- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки американских экспертов ситуации в Иране накануне парламентских выборов

Более 14 тыс. человек подали заявки для участия в выборах в Меджлис (однопалатный парламент) Ирана. Об этом в субботу 7 декабря заявил иранский министр внутренних дел Абдольреза Рахмани Фазли. «Более 14 тыс. кандидатов зарегистрировались для участия в выборах в Меджлис», — цитирует его слова телерадиовещательная корпорация ИРИБ. Министр добавил, что «срок регистрации кандидатов завершился и продлен не будет». Заявки принимались в течение семи дней с 1 по 7 декабря. Выборы должны пройти 21 февраля 2020 года. После завершения процедуры регистрации все кандидаты будут утверждаться Советом стражей конституции Ирана. Не допускаются претенденты, которые не подходят для участия в выборах по конституционным параметрам. Меджлис — однопалатный парламент в Иране, который избирается тайным голосованием и состоит из 290 депутатов. Срок полномочий народных избранников составляет четыре года, причем новые выборы должны проводиться до истечения полномочий депутатов предыдущего созыва.  Не менее 12% среди зарегистрированных кандидатов для участия в выборах в Меджлис (однопалатный парламент) Ирана составляют женщины. Об этом заявил в воскресенье 8 декабря глава штаба по проведению выборов Джамаль Орф. «Из числа зарегистрированных 88% составляют мужчины, а 12% — женщины», — цитирует его агентство ИСНА. Орф добавил, что «в субботу завершился подсчет подавших заявки и общее число кандидатов достигло 16 тыс. 145 человек».

По оценкам американских экспертов, Иран проведет парламентские выборы в феврале 2020 года на фоне так называемой «кампании максимального давления» Вашингтона и связанных с ней санкций, но вряд ли стоит ожидать, что законодательная ветвь власти страны будет более активно участвовать в принятии  наиболее важных экономических и внешнеполитических решений. Недавние массовые волнения  населения в качестве реакции на  повышение цен на топливо убедила все фракции в политическом руководстве Ирана в том, что они должны работать вместе, если режим хочет выжить под нынешним интенсивным санкционным давлением США. Уже более года Иран живет в условиях  возобновления и ужесточения  американских санкций, которые безусловно наносят ущерб его экономике. Результатом этого прессинга стал агрессивный ответ Ирана, который включал в себя региональные нападения на нефтегазовую инфраструктуру КСА и танкерную войну с поэтапным снижением своих обязательств по СВПД, и в новом году эта стратегия вряд ли претерпит большие изменения.

Но независимо от того, какое новое правительство Ирана появится в результате выборов, Высший совет экономической координации будет продолжать принимать наиболее важные экономические решения, точно так же как Высший совет национальной безопасности будет продолжать принимать принципиальные решения в области национальной безопасности. В сложной политической системе Ирана именно неизбранные институты, подобные этим двум, а не исполнительная власть или парламент, контролируют наиболее важные рычаги власти, помогая гарантировать преемственность режима. Поскольку большая часть доходов иранского правительства поступает от экспорта сырой нефти, сильные санкции США в отношении нефтяного сектора Ирана резко ослабили приток  финансов в казну и вынудили Тегеран провести некоторые фискальные реформы. Американские санкции серьезно сказались на уровне жизни  среднего иранца, затруднив его доступ к лекарствам, специальным товарам и повысив цены на предметы первой необходимости. Тем не менее, инфляция — хотя и высокая на уровне 42% в ноябре, по данным Статистического центра Ирана, с самым высоким всплеском цен на продовольствие — не раздулась до трехзначных цифр, которых опасались многие иранцы и на что надеялись  в Вашингтоне. В рамках адаптации своей экономики к долгосрочному станционному прессингу власти осуществляют и будут осуществлять меры по  экономической диверсификации и жесткой  макроэкономической политике.

Усилия правительства по управлению экономикой возглавляет Высший совет экономической координации, основанный верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи в июне 2018 года для того, чтобы помочь Ирану преодолеть последствия постепенно углубляющихся санкций, которые возникли с выходом США в мае 2018 года из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Этот орган обеспечивает участие в выработке таких решений основных политических фракций и органов Ирана и совместно возглавляется спикером парламента Али Лариджани (традиционный консерватор) и главой судебной системы Эбрахимом Раиси (более жесткий консерватор). Одним из приоритетов Совета является защита наиболее уязвимых групп населения Ирана от воздействия санкций, но Совет и правительство ясно дали понять, что укрепление экономики и смягчение санкций потребует либо увеличения экспорта нефти, либо повышения налогов, либо снижения уровня дорогостоящих субсидий страны на предметы первой необходимости. С этой целью Иран повысил цены на топливо  в октябре, чтобы финансировать систему прямых платежей для наиболее уязвимых категорий населения  и сократить потребление бензина. Это решение вызвало самые ожесточенные протесты Ирана за последние годы, но правительство удержало свои позиции, усилив интенсивные репрессии, чтобы подавить беспорядки — то, что оно, несомненно, сделает снова перед лицом будущих протестов. Более 85% погибших в ходе недавних протестных акций в Тегеране были убиты неправительственными силами. Об этом заявил в четверг 12 декабря  секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани.  «Больше 85% погибших в ходе недавних событий в провинции Тегеран не находились сред протестующих, — цитирует его агентство Фарс. — Они были убиты с использованием холодного и огнестрельного оружия, которое не зарегистрировано на силы безопасности». По словам Шамхани, «на лицо заговор, предполагающий убийство людей в регионе, который был организован враждебными силами».  Официальные сведения о числе погибших пока не представлены. Данные иностранных СМИ разнятся от нескольких десятков до нескольких сотен человек. В провинции Тегеран иранские силы безопасности задержали свыше 2 тыс. человек. Это очень интересное и циничное по своему характеру заявление. Очень интересно, а как по характеру ран на телах жертв были квалифицированы типы холодного оружия, которое не были зарегистрированы на силовые органы? Это новое слово в криминалистике; одновременно из этого заявления вытекает только то, что органы безопасности не контролируют нелегальный рынок оружия и его полным-полно в стране. Но это заявление  свидетельствует только о том, что власти не собираются  играть в либеральные ценности и демократию, а будут жестко пресекать все попытки мятежа по любому поводу.

