- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об авиакомпаниях Султаната Оман

В настоящее время в Султанате Оман зарегистрированы три авиакомпании: The Royal Flight of Oman, Oman Air, SalamAir.

The Royal Flight of Oman создана в 1974 году, ее основное предназначение – обслуживание поездок султана и высших государственных чиновников, а также выполнение других правительственных задач. В эксплуатации 8 единиц, в том числе два вертолета французского производства, транспортный самолет C-130J, пассажирские лайнеры Airbus A320, Airbus A319, Boeing 747-8, Boeing 747-400, Boeing 747SP. Статистическая информация не представлена, присутствие на рынке коммерческих услуг незначительное.

В 1993 году создана Oman Air, которая стала флагманским перевозчиком султаната.  В первые годы существования правительство в лице Oman Aviation Group (OAG) владело 33 % акций, остальные были распределены между представителями бизнеса и различными фондами Омана. В 2007 году доля государства увеличилась до 80 %, в затем до 99 %. В том же году оманское правительство вышло из участия в авиакомпании Gulf Air (Бахрейн), решив сосредоточиться на развитии собственного перевозчика.

Следуя тенденциям, складывающимся в регионе, авиакомпания в период 2000 – 2010-х гг. продемонстрировала высокие тепы роста пассажирских перевозок, а в 2005 году показатель впервые превысил 1 млн.

Таблица 1. Данные о количестве пассажиров, перевезенных Oman Air

2005 2007 2009 2011 2013 2015 2016 2017 2018
Кол-во пассаж, млн 1,1 1,5 2,4 3,3 5,0 6,4 7,7 8,5 9,7

 

Первые полеты на дальние дистанции, в Лондон и Бангкок, стали осуществляться в 2007 году, впоследствии их количество увеличилось. По состоянию на 2019 год авиакомпания обслуживает более 50 направлений в 27 странах, в том числе в Европе (Франция, Италия, Великобритания, Германия, Швейцария), Азии (Индия, Китай, Индонезия, Пакистан, Филиппины, Таиланд), Африке (Кения, Марокко, Египет, Танзания), Иране, Ираке, ССАГПЗ. Самое активное направление – Индия. В 2018 году запущены рейсы в Москву, Касабланку и в Стамбул, в 2019 – в Александрию и в Афины. Планируется, что к концу 2022 года Oman Air будет обслуживать 60 маршрутов.

Хотя уровень роскоши и престижа оманской авиакомпании существенно уступает «большой тройке» (Emirates, Qatar Airways, Etihad), сервис поддерживается на достойном уровне, а коллектив Oman Air неоднократно завоевывал призовые места в различных конкурсах и занимает ведущие позиции в некоторых рейтингах. Важное внимание уделяется имиджу и маркетинговой политике. Высокий уровень сервиса отмечается многими специалистами, однако они же указывают на такое слабое место, как отсутствие широкой известности компании на мировом рынке, в чем Oman Air уступает своим конкурентам из ССАГПЗ.

Качество сервиса, географическое расположение обусловили то, что Oman Air обслуживает не только внутренние потребности, но и оказывает транзитные услуги. На последние приходится до 2/3 пассажиропотока авиакомпании. В-частности, значимую часть клиентов этого типа составляют трудовые мигранты из Индии и Пакистана, проживающие в Европе, а также граждане стран ЕС, направляющиеся в АТР или в Австралию (Oman Air не выполняет полетов на упомянутый континент, но аэропорт Маската используется многими авиакомпаниями, осуществляющими рейсы в этом направлении, что очень удобно для пассажиров). Стратегия развития на краткосрочную перспективу, по словам представителей руководства авиакомпании, предполагает в первую очередь укрепление кооперации с другими перевозчиками в целях увеличения транзита, нежели расширение географии рейсов. Этому также способствует недавнее завершение проекта по реконструкции аэропорта в Маскате.

В отличие от «большой тройки», политика Oman Air менее агрессивная. Поэтому противодействие и критика со стороны конкурентов не такие острые, что способствует кооперации с иностранными перевозчиками. В качестве перспективных направлений для новых рейсов рассматриваются Восточная Африка (Судан, Кения), страны Европы и АТР (Япония, Китай, Корея), однако пока решений не принято. Африканское направление также должно поспособствовать развитию туризма в стране. Так, многим гостям султаната уже предлагаются экскурсии на остров Занзибар и в Найроби. Хорошие перспективы имеются на рынке Индии, где в последние годы спрос на услуги оманского перевозчика растет высокими и стабильными темпами. Основными конкурентами для него здесь являются компании «большой тройки».

