Как отмечают обозреватели пакистанских специализированных военно-технических электронных изданий, Командование национальных ВВС уделяет значительное внимание поддержанию технической готовности и расширению возможностей эскадрилий поиска и спасения, которые расположены в ключевых регионах страны (табл.1).
Таблица 1
Основные данные о поисково-спасательных эскадрильях ВВС Пакистана
Номер | Наименование | Авиационная База | Место расположения | Регион полетов |
81 | Kangaroos | «Пешавар» | н.п. Пешавар | Хайбер-Пахтунхва |
82 | Stallion | «Мушаф» | н.п. Саргода | Пенджаб |
83 | Kites | «Рафикуи» | район Джанг | Пенджаб |
84 | Dolphins | «Масрур» | Карачи | Карачи |
85 | Saviour | «Самунгли» | н.п. Кветта | Белуджистан |
86 | Ababeel | «Мианвали» | н.п. Мианвали | Пенджаб |
87 | Dragonflies | «Минас» | н.п. Камра | Пенджаб |
88 | Rams | «Шахбаз» | н.п. Джакобабад | Синд |
Указанные подразделения с момента своего формирования укомплектованы легкими вертолетами SA316B производства французской компании Sud Aviation [1]
Aérospatiale [2], которые практически выработали свой ресурс, а кроме того их тактико-технические характеристики не удовлетворяют возросшим требованиям к спасательно-эвакуационным мероприятиям, проводимым в условиях специальных или ограниченных войсковых операций.
Следует отметить, что 88-я эскадрилья также предоставляет свои вертолеты для курсов повышения квалификации летного состава, т.е. очевидно, что пакистанские военные намеренно готовят пилотов, способных пилотировать как французские, так и российские самолеты.
По данным открытых источников, часть упомянутых эскадрилий укомплектована средними вертолетами Ми-17 российского производства, которые по большинству параметров удовлетворяют требованиям пакистанских военных. Как отмечают китайские специалисты, пакистанские летчики достаточно высоко оценивают надежность российских вертолетов, которые позволяют выполнять полеты в сложных горных районах. Достоверно известно, что именно пакистанские летчики одними из первых ознакомились с тяжелыми ударными вертолетами Ми-24.
Сравнение тактико-технических характеристик вертолетов SA316B и Ми-17 приведено в таблице ниже.
Таблица 2.
Основные тактико-технические характеристики вертолетов поисково-спасательных эскадрилий ВВС Пакистана
Характеристика/наименование | SA316B | Ми-17 |
Длина | 10,03 | 18,45 |
Высота | 3 | 5,65 |
Диаметр несущего винта | 11,02 | 21,25 |
Модель двигателя | ArtousteIIIB | ВК-2500ПС-03 |
Мощность одного двигателя (кВт/л.с.) | 410/550 | 1800/2400 |
Максимальная скорость (км/ч) | 210 | 280 |
Крейсерская скорость (км/ч) | 185 | 260 |
Максимальная дальность полета (км) | 540 | 800 |
Практический потолок (м) | 3200 | 6000 |
Скороподъемность (м/сек) | 4,3 | 8 |
Экипаж (чел) | 2 | 3 |
Вместимость пассажирского салона (чел) | 5 | 24 |
Сравнительный анализ показывает, что Ми-17 превосходит устаревшие французские вертолеты по всем параметрам. По информации китайских источников, Командование ВВС Пакистана намерено продолжать сотрудничество с российской стороной, как в аспекте военно-транспортных вертолетов, так и ударных винтокрылых машин.
Следует отметить, что российско-пакистанское военно-техническое сотрудничество находится под пристальным вниманием специальных служб Индии, что приводит к определенным осложнениям для официального Исламабада. В этой связи военно-политическое руководство Пакистана приняло решение провести тендер на закупку среднего вертолета для поисково-спасательных эскадрилий, которые будут обладать лучшими характеристиками, чем Ми-17.
В процессе подготовки к тендеру представители ВВС Пакистана ознакомились с такими вертолетами как S-70 ( пр-во Sikorsky Aircraft, США), Н215 (пр-во Airbus, Франция) и AW139 (пр-во Leonardo, Италия). Сравнение основных ТТХ вертолетов, которые были отобраны для тендера ВВС Пакистана, представлено в таблице 3.
