- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О конференции Института исследования национальной безопасности «Россия на Ближнем Востоке: постоянно меняющиеся вызовы на изменчивом Ближнем Востоке». Часть 6

Институт исследований национальной безопасности (Institute for national security studies, INSS) и Государственный фонд им. Конрада Аденауэра в Израиле (Konrad Adenauer Stiftung, KAS) 3 декабря 2019 года в Тель-Авиве провели международную конференцию под названием «Россия на Ближнем Востоке: постоянно меняющиеся вызовы на изменчивом Ближнем Востоке». В конференции приняли участие эксперты из Израиля, Европы, Северной Америки и России[i] [1].

На одном из пленарных заседаний модератор д-р Вера Мичлин-Шапир, сотрудник программы российских исследований, INSS, отметила, что российско-израильские отношения имеют очень любопытный характер. Они пронизаны стратегическими, географическими, политическими и экономическими противоречиями, однако в Сирии развиваются в позитивном ключе. Тем не менее, Россия устанавливает в регионе союзнические отношения, которые с точки зрения Израиля являются весьма противоречивыми. Это происходит в мусульманском мире, включая Исламскую Республику Иран; в арабском мире, как например отношения с Палестинской национальной администрацией (ПНА), ХАМАСом, что для Израиля является «красными линиями». При этом все это происходило до вступления России в сирийский конфликт. Она напомнила, что исполнительный директор INSS Амос Ядлин с самого начала российской военной операции в Сирии в октябре 2015 года призвал не забывать то, что Россия участвует в сирийском конфликте на стороне злейших врагов Израиля – Ирана, «Хизбаллы», шиитских вооруженных ополчений.

На международной арене Израиль и Россия также находятся в разных лагерях. Невозможно сравнить российско-израильские отношения со стратегическим партнерством между Израилем и США. Вашингтон, по ее словам, четко обозначил свою позицию в отношении России после Крыма. К этим расхождениям она добавляет голосование в различных международных организациях, в которых зачастую бросают вызов Израилю. Несмотря на все это российско-израильские отношения могут быть охарактеризованы в позитивном ключе. Израильскому руководству удавалось смотреть поверх того факт, что в сирийской гражданской войне Москва выступает на стороне врагов Израиля, и рассмотреть в России потенциальную державу, способную стабилизировать ситуацию, державу, с которой необходимо вступить в серьезный диалог. Израиль стремился избежать во взаимодействии с Россией игры с нулевой суммой, в отличие от других акторов на международной арене.

Если взглянуть с точки зрения теории международных отношений, Израиль и Россия не разделяют общих ценностей, которые могли бы лечь в основу крепких и продолжительных взаимоотношений. Но есть что-то еще в этих отношениях, что и делает их любопытными и одновременно неустойчивыми, требующими постоянного поддержания.

Дмитрий Марьясис, руководитель отдела Израиля в Институте востоковедения РАН, описывая то, какими он видит российско-израильские отношения, назвал их эмоциональными, что хорошо и плохо одновременно. Это хорошо, потому что когда у вас есть эмоции есть возможность избежать игры с нулевой суммой. Так, например, В.Путин собирается приехать в Израиль в январе 2020 года. Израиль – одна из немногих стран, которая полностью признает роль Красной Армии в освобождении мира от фашизма и разделяет с Россией ряд исторических ценностей.

Другой момент – Израиль испытал огромное культурное советское и российское влияние в связи с алией. В еврейском государстве несколько сотен тысяч человек, которые хотя бы понимают русский благодаря тому, что в их семьях говорят на этом языке. С одной стороны, это очень эмоционально, к чему добавляется еще и религиозный аспект. А с другой стороны, израильская сторона зачастую привносит негативный эмоциональный аспект, требуя определиться по принципу «либо вы с нами, либо вы против нас», и не допускает нейтральной позиции. По мнению Д.Марьясиса, такое отношение уходит корнями в советское прошлое, в 1967 год, когда Москва поддерживала арабские страны, и так вплоть до 1991 года. С того периода отношение израильтян к русским как антиизраильски и проарабски настроенным людям сохранилось по сей день. По словам Д.Марьясиса, многие российские эксперты и деятели, имеющие сегодня отношение к Ближнему Востоку, обучались, начинали свою карьеру в советские времена, когда их готовили как специалистов по арабскому миру, и они впитали соответствующие идеологические установки. Если их спрашивают об Израиле, и они пытаются критиковать его по тем или иным причинам, израильтянами это воспринимается однозначно как антиизраильская и проарабская позиция, хотя на самом деле это не так.

Что касается российских СМИ, то они освещают аспекты, связанные с Израилем, в благосклонной для еврейского государства манере или как минимум нейтрально, особенно если сравнивать с европейскими изданиями.

По мнению Д.Марьясиса, российско-израильские отношения на данном этапе переживают наилучший период с момента образования Израиля в 1948 году. Не считая первых лет со времени зарождения еврейского государства, чему способствовала политика Москвы, двусторонние отношения стали улучшаться по нарастающей только с 1990-х гг. Сегодня, по его мнению, российско-израильские отношения переживают наиболее длительный, стабильный и благоприятный для обеих сторон период.

Культурные связи между двумя странами наиболее хорошие. Что касается политических, экономических и прочих отношений, то прослеживаются разного рода тренды. В общественной сфере проявляется интересный момент. Кто из России наиболее часто посещает Израиль – это те, у кого в Израиле родственники, бизнес и т.д. Из Москвы в Тель-Авив совершается  не менее 7 рейсов в день. Другая группа людей, посещающих святые места на территории Израиля – христианские паломники. Остальные приезжают в еврейское государство с туристическими целями, среди чего выделяется медицинский и оздоровительный туризм. В любом случае, в России многие знают об Израиле.

В 2000-х гг., когда перед Россией встала проблема терроризма, в том числе в связи с возникновением «Исламского государства», Израиль понимал озабоченность Москвы. Сегодняшняя правящая элита в России не является антисемитски настроенной, что транслируется на все общество.

В сфере экономики, по мнению Д.Марьясиса, российско-израильские отношения могли бы быть намного успешнее. 80% российского экспорта в Израиль составляют энергоносители, тогда как есть возможности развития сотрудничества в сфере высоких технологий. В России до сих пор большой потенциал в технологиях, но есть проблема – нет понимания того, как проложить мост от научных разработок к стартапам и производству, что в Израиле как раз умеют делать. Между странами с 1991 года до сих пор не налажена система сотрудничества в этой перспективной сфере, и это несмотря на то, что языковая проблема не стоит слишком остро. По мнению эксперта, на данном этапе это одна из проблемных областей в российско-израильских отношениях, которая требует внимания и развития.

[i] [2] Russia in the Middle East: Ever-Changing Policy in an Ever-Changing Region // INSS. 03.12.2019 — https://www.inss.org.il/event/russia-in-the-middle-east-ever-changing-policy-in-an-ever-changing-region/