- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам 14-й Международной встречи по Сирии

10-11 декабря в столице Казахстана городе Нур-Султан прошла 14-я Международная встреча по Сирии в Астанинском формате (МВСА-14). По итогам встречи Россия, Иран и Турция как страны-гаранты Астанинского формата приняли ряд тезисов, которые легли в основу совместного заявления.

Во-первых, они подтвердили свою неизменную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности САР а также целям и принципам Устава и подчеркнули, что эти принципы подлежат всеобщему соблюдению и уважению.

Во-вторых, стороны отвергли в этой связи все попытки создать новые реалии «на земле», включая незаконные инициативы по самоуправлению под предлогом борьбы с терроризмом, и выразили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии и угрожающим национальной безопасности соседних стран. Этот «камень», выпущенный гарантами Астанинского соглашения явно направлен в огород сирийских курдов из «Сил демократической Сирии» (СДС). Настойчиво продвигаемая ими под американской эгидой автономия фактически раскалывает Сирию и вызывает в последнее время все большее беспокойство не только у Турции, но и у России и Ирана.

В-третьих, стороны выразили свое неприятие в связи с незаконным захватом и распределением доходов от продажи нефти, которые должны принадлежать Сирийской Арабской Республике. Здесь опять же просматривается тенденция к изоляции сирийских курдов и инвектива в адрес американцев, пытающихся осуществлять финансирование СДС и «Сил народной самообороны» (СНС) за счет доходов от нефтяных месторождений и проталкивающих в качестве их разработчика компанию ExxonMobil.

В-четвертых, стороны осудили продолжающиеся вооруженные атаки Израиля, нарушающие международное право и международное гуманитарное право, подрывающие суверенитет Сирии и соседних стран, а также угрожающие стабильности и безопасности в регионе.

В-пятых, представители России, Турции и Ирана обсудили ситуацию на северо-востоке Сирии и согласились, что достижение долгосрочной стабильности и безопасности в этом районе возможно только на основе сохранения суверенитета и территориальной целостности страны. Они приветствовали в этой связи заключение Меморандума от 22 октября 2019 года по стабилизации на северо-востоке Сирии и подтвердили важность Аданского соглашения от 1998 г.

В-шестых, стороны подробно рассмотрели ситуацию в Идлибской зоне деэскалации и подчеркнули необходимость установления спокойствия «на земле» путем полного выполнения всех соглашений по Идлибу, прежде всего Меморандума от 17 сентября 2018 г. Высказали серьезную обеспокоенность в связи с усилением присутствия и террористической активности группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» и других аффилированных с ней террористических организаций, признанных таковыми Советом Безопасности ООН, которые угрожают мирным жителям внутри зоны деэскалации и за ее пределами. Подтвердили в этой связи решимость продолжить сотрудничество в интересах окончательной ликвидации ИГ, «Джебхат ан‑Нусры» и всех других лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с «Аль-Каидой» или ИГ (запрещены в России), и прочих террористических групп, которых признал таковыми Совет Безопасности ООН. Выразив сожаление в связи с жертвами среди мирных жителей, согласились предпринять конкретные меры на основе предыдущих договоренностей по обеспечению защиты гражданского населения в соответствии с нормами международного гуманитарного права и безопасности военнослужащих стран-гарантов, находящихся внутри и снаружи Идлибской зоны деэскалации.

В-седьмых, стороны отметили важность создания и созыва 30 октября 2019 г. в Женеве Конституционного комитета при решающем вкладе стран-гарантов Астанинского формата и во исполнение решений Конгресса национального сирийского диалога (КСНД) в Сочи. Выразили готовность оказывать поддержку работе комитета путем постоянного взаимодействия с его членами и спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсеном в качестве содействующего лица, для обеспечения его устойчивой и эффективной работы. Высказали убежденность, что комитет в своей работе должен руководствоваться стремлением к компромиссу и конструктивному взаимодействию без иностранного вмешательства и навязывания извне сроков в целях достижения общего согласия его членов.

В решениях очередной конференции Астанинского процесса представляются важными два момента. Во-первых, крайне негативное отношение стран-гарантов к деятельности СДС, сепаратистским поползновениям этой организации, ее связям с американцами и участии в разграблении природных богатств Сирии. В этом смысле прав главный редактор газеты «Рай аль-йаум» Абдельбари Атван, написавший, что главным победителем по итогам очередной конференции в Астсане оказалось правительство САР, а главным проигравшим – сирийские курды.

