- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Беженцы на Ближнем Востоке: новые тенденции и угрозы в 2020 году

Накануне стартовавшего в Женеве 17-18 декабря проводимого впервые в истории Глобального форума по вопросам беженцев под эгидой ООН целый ряд международных организаций и экспертов поделились размышлениями относительно новых тенденций и вызовов вокруг этой глобальной проблемы.

Для стран Ближнего Востока проблема беженцев в течение последних лет имеет особое значение как один из наиболее влиятельных факторов их политического и экономического развития. По данным Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), в 2019 году число беженцев в мире достигло нового рекорда и составило 26 млн человек (по сравнению с 25.4 млн в 2017 году). В целом же общее число населения, вынуждено покинувшего свои страны в поисках международного покровительства и защиты увеличилось с 2011 года на 70%.

В более глобальном смысле за последние годы выросло и число вынужденных переселенцев, включая все категории мигрантов, беженцев и внутренне перемещенных лиц. Их общее число за последние 20 лет удвоилось и достигло 70 млн человек. Только в течение 2019 года число увеличилось на 2.3 млн человек.

Разумеется, главная причина миграции – вооруженные конфликты. Также все более растущее воздействие на потоки миграции в мире оказывают изменения климата.

Вполне очевидно, что наибольшее число беженцев в мире исходит из охваченного конфликтами региона Ближнего Востока и Северной Африки. Здесь же наиболее высокая турбулентность климатических катаклизм, отягощаемая также острым дефицитом водных и земельных ресурсов. Все это в совокупности ведет к тому, что этот регион сегодня лидирует в мире по числу беженцев. В частности, 51% из 26 млн беженцев – выходцы из шести стран – Сирии, Афганистана, Южного Судана, Cудана и Cомали. Причем тенденция возрастающая. За последние годы наблюдался последовательный рост числа беженцев из Сирии и Южного Судана ввиду резкого обострения вооруженного конфликта в этих странах.

Примечательно также, что Ближний Восток является не только главным источником, но и точкой оседания беженцев в глобальном масштабе. Согласно данным УВКБ ООН, основная масса беженцев в мире в последние годы мигрировала из зон конфликта в соседние же страны Ближнего Востока. Примерно 50% из 26 млн беженцев сегодня базируются в пяти странах – Турции (14%), Иордании (11%), Ливане (6%), Пакистане (5%), а также в Палестине и Уганде. При этом среди европейских стран основная концентрация беженцев в Германии, но и там их доля не превышает 1-2% от общего числа.

Нужно также иметь в виду, что помимо 25 млн беженцев в мире не менее 42 млн внутренне переселенных лиц, то есть по сути внутренних мигрантов, покинувших свои дома в результате конфликтов или климатических катаклизм. Наибольшая доля (14 млн или 34%) также приходится на регион Ближнего Востока и Северной Африки, и особенно на Сирию (7.6 млн человек), Ирак (3.6 млн), Судан (2.2 млн), Южный Судан (1.9 млн), Пакистан (1.4 млн) и Сомали (1.1 млн).

Очевидно также, что и основные пути решения глобальной проблемы беженцев следует искать на Ближнем Востоке. В то же время, прогнозы ООН по развитию политической и гуманитарной ситуации в регионе в следующем году не очень позитивные.

Выступая на Глобальном форуме по беженцам, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил о росте негативных тенденций и призвал страны работать в коалиции и увеличить финансирование операций по поддержке беженцев и репатриантов, а также по восстановлению мира и урегулированию конфликтов как главных причин миграции. Принципиально важно в этом плане разделение ответственности (и финансового бремени) между всеми участниками международного сообщества, особенно среди доноров. Хорошо известно, что основная часть стран региона, приютивших сегодня беженцев, относится к числу развивающихся либо стран со средним уровнем развития. Проблема беженцев усугубила и без того сложное социально-экономическое положение этих стран, и в ряде из них послужило причиной внутренних политических кризисов и социальных протестов. Иордания, Ливан, Ирак в наиболее уязвимом положении. Серьезные внутренние риски сохраняются в Турции. Финансовые и инвестиционные ресурсы от доноров для стабилизации ситуации во всех этих странах крайне необходимы в 2020 году. Без этих внешних ресурсов угроза дальнейшего обострения конфликтов между местными общинами и беженцами и как следствие – возникновения внутриполитических кризисов в странах c максимальной концентрацией беженцев — будет крайне высокой.

