- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов внешнеполитической службы Пакистана

Известно, что внешняя политика осуществляется на основе конституции Исламской Республики Пакистан, принятой в августе 1973 года. Что касается организации и институциональных форм внешнеполитического процесса, то Пакистан мало отличается в этом отношении от других государств, особенно связанных с наследием британской колониальной системы. Официальная международная политика осуществляется через бюрократический аппарат федерального уровня. В составе кабинета министров Пакистана действует Министерство иностранных дел во главе с министром. Вторым членом в иерархии является государственный министр по иностранным делам. Оба они представители политической и социальной элиты. Китайские специалисты отмечают, что министр иностранных дел в Пакистане является как, например, в Индии и ряде других государств, вторым по рангу министром,  входит в число ведущих представителей кабинета (наряду со специальными советниками в ранге министров, министром обороны, финансов, торговли, информации и т.д.).

Руководство аппаратом МИДа осуществляет секретарь по иностранным делам. Он принадлежит к числу профессиональных дипломатов, прошедших всю лестницу дипломатической службы. Секретарь по существу является вторым лицом в области внешней политики, своего рода первым заместителем министра иностранных дел. Ему поручают ведение сложных переговоров особенно в сфере отношений с Индией, кураторство процессов, связанных с очень важной для Пакистана Ассоциацией регионального сотрудничества стран Южной Азии.

Министерство состоит из девяти управлений. Одно из них особое, инспекционное (аудита и специальных проектов). Его возглавляет специальный секретарь. Во главе других управлений стоят заместители секретаря. Из этих обычных управлений шесть можно считать территориально-проблемными, одно управление занято политическим планированием и еще одно административными делами.

По данным китайских источников, в структуре пакистанского МИДа имеются следующие территориально-проблемные управления:

— Северной и Южной Америки;

— Европы;

— Азиатско-Тихоокеанского региона;

— Ближнего Востока и Африки;

— Афганистана и Организации экономического сотрудничества;

— ООН.

Китайские специалисты утверждают, что двусторонние связи установлены Пакистаном на уровне дипломатических миссий со 110 государствами, но число посольств (миссий) в Исламабаде меньше – 83. Некоторые пакистанские послы возглавляют дипломатические миссии в нескольких государствах, и, соответственно, не все из небольших государств поддерживают посольские службы в Пакистане. В ведении управления американского континента находится всего шесть посольств, но среди них главное для внешней политики страны – в Вашингтоне. У европейского управления 21 посольство, в том числе в России и Украине. В Азиатско-Тихоокеанское управление входит Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия – 21 посольство, в том числе в КНР, Японии и Индии. Глава дипломатической миссии Пакистана в Индии, как и в других государствах Содружества наций, называется высоким комиссаром. Этот пост – один из самых важных в дипломатической иерархии.

На Ближнем Востоке и в Африке у Пакистана 23 посольства. У послов этого управления наиболее распространено «совместительство», т.е. присутствие в ряде соседних и смежных государствах. При этом пакистанские послы аккредитованы почти во всех арабских странах, в Королевстве Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. С Израилем дипотношения не поддерживаются.

Организация экономического сотрудничества – координирует работу девяти посольств – в соседнем Афганистане, а также Иране, Турции, Азербайджане и пяти центральноазиатских странах.

Китайские специалисты в области международных отношений отмечают, что кроме двусторонних связей, территориальные управления занимаются международными организациями, многосторонней дипломатией. Управление АТР курирует СААРК, образованную в 1985 году. Оно же, по всей видимости, занимается приобретающей для Пакистана все большее значение Шанхайской организацией сотрудничества. Конституционные и идеологические, доктринальные основы внешнеполитического процесса в Пакистане выражены слабо. В Конституции в качестве одного из исламских содержится положение о необходимости поддерживать братские отношения с мусульманскими государствами, крепить единство на общеисламской платформе. Официальные документы типа концепций внешней политики, национальной безопасности или обороны не принимаются.

Китайские политологи отмечают, что в основе принятия внешнеполитических решений лежит идеология пакистанского национализма. Она базируется на трех «китах» – исламе, антииндийских настроениях, связанных в первую очередь с проблемой Кашмира, и на вере в силу армии. Большое значение для общественного мнения и государственной идеологии имеют факт обладания ядерным оружием и осознание крайней важности геополитического положения страны.

Самое непосредственное воздействие на формирование внешнеполитического курса оказывают организованные политические силы, в первую очередь представленные в парламенте партии. При нынешнем режиме власти в Пакистане периодически устраиваются слушания по отдельным вопросам внешней и внутренней политики. В дебатах, организуемых главным образом в нижней палате парламента, принимают участие премьер и члены кабинета, в том числе министр иностранных дел.

Китайские специалисты отмечают, что Пакистан не представляет собой исключение с той точки зрения, что среди его дипломатических работников имеется определенная категория сотрудников из разведывательных органов. При этом главная разведывательная служба Пакистана является одной из составных частей ВС. Разведывательное сообщество Пакистана, хотя и не представляет профессиональной корпорации, наподобие английской или американской, тем не менее, имеет некоторые общие цели и может при определенных условиях оказывать согласованное влияние на принятие политических решений, в том числе внешнеполитических, связанных с национальной безопасностью, сохранностью ядерного оружия и т.п. Значительной может быть ее роль в том, что касается регионального измерения внешнеполитического курса, т.е. отношений с соседями, в первую очередь с Индией, в которой распространено мнение о прямом или косвенном (через своих отставных офицеров) участии разведки в подготовке террористов и поддержке исламистских организаций типа «Джамаат-уд-дава» (пропагандистско-благотворительного «Общества призыва»), «Лашкар-е Тоиба» («Ополчения чистых», военизированной организации, связанной с первой), «Джаиш-е Мухаммад» («Армии Мухаммада») и др.

В заключении хотелось бы отметить, что по мнению китайских специалистов, определенное воздействие на пакистанский внешнеполитический процесс могут оказывать и другие институционально-профессиональные корпорации, прежде всего судебная и адвокатская. Роль судебных органов в Пакистане достаточно значительна, но их влияние на внешнюю политику носит опосредованный характер. То же можно сказать о профессиональных журналистах, обозревателях ведущих изданий, а также о представителях бизнеса и землевладельческой аристократии.