Вторым важным аспектом решений международной встречи по Сирии являются договоренности по Идлибу. Интересно, что их поддержала протурецкая сирийская оппозиция.

Глава делегации сирийской оппозиции Ахмад Тума заявил на пресс-конференции в Астане, что «оппозиция поддерживает деятельность создаваемого комитета по Конституции Сирии в Женеве». «В течение двух прошедших дней в столице Казахстана мы обсудили проблемы относительно будущей деятельности комитета по Конституции Сирии в Женеве. И мы (оппозиция) требуем от всех сторон преодолеть все препятствия по его созданию и также готовы утвердить повестку дня его работы в Женеве. Это самый главный вопрос, который был достигнут сторонами в течение этих двух дней в Нур-Султане», – сказал Ахмад Тума, выступая на пресс-конференции по итогам 14-го раунда переговоров по Сирии в рамках астанинского процесса в столице Казахстана. Затем оппозиция предоставила вниманию журналистов документальные кадры о нынешней ситуации в провинции Идлиб. Представитель делегации сирийской оппозиции Асим-оглу Айман комментируя видео, сообщил, что за последние восемь месяцев в результате ракетных атак в Идлибе погибло более 300 детей и женщин. Он также заметил, что нет разницы между двумя террористическими организациями, как ИГ и «Хайят Тахрир аш-Шам» «Эти две организации ничем не отличаются между собой. Обе привлекают в свои ряды детей и женщин, которых вынуждают воевать на их стороне. Цель – чтобы они стали оружием в их руках. Обе эти организации занимаются насильственным перемещением лиц, как арабов, так и курдов. Обе эти организации захватывают нефтяные и газовые ресурсы страны, на чем создают свое благополучие. И то, что сегодня происходит в провинции Идлиб, – это национальная катастрофа, так как миллион сирийцев вынуждены были уехать в Турцию», – резюмировал Асим-оглу Айман.

Имеет смысл напомнить, что Ахмад Тума, кстати уроженец провинции Дейр-эз-Зор, позиционирующий себя в качестве «умеренного исламиста» является протурецким деятелем оппозиции, бывшим в 2014-2016 году премьер-министром правительства сирийской оппозиции. Если он и его соратники так ополчились на «Хайят Тахрир аш-Шам», значит ли это, что Турция на определенных условиях может поддержать сирийскую военную операцию при российской поддержке по возращению Идлиба в лоно сирийского государства? С одной стороны, турецкое руководство уже не раз срывало выполнение своих обязательств по Идлибу и показывало, что доверять Анкаре в этом вопросе нельзя. Недавно это отметили и в Москве. Турция пока не готова к выполнению взятых на себя обязательств по стабилизации ситуации в Идлибской зоне деэскалации в Сирии, заявил 11 октября спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев. «В Идлибской зоне деэскалации те усилия, которые предпринимает турецкая сторона с тем, чтобы умеренные оппозиционные группировки взяли контроль над этой зоной и обеспечили устойчивое прекращение огня в этой зоне, они не исполняются», — сказал Лаврентьев на пресс-конференции по итогам очередного этапа переговоров в Нур-Султане.

Вместе с тем, данная ситуация может измениться. Во-первых, благодаря Меморандуму 22 октября Турция фактически приобрела на северо-востоке Сирии плацдарм глубиной 32 километра, где она может не зависеть от идлибских джихадистов. Во-вторых, внешнеполитические неудачи, преследующие в последнее время президента Реджепа Тайипа Эрдогана, вряд ли позволят ему вступать в конфликт с Россией по поводу Идлиба. Визит турецкого лидера в Вашингтон в ноябре с.г., который должен был привести к нормализации отношений с США, не принес ожидаемых результатов. Турция находится в состоянии латентного конфликта с Кипром, Грецией и Израилем по поводу шельфовых месторождений газа в Восточном Средиземноморье. На этом фоне подписанный 8 ноября в Стамбуле Меморандум о взаимопонимании по разграничению морских территориальных зон, подписанный турецким правительством с ливийским ПНС Фаиза Сараджа воспринимался как дипломатическая победа. Однако объявленное 12 декабря командующим ЛНА маршалом Халифой Хафтаром наступление на Триполи грозит полностью похоронить правительство Сараджа, союзное Турции. Одновременно между турецким правительством и ПНС существует соглашение о военной помощи, которое при его выполнении грозит втянуть  турок в военный конфликт с Египтом. На этом фоне у турецкого правительства может не хватить ни воли, не ресурсов, чтобы отстаивать свои интересы в Идлибе.