- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О выступлении посла РФ в Израиле А.Викторова на конференции Института исследования национальной безопасности «Россия на Ближнем Востоке: постоянно меняющиеся вызовы на изменчивом Ближнем Востоке»

Институт исследований национальной безопасности (Institute for national security studies, INSS) и Государственный фонд им. Конрада Аденауэра в Израиле (Konrad Adenauer Stiftung, KAS) 3 декабря 2019 года в Тель-Авиве провели международную конференцию под названием «Россия на Ближнем Востоке: постоянно меняющиеся вызовы на изменчивом Ближнем Востоке». В конференции приняли участие эксперты из Израиля, Европы, Северной Америки и России[i] [1].

На заключительном пленарном заседании выступил посол РФ в Израиле Анатолий Дмитриевич Викторов. Обращаясь к российскому послу, Цви Маген (посол Израиля на Украине в 1993-1997 гг. и посол Израиля в России в 1998-1999 гг., в 1999-2006 гг. занимал должность руководителя организации «Натив», а ныне является научным сотрудником INSS) отметил, что, несмотря на завершение работы конференции, осталось много открытых вопросов. Поэтому всем хотелось бы услышать о взгляде г-на посла на вызовы, с которыми сталкивается Россия на международной арене и в проблемном ближневосточном регионе.

Прежде чем представить официальную позицию РФ по ситуации в регионе, А.Викторов на английском языке выразил сожаление, что не говорит на иврите (произнеся эту фразу на иврите), но зато владеет немецким языком.

Посол РФ в Израиле отметил тот факт, что Россия стала одним из ключевых игроков, посредников и военной силой на Ближнем Востоке. Исторические связи России с регионом корнями уходят в столетия, в отношения с Оттоманской Империей и защиту православных христиан. После крушения колониальных империй и окончания Второй мировой войны, Советский Союз установил крепкие отношения с арабскими странами, но также и с Израилем. Сегодня Ближний Восток является одним из самых важных регионов мира, где пересекаются интересы многих мировых держав, включая ЕС и даже Китай. Россия преследует свои интересы, продвигая стабильность и способствуя установлению мира, особенно после безобразий, которые учинили некоторые страны на Ближнем Востоке и в Северной Африке в виде т.н. «арабской весны».

Что касается Израиля и России, то, по словам А.Викторова, две страны развивают тесное и взаимовыгодное сотрудничество. У президента РФ Владимира Путина хорошие отношения с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Усилиями обеих сторон расширяются торгово-экономические контакты, но гуманитарные связи и взаимодействие между людьми отличаются особой теплотой, благодаря безвизовому режиму, а также «благодаря 2 миллионам русскоязычных граждан Израиля», — отметил посол, цитируя В.Путина.

Две страны прилагают совместные усилия по недопущению пересмотра истории Второй мировой войны и прославления нацизма, отрицания Холокоста и распространения антисемитизма в мировом масштабе.

Другим важным аспектом двусторонних отношений является принятие во внимание Россией легитимных израильских соображений об обеспечении своей безопасности. Практически на каждой встрече глав двух государств российская сторона подчеркивает внимательное отношение к обеспечению безопасности Израиля. Это г-н посол назвал бы центральным аспектом обсуждаемого на конференции вопроса.

В 2015 году Россия направила в Сирию ВВС и ограниченный воинский контингент по официальному запросу легитимного сирийского правительства. По словам А.Викторова, причины вступления России в сирийский конфликт всем хорошо известны, и нет надобности в том, чтобы на них останавливаться более подробно. Однако г-н посол отметил, что зачастую неверно утверждается, что Россия вмешалась в сирийскую гражданскую войну. Это очень неправильная оценка, т.к. Россия не является стороной в гражданской войне в Сирии, а частью совместной борьбы с международным терроризмом по запросу сирийского правительства. Второй причиной вовлеченности РФ в сирийский конфликт стала необходимость обеспечения безопасности внутри самой России и в соседних государствах, т.к. многие террористы «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) «могли направить свою деятельность на наш регион». Третья причина, которая, по мнению г-на посла, заставила Россию вмешаться – справедливость. Очевидно реагируя на усмешки в зале, А.Викторов подчеркнул, что это на самом деле не смешно. Четвертая причина – восстановление норм международного права, т.к. для России международное право не является просто словами, а серьезным аспектом и фундаментом современных международных отношений.

На данном этапе Россия продолжает содействовать стабилизации ситуации в Сирии на основе резолюции СБ ООН 2254 от 2015 года и решений Сирийского конгресса национального диалога, который провел заседание полтора года назад в Сочи. Россия приветствует работу контактной группы в Женеве более месяца назад, но необходимы дополнительные усилия в рамках процесса в Астане, чтобы ликвидировать террористическое присутствие в провинции Идлиб и стабилизировать ситуацию на восточном берегу Евфрата.

Важным вопросом остаются усилия международного сообщества, направленные на восстановление разрушенной инфраструктуры в Сирии. Это важно для возвращения беженцев и временно перемещенных лиц в свои дома. В этой связи он отметил позицию западных партнеров, которые только комментируют, устанавливают сроки, условия и нужное с их точки зрения направление развития политического процесса сирийского урегулирования. Только после этого они готовы приступить к решению гуманитарных проблем, что является весьма неправильным подходом.