Несмотря на то, что в этот Совет входят представители многих фракций, президент Ирана Хасан Роухани в значительной степени является главным лицом, который формирует  экономическую политику Ирана, в силу чего он и его союзники станут главными объектами  большей части критики в рамках проведения непопулярной политики, такой как повышение цен на топливо в прошлом месяце. Роухани выиграл президентство в 2013 году и в 2017 годах на обещаниях либерализации экономики страны и обеспечения экономического роста за счет увеличения экспорта нефти через переговоры с Западом. Теперь Роухани оказывается неспособным выполнить эти обещания и вместо этого вынужден поддерживать ту же непопулярную политику, против которой он выступал, например, контроль за розничными ценами, чтобы удержать экономику на плаву. Соперники Роухани, будь то консерваторы или популисты, будут в этой связи пытаться дискредитировать правительство Роухани и его экономическую политику. Тем не менее, избиратели с большей вероятностью обвинят именно сторонников жесткой линии в насильственных репрессиях и связанных с ними отключениях интернета, а также в коррупции, связанной с военным аппаратом Ирана. Это сделает более проблематичным для сторонников жесткой линии использование народного недовольства по поводу экономики. Скажем больше — использование регулярных «эскадронов смерти» из боевиков КСИР (а именно они и подавляли все эти проектные проявления) могло произойти только с санкции А.Хаменеи, который таким образом очень проницательно перераспределил ответственность за непопулярные экономические меры и репрессии на две основные противостоящие друг другу фракции в лице «умеренных» и ястребов, уравновесив их электоральные возможности.

Парламент Ирана управляется Опекунским советом с преобладанием консерваторов, который должен одобрить законопроект, прежде чем он может стать законом. Опекунский совет также должен утвердить кандидатов, прежде чем они смогут баллотироваться на пост. На предыдущих парламентских выборах в 2016 году, когда СВПД только вступал в силу, Совет впервые за несколько избирательных циклов одобрил участие в выборах значительного числа  реформистских кандидатов. Выборы привели к маргинализации сторонников жесткой линии Ирана в парламенте, причем не только в пользу умеренных и реформистов, но и в пользу более традиционных консерваторов Ирана.  Но реформистский лагерь Ирана сейчас расколот по поводу того, стоит ли вообще  участвовать в  выборах 2020 года. Бойкоты и низкая явка уже давно подрывают легитимность выборов в Иране. Ранее в 2019 году бывший президент Мохаммад Хатами призвал реформистов принять участие в предстоящем голосовании, в отличие от 2008 и 2012 годов, когда большинство реформистов Ирана решили не баллотироваться или были дисквалифицированы, что привело к значительному влиянию сторонников жесткой линии на решения этих парламентов. По оценке американских экспертов, возможная победа умеренных в 2020 году будет иметь значение, потому что парламент Ирана может стать в условиях экономических катаклизмов важным местом для выражения недовольства, которое может повлиять на формирование политики. Очень сомнительное предположение.

Сторонники жесткой линии почти наверняка получат больше мест и влияния на выборах 2020 года. Даже если не будет возврата к широко распространенным дисквалификациям кандидатов  со стороны Опекунского совета, они фактически однозначно  получат достаточно мест, чтобы контролировать парламентскую повестку дня, как это было после выборов 2008 и 2012 годов. Тем не менее, победа жестких консерваторов Ирана в феврале не обязательно будет означать безусловное свидетельство резкого поправения иранского электората. Тем не менее, парламент, в котором доминируют сторонники жесткой линии, может подтолкнуть действующих лиц за пределами парламента, таких как влиятельный Высший совет национальной безопасности (орган, ответственный за наиболее важные решения в области национальной безопасности), состоящий из спикера Меджлиса Лариджани, членов правительства Роухани, прямых назначенцев Хаменеи  и КСИР может проводить более агрессивную политику, зная, что они имеют поддержку парламента. Это также может спровоцировать сторонников  жесткой линии в парламенте на проведение расследований импичмента в отношении членов правительства Роухани. В то же время все фракции едины в ожиданиях того, придет ли в результате президентских выборов 2020 года в США новая администрация, более открытия для переговоров. В этой связи рискнем предположить, что ожидать и питать большие иллюзии в данном случае иранцам не надо.

Независимо от того, кто победит на парламентских выборах в 2020 году, фракции Ирана останутся едиными в рамках поддержки решений Высшего совета экономической координации и Высшего совета национальной безопасности. Сам Роухани во всеуслышание поддержал жесткую тактику борьбы с протестующими, бунтующими и блокирующими основные магистрали брошенными автомобилями. Таким образом, в то время как баланс сил между фракциями, безусловно, перестраивается под давлением экономических санкций, что означает блокирование начавшегося после заключения СВПД  попыток правительства Ирана вытеснить КСИР из управления экономикой и приобретения  сторонниками жесткой линии большего влияния, яростная реакция населения на недавнее повышение цен на топливо убедила все фракции в политическом руководстве Ирана, что они должны работать  солидарно в рамках обеспечения политического  выживания в рамках   нынешнего интенсивного санкционного давления США.