В современной воздушной операции обязательно задействованы самолеты тактической радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые представляют собой истребители, укомплектованные подвесными контейнерными многофункциональными широкополосными системами радиотехнической разведки (РТР) и постановки направленных или «лавинных» помех. Такой набор, состоящий из четырех контейнерных модулей, позволяет определить частоту, на которой работает радиолокационная станция (РЛС) истребителя или зенитно-ракетного комплекса/системы вероятного противника и поставить «адресную» помеху.
Важность привлечения таких самолетов к воздушной операции ограниченного масштаба подтверждают расчеты западных специалистов. По оценкам офицеров отделов планирования оперативных действий ВВС США, в случае проведение ударного мероприятия в отношении Исламской Республики Иран для успешного подавления ПВО на одном из направлений необходимо всего четыре самолета тактической РЭБ Е/А-18G Growler.
Использование истребителя в качестве базовой платформы позволяет самолету тактической РЭБ действовать совместно с боевыми машинами. Следует учитывать, что кроме радиоэлектронного вооружения такие самолеты, как правило, имеют на вооружении минимальный боекомплект из двух управляемых ракет (УР) класса «воздух-воздух» (ВВ) малой дальности, которые необходимы на случай самообороны. Выбор в пользу легких УР ВВ малой дальности обусловлен тем, что большинство внешних точек подвески по крыльями занято именно системами РТР и РЭБ.
Высокую эффективность самолетов тактической РЭБ в воздушных боях против истребителей пятого поколения доказали именно американские военные, которые на регулярной основе, а именно в рамках учений «Красный флаг» проводят соревновательные воздушные «поединки» между F-22 и Е/А-18G. В большинстве случаев победу одерживают именно пилоты Growler.
В настоящее время лидирующие позиции в вопросе разработки контейнерных систем РЭБ для самолетов тактической авиации занимают американские компании Exelis и BAE Systems; европейская Airbus Defense and Space; израильские Elta и Elbit; итальянская Elettronica и турецкая ASELSAN. Кроме того, на европейском континенте работает еще одна испанская компания Indra, которая также осуществляет разработку аналогичного оборудования.
По данным китайских и пакистанских источников, именно компания Indra является поставщиком подвесных контейнерных систем РЭБ под обозначением ALQ-500P для эскадрилий ВВС Пакистана, укомплектованных легкими одномоторными истребителями третьего поколения JF-17. К настоящему моменту на вооружении пакистанских военных находится 112 таких боевых самолетов, а всего ВВС этого мусульманского государства получат более 150 таких самолетов, из которых 28 будут в двухместной модификации JF-17B.
В отношении системы РЭБ ALQ-500P известно, что она представляют собой контейнер круглого сечения с двумя воздухозаборниками, предназначенными для охлаждения элементной базы за счет набегающего воздуха. Известно, что длина контейнера составляет 3,3 м, диаметр 0,34 м, а высота 0,48 м. Масса системы достигает 284 кг. Информационный модуль длиной 145 мм, шириной 46 мм., высотой 136 мм. и массой 850 гр. устанавливается в кабину пилота.
Известно, что рассматриваемая система удовлетворяет ключевым требованиям ВВС стран-членов НАТО по следующим аспектам:
– охране окружающей среды от вредного излучения MIL-STD-810/F;
– электромагнитной совместимости с бортовыми РЛС MIL-STD-461/F;
– энергопотреблению MIL-STD-1399;
– электропитанию MIL-STD-1760C;
– установке на стандартный крепеж MIL-STD-8591/H;
– передаче данных по цифровым шинам MIL-STD-1553B.
С учетом соблюдения этих ключевых параметров можно предположить, что ВВС Пакистана приобретают данные системы, как для истребителей JF-17, так и для F-16, которым необходимо подобное оборудование на случай ведения воздушных боев с визави из состава ВВС Индии, на вооружении которых находятся Су-30МКИ, «Мираж-2000», а в перспективе появятся и «Рафаль-F3R». Вполне вероятно, что основным доводом к приобретению ALQ-500P стала ее привлекательная стоимость в сравнении с продукцией других компаний, в т.ч. китайских.
В отношении параметров работы ALQ-500P известно, что данная станция позволяет распознавать сигналы РЛС, работающие в диапазоне от 2 (по другим данным от 6) до 18 ГГц. Согласно информации компании-производителя система ALQ-500P предупреждает пилота о радиолокационном облучении и самостоятельно принимает решение об алгоритме противодействия. Следует отметить, что применение элементов искусственного интеллекта в ALQ-500P позволяет снять нагрузку с пилота и повысить его эффективность в воздушном бою.
Существует несколько вариантов, которые включают:
– применение исключительно направленных радиоэлектронных помех (создает ложные цели для РЛС вероятного противника);
– постановку помех с одновременным пуском тепловых ловушек
– применение электронных помех направленного или широкополосного характера с последовательным пуском тепловых и лазерных ловушек.
По данным из открытых источников, рассматриваемая система способна одновременно обнаруживать и сопровождать восемь источников радиолокационного облучения, которые она самостоятельно ранжирует по степени опасности.
Известно, что разработчики заложили в электронный блок управления библиотеку радиоэлектронных сигналов самолетов ВВС стран-членов НАТО, а также ВВС РФ. Китайские и пакистанские источники подтверждают, что при необходимости можно внести новые данные о структурах сигнала и диапазонах работы ЗРС ПВО.
Испанские специалисты учли необходимость постоянного расширения возможностей ALQ-500P и предоставили пакистанским военным доступ к программному обеспечению, с тем, чтобы специалисты РТР ВВС Пакистана могли самостоятельно загружать новые данные или пробовать новые алгоритмы работы системы в процессе учений. Необходимо учитывать, что рассматриваемая система является модульной и по мере необходимости компания-разработчик может модернизировать ALQ-500P за счет применения более эффективных комплектующих. Достоверно известно, что высокая производительность постановщиков помех обеспечена за счет применения нитрида галлия.
В дополнение к вышесказанному отметим, что испанская компания также производит подвесные контейнерные системы РТР под обозначением ALR-400, которые позволяют обнаруживать самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения или ЗРС большой дальности действия. При единовременной установке систем ALQ-500P и ALR-400 на JF-17В штурман может передавать данные об обнаруженных источниках радиоэлектронного излучения на другие самолеты, вооруженные противорадиолокационными ракетами MAR-1 (дальность пуска 60 км) или LD-10 (дальность пуска 80 км).
По оценкам китайских специалистов, в перспективе ВВС Пакистана смогут отработать тактические приемы в составе группы из четырех истребителей JF-17 Block II и одного самолета РЭБ под обозначением JF-17D, который будет обеспечивать этим машинам общее прикрытие и обнаружение РЛС противника. В случае необходимости привлечения шести ударных самолетов будет задействовано два самолета тактической РЭБ, которые в случае воздушного боя будут прикрывать тройки истребителей.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что испанские конструкторы авиационных систем РЭБ путают планы китайских производителей, которые планируют серийно изготавливать и поставлять ВВС Пакистана собственную продукцию серии KG.