Таблица 3
Основные тактико-технические характеристики вертолетов средней грузоподъемности европейского и американского производства
Характеристика/наименование | S-70 | H215 | AW-139 |
Длина | 19,76 | 16,79 | 16,66 |
Высота | 5,33 | 4,97 | 4,98 |
Диаметр несущего винта | 16,36 | 16,2 | 13,8 |
Модель двигателя | Т700GE-701D | Makila 1A1 | РТ6С-67С |
Мощность одного двигателя (кВт/л.с.) | 1409/1940 | 1357/1819 | 1148/1531 |
Максимальная скорость (км/ч) | 361 | 277 | 310 |
Крейсерская скорость (км/ч) | 301 | 247 | 306 |
Максимальная дальность полета (км) | 463 | 866 | 1061(1250) |
Практический потолок (м) | 6096 | 5180 | 6096 |
Скороподъемность (м/сек) | 11,43 | 7,4 | 10,9 |
Экипаж (чел) | 2 | 2 | 2 |
Вместимость пассажирского салона (чел) | 14-17 | 17-22 | 15 |
Как указывают пакистанские специалисты, подписание контракта с американскими производителями на вертолеты S-70 стало невозможным при современных отношениях между Исламабадом и Вашингтоном, а именно из-за прекращения президентом США Дональдом Трампом военно-финансовой поддержки, которую ранее Белый Дом предоставлял Пакистану. В качестве основной причины для отказа от закупки Н215 представляется возможным указать высокую стоимость послепродажного обслуживания, которое может выполнять только одно из подразделений корпорации Airbus.
С учетом вышесказанного, представители ВВС Пакистана приняли решение о заключении четырех контрактов с итальянской компанией Leonardo на поставку около 20 ( по другим данным 24) средних вертолетов модели AW-139 с максимальной взлетной массой 7 тонн. Средняя стоимость одного такого вертолета составляет 19,75 млн долл. США.
Вертолеты AW-139 обладают достаточно высокой скоростью полета, а также самой большой продолжительностью полета среди конкурентов. При небольшой массе AW-139 способны поднимать груз массой до 2200 кг, а максимальная дальность полета при дополнительном топливном баке составляет 1250 км.
Руководство итальянской компании достаточно доброжелательно относится к пакистанским заказчикам и готово обеспечить послепродажное обслуживание и ремонт. Основными доводами для покупки итальянских вертолетов стали их приемлемая стоимость, а также возможность оперативного получения сменно-запасных частей, поскольку AW-139 это достаточно распространенная модель в коммерческой авиации по всему миру.
В дополнение к вышесказанному отметим, что пакистанские военные рассчитывают сформировать боевые поисково-спасательные эскадрильи смешанного состава из итальянских AW-139 и российских Ми-17, т.е. фактически заимствуют тактику ВС РФ по проведению поисково-спасательной операции, при которой более тяжелые транспортные вертолеты благодаря подвесному вооружению и вооруженным стрелкам обеспечивают огневое прикрытие зоны эвакуации.
Вполне вероятно, что в перспективе вертолеты AW-139 будут дополнительно оборудованы многорежимными оптико-электронными системами разведки и наблюдения, позволяющими выполнять полеты в любое время суток и метеоусловиях и выполнять дополнительную разведку местности.
Кроме того, рассматриваемые вертолеты будут доукомплектованы пусковыми устройствами тепловых/лазерных ловушек для защиты от зенитных управляемых ракет. В дополнение к этим техническим устройствам вертолеты оснастят постановщиками помех. Очевидно, что AW-139 с таким оснащением вполне могут быть привлечены к задачам, которые характерны для подразделений специального назначения.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что китайские специалисты пристально наблюдают за процессом реализации контракта между ВВС Пакистана и итальянской компанией Leonardo, поскольку именно благодаря устойчивым контактам среди пакистанских военных представляется возможным получение исчерпывающей информации о войсковой эксплуатации AW-139.