- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов направлений развития Вооруженных сил Пакистана

Как известно, вопросам военного строительства национальных вооруженных сил в Пакистане уделяется повышенное внимание на протяжении всей истории существования его в качестве самостоятельного государства. Такой подход к вооруженным силам в настоящее время обусловлен наличием острых межгосударственных противоречий с соседними странами, прежде всего с Индией, а также стремлением военно-политического руководства иметь в их лице надежную опору правящему режиму. Пакистанская армия, занимающая 6 место в мире по численности, является важнейшим орудием политической власти в стране и имеет хороший боевой опыт.

Китайские специалисты отмечают, что армия Пакистана участвовала в целом ряде войн и военных конфликтов (4 войны с соседней Индией, пограничный конфликт с Афганистаном, первая война в Персидском заливе и др.). В настоящее время пакистанские войска ведут боевые действия против талибов на северо-западе Пакистана и активно участвуют в миссиях ООН. Современные высокая обученность и оснащенность пакистанской армии обеспечиваются высоким государственным бюджетом и помощью со стороны США.

При рассмотрении основных функций Вооруженных сил Пакистана можно выделить две функции, первичную (военная) и вторичную (невоенная). Первичной функцией является защита страны, как от внешних, так и от внутренних угроз. Вторичные функции связаны с активностью ВС, направленной на социально-экономическое и политическое развитие страны. К данным функциям относятся:

— помощь властям в борьбе с последствиями стихийных бедствий;

— помощь властям в решении отдельных проблем;

— помощь властям в поддержании правопорядка.

По данным китайских источников, противостояние с Индией является одним из важнейших факторов высокой роли ВС в общественно-политической жизни Пакистана. Оно же определило необходимость создания стратегических ядерных сил, на которое пошло руководство Пакистана после осуществления Индией «мирного взрыва» ядерного устройства в 1974 году. В 1998 году оба государства провели испытания ядерного оружия. Хотя военная ядерная программа Индии носит «антикитайский» характер, Пакистан воспринимает ее как угрозу собственной безопасности. Пакистану удалось в стратегических силах добиться относительного паритета по количеству оружейных материалов и средств доставки. Очевидно, Пакистан не планирует дальнейшее наращивание ядерных сил, поскольку для него стратегия минимального надежного сдерживания занимает главное место, она является гарантией мира в регионе.

К военным функциям, связанным с внешней политикой страны, относятся также активное участие военнослужащих Пакистана в миротворческих программах под эгидой ООН. Представители ВС Пакистана находятся в 13 странах (135 наблюдателей, 9673 военнослужащих). С миротворческой миссией в Конго связан скандал об участии пакистанских военных в г. Монгблвалу в торговле золотом и оружием, объем которой, по некоторым данным, превышал 7 млрд долл.

К внутренним военным функциям относится поддержание внутреннего правопорядка, включающее борьбу с терроризмом, контрабандой товаров, оборотом наркотиков, подавление массовых беспорядков и повстанческих движений. Сейчас, когда в стране во главе государства стоит гражданский лидер, идут разговоры о передаче полицейских функций от ВС к полиции, поскольку их выполнение военными не только отвлекает их от прямых обязанностей, но и служит источником коррупции в их рядах.

Как отмечают китайские специалисты, внутренние невоенные функции были характерны для ВС Пакистана с самого возникновения государства, когда военные обеспечили функционирование миграционных потоков из Индии в Пакистан. В дальнейшем ВС привлекались для борьбы с последствиями стихийных бедствий, продовольственных кризисов, для участия в экономических проектах. Именно этой функцией объясняется выделение в ВС Пакистана 7 эскадрилий поисково-спасательной авиации, а также наличие 7 бригад инженерных войск. Ярким примером выполнения этих функций стала ликвидация последствий землетрясения 8 октября 2005 года на северо-западе Пакистана, ключевую роль в которой сыграли ВС: в зону, пострадавшую от землетрясения, были направлены более 50 тыс. военнослужащих (не считая инженерных войск), для эвакуации пострадавших и доставки грузов были привлечены все вертолеты СВ и ВВС.

По данным китайских СМИ, беспрецедентным испытанием для ВС стало наводнение 2010 года., которое оставило без крова 20 млн человек. Армейским командованием были учреждены три центра по борьбе с последствиями наводнения – в Чаклале, Тарбеле и Абботабаде. В поисково-спасательных операциях были задействованы 60 тыс. солдат. Инженерные подразделения армии в круглосуточном режиме работали над восстановлением инфраструктурных объектов. Было развернуто 15 армейских полевых госпиталей, около 100 мобильных клиник в провинциях Хайбер-Пахтунхва, Синд и Пенджаб. По признанию пакистанской прессы, действия ВС резко контрастируют с вялой реакцией гражданского правительства. Ведущая роль в ликвидации последствий наводнения признана большинством экспертов в Пакистане.

