- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-техническом сотрудничестве Пакистана и Турции в секторе вооружения и военной техники для ВМС

Как известно, несколько лет назад представители военно-политического руководства Турецкой Республики и Исламской Республики Пакистан достигли понимания по вопросам военно-технического сотрудничества в области вооружений и военной техники, предназначенных для Военно-морских сил. В результате представители ВМС Пакистана подписали со Стамбульским судостроительным предприятием контракт на проектирование, строительство и постпродажное обслуживание (в течение 30 лет) четырех корветов «проекта MILGEM» общей стоимостью 5 млрд долл. США.

По условиям контракта первые два корабля собирают и оснащают на предприятии в Стамбуле, а третий и четвертый корпус собирают пакистанские кораблестроители на судостроительном предприятии в г.Карачи. Турецкая сторона приняла обязательство по передаче конструкторской и технической документации по данным кораблям.

Подобное решение официального Исламабада вполне объяснимо нежеланием попадать в полную зависимость от ОПК КНР в вопросе обеспечения военно-морского аспекта национальной безопасности.  Некоторые китайские специалисты отмечают, что официальный Исламабад подписал данный контракт благодаря финансовой поддержке из дружественных стран арабского мира, а кроме того, турецкие производители ВВТ согласились получать часть оплаты полуфабрикатами пакистанской промышленности. Частично стоимость данного контракта будет погашена за счет поставок учебно-тренировочных самолетов пакистанского производства для ВВС Турции.

В отношении  корветов  «проекта MILGEM» (в ВМС Пакистана получат обозначение «класс Джинна») известно, что турецкие кораблестроители в качестве основы выбрали аналогичные корабли проекта МЕКО А-100 немецкой постройки, однако при содействии американских (Lockheed-Martin) и французских (Thales) специалистов пересмотрели насыщение корабля,  а именно системы вооружения и радиоэлектронное оборудование.

В результате было разработано две модификации корвета проекта MILGEM – одна для ВМС ТР, а вторая для поставок на экспорт. Известно, что экспортный вариант корабля имеет увеличенное до 2300 (по другим данным до 2600) тонн водоизмещение. Представляется возможным указать линейные размеры корабля: длина 99 м, ширина 14,4 м, осадка 3,89 м.

По данным из открытых источников, силовая установка корабля составлена из двух дизельных двигателей MTU 16V595TE90 (пр-во Германия) и одного газотурбинного двигателя LM-2500 (пр-во США) – последний обеспечивает развитие максимальной скорости. Следует отметить, что подобная схема обусловлена уменьшенными размерами корабля. Максимальная скорость корвета составляет 29 узлов, а экономическая 15 узлов. Максимальная дальность плавания составляет по разным данным от 3000 до 3500 миль, что позволяет данному кораблю выполнять задачи, как в ближней, так и дальней морской зонах.

Китайские аналитики отмечают зависимость предприятий судостроительного кластера ОПК Турции от поставок судовых энергетических установок дизельного и газотурбинного типа и, как следствие, необходимость создания такого производства в стране. Решение такого вопроса практически невозможно без привлечения всех специалистов в области двигателестроения. Вполне вероятно, что впоследствии турецкие специалисты обратятся за содействием к российским предприятиям.

Как известно, при разработке корабля турецкие специалисты  в значительной мере опирались на  помощь заокеанских партнеров при компоновке вооружения. Так, в качестве противокорабельного вооружения были выбраны ракеты RGM-84L Harpoon американского производства, которые планировали размещать в счетверенных наклонных пусковых установках Mk.141 в средней части корабля. Кроме того, американские оружейники должны были предоставить зенитно-ракетную систему малой дальности Мк.29 RAM, которую планировалось размещать в кормовой части корабля на палубной надстройке.

В свете резкого ухудшения американо-турецких отношений на высшем уровне предприятия ОПК ТР столкнулись с прекращением поставок комплектующих и сменно-запасных частей. Кроме того, американские конструкторы и инженеры были вынуждены покинуть турецкие предприятия. Вполне естественно, что официальная Анкара не может допустить срыва такого важного контракта с Пакистаном и вынуждена заменять американские образцы вооружения на продукцию национального ОПК.

По данным китайских источников, на замену RGM-84L Harpoon турецкие оружейники – компании Roketsan и Aselsan предложили пакистанским военным собственную разработку, а именно дозвуковую противокорабельную ракету (ПКР) под обозначением Atmaca, которая представляет собой симбиоз из французской ММ40 Exocet и американской  AGM-84 Harpoon-II.

Известно, что на первую модификацию ПКР Atmaca устанавливали турбовентиляторный двигатель Microturbo TRI-40 от французской компании «Safran», однако к настоящему моменту в Турции налажено серийное производство аналогичных моторов под обозначением KALE-3500. Указанный двигатель был создан турецкими конструкторами, как для корабельной ПКР Atmaca, так и для крылатой ракеты воздушного базирования SOM.

ПКР Atmaca имеет длину 6 м, диаметр 0,35 м, а размах крыльев достигает 1,3 м. При таких линейных размерах боеприпас имеет стартовую массу 800 кг. Масса боевой части составляет 200 (по другим данным 250) кг. Максимальная дальность пуска составляет 220 км., а скорость ПКР достигает 0,85 МАХа. Представляется возможным отметить, что ОПК КНР производит аналогичные легкие дозвуковые ПКР серии С-704/705.

Наведение ПКР Atmaca на среднем участке полета обеспечивает инерциальный модуль, по мере приближения к району цели включается приемник системы глобального позиционирования GPS. На конечном участке полета поиск цели и ее поражение обеспечивает активная радиолокационная головная часть. Оператор боевого поста корабельного ракетного комплекса получает данные от ракеты по цифровому каналу связи.

В отношении ЗРС малой дальности американского производства существует вероятность замены на китайскую аналогичную систему под обозначением FL-3000N, которая обладает сопоставимыми  с Мк.29 RAM тактико-техническими характеристиками, но более привлекательна по цене.

В этой связи отметим, что основным отличием корветов проекта MILGEM для ВМС Пакистана станет размещение между артиллерийской установкой и палубной надстройкой зенитно-ракетной системы средней дальности LY-80N, которая позволит кораблю более эффективно выполнять задачи ПВО. Данная ЗРС позволяет перехватывать большой спектр аэродинамических целей на высотах до 15 км и на дальности до 40 км.

Система управления ЗРС при наличии современной РЛС с АФАР позволяет одновременно сопровождать восемь воздушных целей и обстреливать четыре наиболее опасные из них. По данным китайских источников, вероятность перехвата цели типа «самолет» одной ракетой составляет 85%, тогда как для ПКР данный показатель не превышает 67%. На корветах для ВМС Пакистана будет размещено 16 вертикальных пусковых установок ЗРС LY-80N, т.е. боекомплект будет достаточно скромный для современного боевого корабля.

В дополнение к вышесказанному отметим, что турецкие специалисты установят на корветы экспортной модификации РЛС с АФАР собственной разработки под обозначением CAFRAD Faz-1, которые позволяют обнаруживать воздушные и надводные цели на удалении 150 км. Кроме того, корабль будет оснащен гидроакустической станцией турецкой разработки ТВТ-01, которая позволяет одновременно отслеживать до 10 подводных целей.

Подводя итог, отметим, что турецкие специалисты оснастят корветы ВМС Пакистана боевой информационно-управляющей системой GENESIS –  достаточно эффективный и надежный продукт ОПК Турции, который достаточно хорошо знаком пакистанским военным.