Иная стратегия требуется в странах с большой долей внутренне переселенных лиц – здесь нужен упор на социальные программы репатриации и реинтеграции своих же граждан в социально-экономическую деятельность, обеспечение условий для их трудовой деятельности в новых местах проживания (создание рабочих мест и пр.) или для их возвращения обратно. На реализацию этих целей должны быть направлены в первую очередь внутренние бюджетные ресурсы, но с учетом бедственного положения этих стран и их текущей реконструкции, поддержка со стороны внешних доноров могла бы также оказаться весьма востребованной.

Помимо исключительно финансовой, донорской помощи, существует ряд магистральных направлений, по которым нужно продвигаться в поисках оптимальных решений проблемы беженцев на Ближнем Востоке в 2020 году и в дальнейшей перспективе.

Во-первых, важно привести в соответствие устаревшую систему правовой защиты беженцев с учетом новых международных реалий. Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш четко сигнализировал о намерении ООН усилить работу над изменением законодательных рамок и в частности над реформированием устаревшей на сегодня международной конвенции по беженцам 1951 года. Задача – адекватно и максимально эффективно обеспечить права беженцев, особенно в условиях заметной политизации проблемы беженцев на Ближнем Востоке, в том числе за счет создания искусственных барьеров и закрытия границ.

Во-вторых, к решению проблемы беженцев следует подключить не только гуманитарных партнеров, но и ведущих игроков в области развития, включая Всемирный банк и другие финансовые институты. Одобренный недавно государствами-членами ООН новый глобальный пакт по беженцам предоставляет прекрасный шанс для консолидации усилий всех игроков — в сфере чрезвычайного содействия, укрепления потенциала и устойчивости, превентивного реагирования и наконец долгосрочного развития. Только такой симбиоз усилий может способствовать быстрому решению проблемы беженцев. Особенно критическими являются шаги по выявлению и устранению первопричин миграции, и здесь многое завязано на политических решениях, миротворческих усилиях и конфликтном урегулировании.

В-третьих, критически важным представляется адресная работа по обеспечению мер защиты беженцам. В первую очередь, речь идет о работе с самыми уязвимыми группами беженцев, особенно включая детей, кормящих матерей и беременных женщин. Наиболее остро в глобальной повестке стоит проблема беженцев среди детского населения, учитывая, что более 50% из 26 млн. беженцев в мире – дети и подростки младше 18 лет. При этом более 3.5 млн детей в мире, ставших беженцами, лишены возможности посещать школу. В частности, в декабре с.г. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) обнародовал новый план действий по решению проблемы детской миграции на следующий год. В этом плане ЮНИСЕФ предлагает сфокусировать усилия на шести основных постулатах и принципах. Первое – усилить работу по предотвращению детской миграции из мест проживания. Второе – вести работу по удержанию детей в школах и обеспечению их здоровья. Третье – максимально возможное сохранение детей в семьях. Четвертое – защита детей от насилия, применения силы и незаконной эксплуатации. Пятое – противодействие мерам по наказанию детей беженцев, особенно в лагерях. Шестое – борьба с ксенофобией и различными формами дискриминации детей. Важно подчеркнуть, что комплекс мер, вошедших в План действий ЮНИСЕФ на 2020 год, был сформулирован на основе практических рекомендаций и изучения реального опыта в охваченных кризисом странах Ближнего Востока и Северной Африки, особенно Сирии и соседних приютивших беженцев стран.

В-четвертых, усилия ООН будут направлены на укрепление международной солидарности в вопросе оказания приюта и содействия беженцам. В конкретном плане речь идет о плотной работе институтов ООН с национальными правительствами стран, приютивших беженцев, в плане предоставления им большего доступа к рабочим местам, производственным возможностям, системам социальной защиты, услугам образования и здравоохранения и пр. В контексте региона речь идет прежде всего о Турции, Ливане и Иордании. С учетом политической чувствительности вопроса беженцев и большой финансово-экономической нагрузки на эти в большинстве своем развивающиеся либо со средним уровнем дохода страны, ООН отводится роль интегрирующей платформы для поиска устойчивых и взаимоприемлемых развязок, позволяющих сбалансированно содействовать как беженцам, так и местным общинам. Думается, для успешного решения этой задачи важно мобилизовать поддержку Всемирного банка развития, региональных банков развития и другие инвестиционные механизмы, а также использовать платформы региональной интеграции для привлечения ресурсов и политической воли.