Известно, что Вооруженные силы Пакистана включают в себя следующие виды ВС: Сухопутные войска, ВВС и ВМС, а также иррегулярные войска, к которым относятся: пограничные войска и вспомогательные войска. Общая численность регулярных ВС составляет 620 тыс. человек, а иррегулярных формирований 284 000 человек. В административном отношении территория страны разделена на: четыре провинции, столичный округ, Территория расселения племен (семь агентств), автономная территория Гилгит-Балтистан.

Примечательно, что влияние США на пакистанское руководство не обошло и структуру его высшего военного управления. Верховным главнокомандующим ВС Пакистана является президент страны. По конституции именно он определяет основные направления военной политики страны, строительства вооруженных сил, а также назначает представителя Объединенного комитета начальников штабов и начальников штабов видов ВС. Данная структура управления очень похожа на американскую и в целом создавалась с помощью США в годы противостояния советскому ограниченному контингенту войск в Афганистане.

Непосредственное руководство вооруженными силами возложено на начальников штабов (командующих) видов ВС. В их обязанности входит повседневное руководство войсками, решение вопросов строительства и комплектования вооруженных сил, организация оперативной и боевой подготовки, материально-технического обеспечения войск. Кроме того, они отвечают за боеготовность соединений и частей.

Министерство обороны Пакистана является органом административного управления и отвечает за формирование военного бюджета, расходование выделенных правительством финансовых средств, закупки вооружения и военной техники. Министр обороны назначается из числа депутатов нижней палаты пакистанского парламента от правящей партии. Этот пост по совместительству может занимать премьер-министр страны. В функции министра обороны входит контроль над состоянием и направлениями строительства ВС. Свою деятельность он осуществляет посредством входящих в МО главных управлений (обороны, военного планирования, военного производства и закупок вооружения и др.).

Комитет по обороне при кабинете министров является совещательным органом и занимается выработкой предложений и рекомендаций руководству страны по наиболее важным проблемам внутренней и внешней политики, национальной безопасности, суверенитета, территориальной целостности государства, обороны, отношений между провинциями и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. Комитет возглавляет премьер-министр страны.

Объединенный комитет начальников штабов занимается детальной разработкой планов и направлений строительства вооруженных сил, мобилизационного и оперативного развертывания войск, а также вопросами координации деятельности штабов отдельных видов ВС, как в ходе военных действий, так и в мирное время.

Верховное национальное командование (ВНК) является главным органом управления национальных стратегических сил ИРП. ВНК состоит из двух комитетов – по применению и строительству стратегических сил.

ВНК отвечает за решение следующих задач:

— определение основных направлений развития национальных стратегических сил в мирное время, принятия решения на их применение в военное время, совершенствование концепции применения стратегических сил;

— контроль программ развития стратегических сил, координация деятельности всех военных и гражданских структур, участвующих в данном процессе, принятие решений на создание новых организаций и учреждений в интересах разработки и совершенствования стратегических вооружений и реализации национальной ядерной программы.

В целом, представляется возможным согласиться со следующими оценками китайских специалистов в отношении ВС Пакистана:

  1. Пакистан обладает слабыми военными возможностями. Национальная сырьевая и промышленная база не позволяет удовлетворять потребности вооруженных сил за счет собственного производства.

2.Пакистан обладает слабо развитой научно-технической базой в области разработки современных систем оружия. Поэтому техническое оснащение ВС Пакистана осуществляется преимущественно за счет закупки в других странах образцов вооружений и военной техники (как правило, не самых современных).

  1. На вооружении ВС Пакистана состоят системы оружия преимущественно китайского, американского, французского и российского производства. В период до 2025 года преимущественная ориентация на оснащение ВС страны за счет импорта вооружений сохранится. Вместе с тем, в настоящее время на лидирующие позиции выходит совместное с КНР производство ВВТ.
  2. К 2030 году вооруженные силы Пакистана при незначительном увеличении количества личного состава, значительно увеличат маневренность и огневую мощь своих ВС за счет модернизации парка военной техники и замены устаревших образцов более современными. При этом сохранится значительное отставание по основным параметрам от Вооруженных сил Индии.