Еще одним важным аспектом является поддержание диалога с курдами, «Силами демократической Сирии» (СДС), особенно в плане реализации условий меморандума, которые были достигнуты 22 октября этого года двумя президентами – Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным в Сочи. Согласно достигнутым договоренностям, курдские силы и военная техника должны быть отведены от турецко-сирийской границы на 30 км. По словам г-на посла, важно то, что это было поддержано президентом Б.Асадом и лидерами СДС. Отвод войск почти завершен, и Россия призывает своих курдских партнеров действовать последовательно, не поддаваясь влиянию третьих сторон. Для обеспечения интересов курдов нет другого пути, кроме как вести конструктивный диалог с легитимным сирийским правительством в рамках усилий, направленных на стабилизацию страны, согласно решениям Сирийского конституционного комитета.

Россия обеспокоена тем, что представители СДС до сих пор надеются на то, что США предоставят им квази-государственную автономию в Сирии, заметно, как некоторые в их рядах поддерживают такую идею. Для России это повод для того, чтобы внимательно отслеживать ситуацию. В России рассчитывают, что сирийцы решат судьбу своей страны самостоятельно в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254. Решения, принятые на заседаниях Сирийского конституционного комитета в Женеве необходимо принять и уважать всему международному сообществу. Россия надеется, что ООН и процесс Астана-3 будут способствовать этому процессу.

Говоря о других странах, действующих в регионе, с которыми Россия взаимодействует, А.Викторов отметил, что, к сожалению, из-за политики смены режимов в Ираке и Ливии, что привело к разрушениям этих стран, Россия теперь вынуждена исправлять ошибки, сделанные другими. «Разрушать государства гораздо проще, нежели восстанавливать государственность и заниматься национальным примирением», – отметил А.Викторов. Ираку более-менее удалось восстановить свое государство, и Россия помогает своим иракским коллегам, повышая боеспособность иракских сил безопасности и армии в борьбе с терроризмом.

В Ливии ситуация намного хуже. Международное сообщество прилагает усилия по ведению всеобъемлющего диалога, но там много внешних игроков и поэтапный процесс до сих пор был затруднен.

Ситуация в Йемене по-прежнему очень тяжелая. Согласно ООН, эта страна находится на грани гуманитарной катастрофы, которая может быть предотвращена посредством всеобъемлющих переговоров. Россия поддержала предложение, выдвинутое движением хоуситов о прекращении огня, на что положительно отреагировал наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман, что является хорошим знаком. В России надеются, что с помощью представителя ООН удастся найти пути достижения будущего соглашения.

В России весьма обеспокоены ревизионизмом в американской внешней политике по урегулированию на Ближнем Востоке, разрешению конфликта между Палестиной и Израилем. Фактически, двухгосударственное решение было отброшено в сторону, усилия квартета международных посредников были заблокированы. Постоянно звучат заверения в том, что вскоре будет обнародована «сделка века» (которую г-н посол, оговорившись, назвал deal of millennium, что в переводе «сделка тысячелетия», вызвав тем самым одобрительный смех в аудитории), все ждут, но тщетно. В России полагают, что будет поднят вопрос о решении конфликта на основе создания двух государств. Россия, весь арабский мир и многие члены ООН будут придерживаться резолюций, принятых СБ ООН.

Что касается Ирана, к сожалению, США [при этом А.Викторов напомнил, что он излагает позицию России] демонизирует и пытается изолировать Исламскую Республику Иран. В России считают такую политику недальновидной. Выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, или ядерной сделки с Ираном от 2015 года) стал типичным примером того, что США пренебрегают принципами международного права и решениями СБ ООН. США не только отказались выполнять эти решения, но запрещают другим странам соблюдать ядерную сделку и резолюции СБ ООН, угрожая им санкциями, что является досадной ситуацией.

Другой настораживающей инициативой американских партнеров России является навязывание создания «арабского НАТО» и международной коалиции по обеспечению безопасности навигации в Персидском заливе. Эти действия устанавливают границы против Ирана. Нет сомнения, что они направлены на обеспечение безопасности в заливе, но Иран также делает предложения, которые совпадают с инициативой России, которая заключается в том, что все страны должны присоединиться к патрулированию морских путей в этом регионе, гарантируя их безопасность.

Россия предлагает начать переговоры о формулировании концепции коллективной безопасности в Персидском заливе, основной идеей которой должно стать создание действительно всеобъемлющей системы безопасности в регионе, сохраняющей основы для обеспечения достойного будущего всех народов в этом стратегически важном регионе мира. Ключевые аспекты концепции: многосторонность и строгое соблюдение международного права, прежде всего Хартии ООН и резолюций СБ ООН. В середине сентября этого года, напомнил г-н посол, эти идеи широко обсуждались экспертами в Москве в Институте востоковедения РАН.

А.Викторов отметил, что исходя из ситуации на Ближнем Востоке, можно сделать вывод, что некоторые страны поступили неблагоразумно, полагаясь на свою возможность контролировать террористов с целью их использования в геополитических целях и предполагая, что ситуация не выйдет из-под контроля. Это были иллюзии. Сегодня, как никогда прежде, существует необходимость решения проблемы сообща. Г-н посол заверил в том, что Россия, являясь важным игроком на Ближнем Востоке, продолжит вносить вклад в установление мира в регионе, способствовать всеобъемлющему диалогу между всеми конфликтующими сторонами для восстановления мира и стабильности. А.Викторов завершил свое выступление вопросом для размышления: «Что произошло бы с регионом, если бы Россия не вмешалась»?

[i] [2]                       Russia in the Middle East: Ever-Changing Policy in an Ever-Changing Region // INSS. 03.12.2019 — https://www.inss.org.il/event/russia-in-the-middle-east-ever-changing-policy-in-an-ever-changing-region/