и морских баз, объектов атомной промышленности и наиболее крупных группировок войск.
  3. Истребительная авиация пакистанских ВВС имеет ограниченные возможности по перехвату воздушных целей, так как не располагают достаточным количеством самолетов, приспособленных для перехвата воздушных целей в сложных метеорологических условиях и ночью, то есть всепогодными истребителями-перехватчиками.
  4. Развитие пакистанских ВВС будет идти по пути наращивания боевых возможностей с сохранением их наступательного характера (более 80 %. имеющихся самолетов составляют боевые машины).
  5. В целом, развитие пакистанских ВВС продолжится по схеме, характерной для многих стран мира: модернизации самолетного парка за счет закупки за рубежом новых образцов вооружений и военной техники, а так же модернизации уже имеющихся, совершенствования организационной структуры и боевой подготовки частей и подразделений.