- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане: октябрь 2007 г. Кризисные тенденции в отношениях Хартума и Джубы нарастают

Основным событием политической жизни Судана в октябре стали выплеснувшиеся на поверхность разногласия между двумя основными движениями страны – господствующей на севере партией Народный конгресс (НК) и доминирующим на юге Суданским народно-освободительным движением (СНОД). Расхождения во взглядах на основные проблемы страны, и прежде всего реализацию Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) от 9 января, накапливавшиеся давно, заявили о себе еще в сентябре(1), а в октябре приняли форму начинающегося политического кризиса. Основной причиной усилившихся трений стали разногласия по вопросу проведения границ в спорном районе Абьей, расположенном на границе севера и юга страны и населенном арабским кочевым племенем миссерия и оседлыми нилотами – земледельцами племени динка. В районе сосредоточены значительные месторождения нефти, узлы экспортной инфраструктуры, там производится около четверти всей суданской нефти.

В преддверии референдума о независимости юга 2011 г., когда очень вероятно официальное разделение Судан на две части, обе стороны – и Хартум, и Джуба – уделяют вопросу определения границ между двумя будущими государствами первостепенное значение, а проведение границ в районе Абьей уже сейчас определит будущую принадлежность многих миллиардов долларов. Конфликт вокруг принадлежности территории Абьея уходит корнями в начало XX в. и заслуживает отдельного исследования. Позиции южан и северян по этому вопросу сильно расходятся, для поиска компромисса потребовался международный арбитраж, южане согласились с выгодными для них выводами комиссии экспертов, но северяне заявили об их нелегитимности и не согласились с предложенным решением. Все сделанные за последние месяцы попытки разрешить противоречия и найти компромисс не увенчались успехом, альтернативные выводам экспертов предложения сторон фактически исключали друг друга. В итоге в октябре разногласия по вопросу Абьея и ряду других проблемных мест в реализации ВМС вылились в жесткое политическое противостояние на правительственном уровне.

7 октября политическое бюро СНОД на длительном совещании рассматривало проблемные вопросы взаимоотношений со СНОД и так и не смогло прийти к единому выводу. Сальва Кир высказался в том ключе, что НК создает препятствия для реализации ВМС, отметив при этом, что, несмотря на это, возвращения к вооруженному противостоянию не будет. Генеральный секретарь СНОД Паган Амум, в свою очередь, призвал провести перепись населения и выделить в Хартуме официальную квоту для немусульман(2).

Однако уже 10 октября появились сообщения о том, что СНОД в знак протеста против курса НК готовится отозвать своих министров из Хартума в Джубу, приостановив, таким образом, их работу в коалиционном правительстве национального единства(3). Сальва Кир заявил о том, что правительство Южного Судана не принимает извинений от военных-северян за задержку вывода вооруженных сил из нефтеносных районов у границы севера и юга(4). Первый вице-президент Судана также предостерег руководство НК от вмешательства в процесс назначения в состав правительства национального единства министров от СНОД(5).

16 октября президент Омар Башир встретился с вице-президентом Южного Судана Риком Машаром, и тот передал ему письмо от Кира с изложением требований южан. Они состояли из четырех основных пунктов: незамедлительный вывод всех войск из пограничных нефтеносных районов; перестановки в Правительстве национального единства с предоставлением южанам большего числа влиятельных постов, в частности, в Министерстве энергетики; прозрачность в распределении доходов от экспорта нефти, которые попросту «не доходят» до Южного Судана; решение проблемы Абьея. В том случае, если НК не согласится с указанными требованиями, Суданское народно-освободительное движение пригрозило не возобновлять участия в Правительстве национального единства и начать вывод подконтрольных ему вооруженных формирований из центральных районов страны.

В то же время, в некоторых суданских СМИ появились сообщения, что резкое обострение отношений по оси север-юг и столь категоричная позиция южан обусловлены американским влиянием; решение Кира приостановить участие южан в правительстве некоторые аналитики связали по срокам с завершением поездки в Судан спецпредставителя президента США Эндрю Нациоса.

18 октября наконец состоялась личная встреча Башира и Кира, в ходе которой они обсудили сложившееся непростое положение. На повестке дня стояли перестановки в правительстве, проведение границ между севром и югом и поиск решения проблемы Абьея.