Вопросы расширения географии присутствия Oman Air решаются на уровне правительства султаната.

Авиационный парк авиакомпании составляет 53 самолета, в том числе 4 единицы Airbus A330-200, 7 единиц Airbus A330-300, 19 единиц Boeing 737-800, 5 единиц Boeing 737-900, 5 единиц Boeing 737 MAX, 2 единицы Boeing 787-8, 7 единиц Boeing 787-9, 4 единицы Embraer 175. Перевозчик планировал приобретение еще 25 лайнеров Boeing 737 MAX, а общее число самолетов должно было достигнуть 70 к концу 2022 года. Однако после катастрофы в Эфиопии в марте 2019 года, последовавшей за этим массовой приостановки поставок и эксплуатации Boeing 737 MAX перспектива расширения парка под вопросом. Представители Oman Air утверждают, что вынужденные ограничения эксплуатации имеющихся Boeing 737 MAX в количестве 5 единиц нанесли серьезный ущерб авиакомпании и отразятся на финансовом результате деятельности по итогам 2019 года. В июне сего года в СМИ появилась информация, что чиновники OAG планируют провести переговоры с представителями Airbus о возможности поставок техники взамен проблемных самолетов, но пока никаких решений не принято.

Негативное влияние оказывает и экономический кризис в султанате, обусловивший снижение внутреннего спроса на услуги отрасли. На протяжении последних 3-х лет компания демонстрирует отрицательный финансовый результат до 400 млн долл. США ежегодно. В целях улучшения ситуации Oman Air проводит комплекс мероприятий по улучшению качества управления и «гармонизации» эксплуатируемого флота. В последнем случае большие надежды возлагались на поставки Boeing 737 MAX, однако эти планы пришлось корректировать.

В целом возможности для сохранения и расширения присутствия Oman Air на международном рынке авиаперевозок имеются, хотя ее потенциал несопоставим с конкурентами из стран ССАГПЗ. Компания продолжает пользоваться широкой государственной поддержкой. Особенно важно, что, несмотря на экономические трудности, правительство не прибегает к снижению статуса перевозчика или качества предоставляемых услуг, а предпочитает диверсифицировать предложение на внутреннем рынке для обслуживания менее платежеспособных клиентов. Вероятно, что Oman Air продолжит оставаться перевозчиком международного значения, хотя некоторые трудности возможны.

Именно сложность удержания доли на локальном рынке в связи с высокой стоимостью оказываемых услуг Oman Air обусловили создание бюджетной авиакомпании SalamAir в 2016 году. В 2019 году Reuters опубликовало информацию, согласно которой в связи с экономическими трудностями в Омане будет создан еще один бюджетный перевозчик Oman Link, ориентированный на внутренний рынок, а Oman Air почти полностью будет обслуживать международные перевозки. Чиновники OAG позднее опровергли это утверждение.

SalamAir начала осуществлять регулярные рейсы в 2017 году, в настоящее время авиационный парк состоит из 7 лайнеров, в том числе 3 единиц Airbus A320-200 и 4 единиц Airbus A320neo. Ее предназначение – обслуживание менее платежеспособных слоев, особенно трудовых мигрантов, для которых Oman Air был слишком дорогим. Так, после создания эта авиакомпания взяла на себя все регулярные перевозки Oman Air в направлении Бангладеш. Помимо городов султаната, география рейсов представлена Саудовской Аравией, Катаром (после событий 2017 года многие рабочие, направляющиеся в эмират, предпочитают использовать Оман в качестве транзитной территории), ОАЭ, Бахрейном, Азербайджаном, Бангладеш, Пакистаном, Египтом, Грузией, Непалом, Ираном, Ираком, Египтом, Турцией. В 2018 году количество перевезенных пассажиров достигло 700 тыс., по итогам текущего года ожидается около 1 млн, а в 2020 году после приобретения новой партии самолетов компания планирует выйти на показатель 3 млн человек.