- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о сирийском нефтегазовом секторе

Согласно информации газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», которая цитирует выдержи из интервью сирийского экономиста и политолога,  который попросил не называть его имя,  начиная с 1080-х годов по 2010 год нефтяной сектор в Сирии целиком и полностью контролировался кланом Асадов[i] [1]. Вся информация о запасах нефти и реальном количестве месторождений, кроме нескольких крупных, была засекречена. Даже ОПЕК не знала о реальном объеме добычи нефти в Сирии. Затем в 2011 году в Сирии начались антиправительственные выступления против режима Башара Асада, которые, как считает источник «Аш-Шарк аль-Аусат»,  были направлены на то, чтобы отобрать у него нефтяные месторождения и выявить их реальное количество. В 2012 году начались вооруженные столкновения между силами Б.Асада и различными оппозиционными группировками. Сирийский режим потерял контроль над нефтяными месторождениями, который взяли в свои руки сначала группировки Свободной сирийской армии, а затем «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России) после того, как большинство иностранных компаний покинули Сирию. Вышеупомянутые группировки добывали сирийскую нефть вплоть до прихода «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в 2013 году, которое захватило нефтяные месторождения на востоке страны. К началу 2014 года  «Исламское государство» взяло под свой контроль большинство нефтяных месторождений в Сирии, включая крупнейшее месторождение «Аль-Омар» в Дейр-эз-Зоре. В 2015 году Министерство обороны США оценивало доходы ИГ от продажи сирийской нефти в 40 млн долларов в месяц[ii] [2]. Но два года спустя ИГ было изгнано из большинства районов на востоке Сирии, а поддерживаемые Вашингтоном курдские «Силы демократической Сирии» (СДС) установили контроль над нефтяными месторождениями в стране. К сожалению, сирийские нефтяные месторождения получили серьезные повреждения в результате воздушных атак США против боевиков ИГ, которые, в свою очередь, разрушили большую часть нефтяной инфраструктуры, прежде чем покинуть подконтрольные им районы.

Какой же объем нефти фактически поставлен на карту в Сирии? Общие запасы оцениваются в 2,5 млрд баррелей[iii] [3]. Как минимум 75% этих запасов находятся на месторождениях, окружающих Дейр-эль-Зор. Текущая выручка от продажи нефти поступает СДС, поддерживаемым США. Сейчас она составляет 10 млн долларов в месяц. Ожидается, что эти доходы вырастут, если США помогут в модернизации существующих месторождений. Затем СДС  могут продавать нефть в Дамаск и/или Курдистан в Ираке, который в свою очередь будет продавать её Турции.    

Крупнейшими нефтегазовыми месторождениями в Сирии считаются: «Аль-Омар», где до 2011 года добыча нефти составляла 80 тысяч баррелей в сутки, «Ат-Танак» в Дейр-эз-Зоре, где добывалось 40 тысяч баррелей нефти в сутки, «Ар-Румейлан», «Ас-Сувайдия», а также 1322 нефтяных и 25 газовых скважин, расположенных в районах Эш-Шаддади, Аль-Джибса и Аль-Гуль на юге провинции Эль-Хасеке. К слову, добыча нефти в двух крупнейших нефтегазовых регионах до 2011 года составляла примерно 200 тысяч баррелей в сутки, то есть около 50% от добычи всей нефти в Сирии. Другие нефтегазовые месторождения находятся в Эль-Маркада и Тишрин-Кабибия на западе провинции Эль-Хасеке, а также в провинции Эр-Ракка, где добывается около 50 тысяч баррелей в сутки. Отдельно следует упомянуть насосную станцию Т-2 на востоке провинции Дейр-эз-Зор вблизи иракской границы, часть которой перешла в руки сирийского режима после того, как он вернул контроль над нефтегазовым месторождением «Аш-Шаир» в провинции Хомс в 2017 году. К слову, «Аш-Шаир» считается стратегически важным газовым месторождением, так как добыча газа составляет 3 млн куб. м в сутки. Кроме того, силы сирийского режима и 5-го штурмового корпуса, созданного при поддержке России, контролируют нефтегазовые месторождения в районе Пальмиры. Среди них: «Аль-Гуль», «Аль-Арак», «Хиян», «Джахар», «Аль-Махр», «Абу-Рибах» и другие нефтегазовые поля, где добыча составляет 9 тысяч баррелей в сутки.