Однако руководителям НК и СНОД не удалось найти хотя бы временный выход из сложившейся непростой ситуации. Уже 20 октября, выступая перед парламентарии и высокопоставленными чиновниками правительства Южного Судана, Сальва Кир вновь возложил на НК ответственность за сбои в воплощении ВМС в жизнь, и заявил, что СНОД не возобновит своего участия в правительстве, пока в Хартуме не пойдут на уступки. Позднее он подчеркнул, что необходим иностранный аудит доходов от экспорта нефти при участии со стороны правительства Южного Судана, НК должен реализовать положения ВМС, связанные с Абьеем, совместными интегрированными формированиями и демаркацией границ между севером и югом. Кир призвал немедленно освободить политзаключенных из тюрем Северного Судана и вновь назначить министров от СНОД в штатах Сеннар и Аль-Джазира. Паган Амум, в свою очередь, заявил о неучастии депутатов-южан в заседаниях парламента, обвинил суданские вооруженные силы (подконтрольны НК) в дислокации подкреплений у границ южных штатов Эль-Вахда и Бахр-Эль-Газаль и призвал Совбез ООН вмешаться в ситуацию(6). Серьезность заявлений южан вызвало ощутимую напряженность не только у руководства НК, но и в целом у хартумской общественности: становилось все более очевидно, что разногласия постепенно перерастают в политический кризис.

21 октября появились сообщения, что подразделения Суданской народно-освободительной армии (СНОА) – военного крыла СНОД – заняли часть районов штата Белый Нил, относящегося к Северному Судану и непосредственно примыкающему к центральному штату Хартум. Сообщалось о том, что СНОА планирует ввести в штат дополнительные силы и, возможно, ввести войска в штат Сеннар. Затем эти сообщения были опровергнуты, а передвижения СНОА объяснялись обычными войсковыми маневрами на севере южного штата Верхний Нил. Тем не менее, эти новости не могли не добавить напряженности сложившейся ситуации.

21 октября вице-президент Судана Али Осман Таха в свете усиления напряженности заявил, что Судан самостоятельно решит свои разногласия по оси север-юг и возможность обращения к каким бы то ни было посредникам даже не рассматривается. «Нам не требуется, чтобы нам кто-то… давал советы из-за океана», — многозначительно заявил Таха(7).

В конце второй декады октября общее собрание арабского племени миссерия, проживающего, в частности, в и поблизости спорного района Абьей, объявило о проведении 5 ноября конференции под эгидой правительства Южного Кордофана для обсуждения положения в Абьее. Собрание племени пригрозило прибегнуть к силе, если их интересы в районе станут «разменной монетой» в урегулировании конфликта между Хартумом и Джубой. Миссерия категорически против того, чтобы СНОД ставило уступки по вопросу Абьея в качестве одного из основных условий замирения с НК(8). Отметим, что в последнее время внутренняя ситуация в Абьее не столь проста, как ранее. Схема «арабы миссерия за НК, динка за СНОД» уже не срабатывает, прослеживается, что симпатии многих миссерия стали склоняться на сторону Джубы, что, конечно, играет на руку южанам в их диалоге с Хартумом.

В те же дни Сальва Кир провел новые перестановки в правительстве и Законодательном собрании Южного Судана и собраниях штатов, назначив ряд новых министров и советников.

23 октября президент Омар Башир выступил в Национальной Ассамблее (нижняя палата суданского парламента) с речью о сложившемся положении. Он заявил, что сожалеет о решении СНОД приостановить свою работу в правительстве национального единства, отметив, что это решение создало новые споры и конфликты там, где ранее удалось наладить диалог и сотрудничество. Президент призвал стороны вернуться к основам ВМС, которые подразумевают, что мир – это обоюдная ответственность, и выразил надежду, что СНОД вернет своих министров в Хартум, что будет лучшей гарантией успешной реализации ВМС. Башир отметил, что для разрешения споров сторонам следует прибегать к механизмам, прописанным в мирном соглашении(9).

Анализируя динамику развития ситуации по оси Хартум – Джуба в октябре в целом, необходимо сделать вывод, что долго накапливавшиеся разногласия, прорвавшись на поверхность, приняли форму постепенно нарастающего политического кризиса. Забегая вперед, отметим, что развитие ситуации в ноябре покажет, что конфликт южан и северян примет форму уже полномасштабного, если не сказать системного, политического кризиса. На возможный риторический вопрос о том, можно ли было его избежать, правильнее всего было бы ответить, что это было возможно только при своевременном воплощении в жизнь всех многочисленных положений ВМС, в том числе и особо проблемных, а это, как показывает практика, в суданских условиях почти нереально.

1) См. Е.А.Кудров. Ситуация в Судане: сентябрь 2007 г. Институт Ближнего Востока. http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/12-10-07.htm

2) «Аль-Аям», 8.10.07.

3) «Сахафа», 11.10.07.

4) «Ар-Рай аль-Амм», 11.10.07.

5) «Интибаха», 11.10.07.

6) «Аль-Аям», 23.10.07.

7) SUNA, «Аль-Аям», 22.10.07.

8) «Аль-Аям», 20.10.07.

9) «Ас-Судани», 23.10.07.