- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Возможности ливано-иранского раскола и перспективы для Израиля

Очередная серия угроз, прозвучавшая в адрес Израиля из ИРИ на текущей неделе, содержала в себе обещание использовать ливанскую территорию для нанесения удара. Так, по словам высокопоставленного представителя Корпуса стражей исламской революции (КСИР) М.Горбани: «Если Израиль совершит ошибку, хотя бы самую незначительную, против Ирана, мы из Ливана сровняем его с землей».

В приведенной цитате, вызвавшей резкую критику со стороны израильского МИДа, важен не очередной призыв в стиле М.Ахмадинежада уничтожить государство, а то, что для этого Тегеран открыто заявил о привлечении именно Ливана. Последнее показательно, принимая во внимание то, что после электорального успеха «Хизбаллы» в 2018 г., позволившего ей укрепиться во властных структурах, в том, что касается открытия антиизраильских фронтов, Иран полагался на Сирию и ХАМАС. Развертывание военных действий на собственной территории крайне неблагоприятно и для Ливана, особенно в условиях протестов и правительственного кризиса. В результате, возражения в связи со словами М.Горбани последовали не только из Иерусалима, но и из Бейрута.

Министр обороны Ливана Элиас Бу Сааб написал в твиттере, что слова представителя КСИР представляют собой «посягательство на суверенитет» страны. Министр телекоммуникаций Дж.аль-Джарра в той же социальной медиа подчеркнул, что Ливан «не является ареной для иностранного вмешательства любой страны». Примечательно, что в числе критиков иранского вмешательства, заявляющих о том, что ИРИ втягивает Ливан в войну при содействии «Хизбаллы», есть не только представители оппозиционной шиитской группировке «Коалиции 14 марта», но и те, что находятся с ней в одном политическом лагере.  Речь идет о «Свободном патриотическом движении», заключившем альянс с «Хизбаллой» в 2006 г. Соответственно, противоречия во взаимоотношениях между партиями  потенциально подрывают альянс в целом. В этом контексте необходимо вспомнить, что в рамках «Коалиции 8 марта» «Хизбалла» не самая успешная по итогам последних выборов партия. Параллельно с этим появляются основания для укрепления С.Харири, который снова является основным претендентом на кресло премьер-министра. При этом он ранее подчеркивал, что Ливан не может нести ответственность за «Хизбаллу», поскольку нет действенных рычагов ее сдерживания.

Заявления, отвергающие претензии КСИР на ливано-иранское единство подходов в отношении Израиля, заставляют задуматься об их заметном разладе. Развитие событий по такому сценарию обсуждается и в Израиле. Так, экс-глава Генерального штаба ЦАХАЛа Г.Айзенкот, не так давно присоединившийся в качестве эксперта к INSS, заявил на днях, что есть перспективы трансформации ливано-израильских отношений, которые он связывает с двумя обстоятельствами. Во-первых, ливанские протесты создают шанс для вытеснения с территории страны сил «Кудс», а также снижения влияния «Хизбаллы». Во-вторых, ключ к переменам – урегулирование вопроса о морской границе. В целом же базовым компонентом оказания воздействия на Ливан Г.Айзенкот считает экономические меры. При этом речь должна идти не о санкциях, как в случае с ИРИ, а о стимулировании и поддержке реформ, которые в конечном итоге и приведут к перегруппировке внутри страны и, как следствие, к нормализации с Израилем.

Впрочем, этот сценарий пока далек от реализации на практике. С одной стороны, как и ранее в случае с ИРИ, Израиль несколько переоценивает потенциал протестов в Ливане, полагая, что они способны заложить основу для заметных трансформаций внешнеполитического курса. Равно как и экономические вливания в ливанскую экономику не гарантируют смягчения правительства в отношении Израиля. Такие попытки предпринимались с палестинцами и пока не были успешными.

Аналогичным образом нельзя возлагать большие надежды на потенциал соглашения о разграничении морских границ. С одной стороны, такого рода договор явно выгоден США, а потому может способствовать нарастанию напряженности в ливанском обществе, что будет использовать в своих интересах «Хизбалла». С другой стороны, и Израилю стоит задуматься над тем, совпадают ли в этом случае интересы Иерусалима и Вашингтона. Последний в числе прочего посредством сглаживания ливано-израильских  противоречий пытается привлечь Ливан к участию в Газовом форуме государств Восточного Средиземноморья. Это будет способствовать вытеснению российских игроков с газового рынка страны, заинтересованных в том, чтобы разрабатывать ливанские месторождения. При этом Форум повышает значимость позиций Египта. А это, в свою очередь, может снизить заинтересованность в реализации проекта EastMed, важного для Израиля, Греции и Кипра.

Таким образом, поляризация мнений в ливанском обществе и правящих кругах способствует ослаблению «Хизбаллы», однако о кардинальном пересмотре ливано-иранских отношений в выгодном для Израиля ключе речь пока не идет. Скорее, в сложившейся ситуации израильские военно-политические круги вновь будут склоняться к тому, что на северном фронте наиболее опасной следует считать сирийское направление. Дискуссионными являются стратегические цели нормализации отношений между Бейрутом и Иерусалимом. Прежде всего это касается газовой отрасли. Израиль в большей степени интересует обеспечение безопасности в процессе разработки месторождений и транспортировке газа, в то время как США строят более глобальные планы, рискующие вылиться в невыгодную для партнера перегруппировку региональных сил.