Согласно данным сайта British Petroleum, добыча нефти в Сирии в 2008 году составляла 406 тысяч баррелей в сутки. В 2009 году она снизилась до 401 тысячи баррелей в сутки, а затем до 385 тысяч баррелей в 2010 году и 353 тысячи баррелей в 2011 году. В 2012 году добыча нефти достигла отметки в 171 тысяча баррелей в сутки. В 2013 году добыча нефти в Сирии составляла 59 тысяч баррелей в сутки, а в 2014 году всего 33 тысячи баррелей. К 2015 году объем добычи сирийской нефти снизился до 27 тысяч баррелей. В 2016-2017 годах добыча нефти в Сирии упала до 25 тысяч баррелей, а в 2018 году составила всего 24 тысячи баррелей в сутки.

О поставках нефти в Сирию

Иран открыл кредитную линию с Министерством нефти Сирии и начал поставки нефти Дамаску в 2013 году, обеспечивая порядка 2 млн баррелей в месяц (два танкера)[iv] [4], покрывая большую часть потребностей страны в углеводородах; так продолжалось вплоть до конца 2018 года. Для Сирии иранская нефть стала спасением: по мнению экспертов, без стабильных поставок сырой нефти из Ирана режим Б.Асада столкнулся бы с полным экономическим крахом[v] [5]. Гендиректор сирийской государственной топливной компании Мустафа Хасвия в интервью газете «Аль-Ватан» отметил, что «без этих поставок сирийцам было бы трудно пережить несколько зим, когда нефтяные поля страны находились под контролем “Исламского государства”, а трубопроводы были разрушены». В 2019 году ситуация изменилась, и в связи с новой волной санкций Вашингтона против Тегерана начались перебои с нефтегазовыми поставками в Дамаск.  Также напомним, что в конце ноября 2018 года СШАе ввели санкции и против Global Vision Group и ее главы, сирийца Мухаммеда Амера аш-Швики, поскольку они являются «центральным звеном в поставках нефти из Ирана в Сирию и трансфере средств прокси-структурам КСИР (имеются в виду ХАМАС и “Хизбалла” – авт.)». Как утверждается, «чтобы доставлять нефть из Ирана сирийскому режиму, Global Vision Group использует целый ряд судов, многие из которых застрахованы европейскими компаниями. По крайней мере с 2014 года эти суда, до того как доставить иранскую нефть в Сирию, выключают автоматическую идентификационную систему, чтобы скрыть информацию об истинном пункте назначении и получателе груза»[vi] [6].

Добавим, что Египет, на который также активно воздействуют США, сыграл не последнюю роль в блокаде поставок нефти в Сирию. В докладе Middle East Institute (август 2019 года) утверждается, например, что с ноября 2018 года по май 2019 года только один нефтяной танкер смог добраться до сирийского порта Банияс, и то с остановкой на три недели в Турции. У Дамаска, таким образом, возникает несколько возможных вариантов действий:

— во-первых, продолжать вводить в заблуждение власти Суэцкого канала и Гибралтара, чтобы обманным путем позволить танкерам, перевозящим иранскую нефть, пройти;

— во-вторых, использование сухопутного перехода Абу-Камаль – Аль-Каим для доставки иранской нефти через Ирак;

— в-третьих, покупка нефти у поддерживаемых США СДС на северо-востоке страны;

— в-четвертых, поставки сырой нефти из России через Черное море;

— в-пятых, нормирование потребления нефти самой Сирией.

 

Нефтяная блокада ухудшает положение сирийского народа и режима Б.Асада и его союзников. Все вышеупомянутые варианты являются более дорогостоящими — политически и финансово — чем старый подход, основанный на непрерывных поставках иранской нефти через Суэцкий канал. Все эти проблемы, несомненно, негативно отразятся на экономике Сирии.

[i] [7] https://aawsat.com/home/article/2027396/الصراع-على-النفط-السوري-لروسيا-النصيب-الأكبر-والولايات-المتحدة-تسيطر-عبر-وكلاء [8]

[ii] [9] https://arabic.rt.com/news/789402-إيرادات-تنظيم-الدولة-الإسلامية-النفط-40-مليون-دولار/ [10]

واشنطن: «داعش» يحصل على 40 مليون دولار شهريا من بيع النفط

[iii] [11] https://www.vestifinance.ru/articles/127116 [12]  Какой объем нефти поставлен на карту в Сирии?

[iv] [13] www.connaissancedesenergies.org [14] US Energy Information Administration report on Syria, November 2014

[v] [15] Middle East Institute  AUGUST 2019  POLICY PAPER 2019-17

KARAM SHAAR  “THE SYRIAN OIL CRISIS CAUSES, POSSIBLE RESPONSES, AND IMPLICATIONS”

[vi] [16] https://www.kommersant.ru/doc/3805769 [17] Поставки нефти в Сирию подвели под санкции