- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О расширении возможностей поисково-спасательной авиации ВВС Пакистана

Как отмечают обозреватели пакистанских специализированных военно-технических электронных изданий, Командование национальных ВВС уделяет значительное внимание поддержанию технической готовности и расширению возможностей эскадрилий поиска и спасения, которые расположены в ключевых регионах страны (табл.1).

Таблица 1

Основные данные о поисково-спасательных эскадрильях ВВС Пакистана

Номер Наименование Авиационная База  Место расположения Регион полетов
81 Kangaroos «Пешавар» н.п. Пешавар Хайбер-Пахтунхва
82 Stallion «Мушаф» н.п. Саргода Пенджаб
83 Kites «Рафикуи» район Джанг Пенджаб
84 Dolphins «Масрур» Карачи Карачи
85 Saviour «Самунгли» н.п. Кветта Белуджистан
86 Ababeel «Мианвали» н.п. Мианвали Пенджаб
87 Dragonflies «Минас» н.п. Камра Пенджаб
88 Rams «Шахбаз» н.п. Джакобабад Синд

 

Указанные подразделения с момента своего формирования укомплектованы легкими вертолетами SA316B производства французской компании Sud Aviation [1]
Aérospatiale [2], которые практически выработали свой ресурс, а кроме того их тактико-технические характеристики не удовлетворяют возросшим требованиям к спасательно-эвакуационным мероприятиям, проводимым в условиях специальных или ограниченных войсковых операций.

Следует отметить, что 88-я эскадрилья также предоставляет свои вертолеты для курсов повышения квалификации летного состава, т.е.  очевидно, что пакистанские военные намеренно готовят пилотов, способных пилотировать как французские, так и российские самолеты.

По данным открытых источников, часть упомянутых эскадрилий укомплектована средними вертолетами Ми-17 российского производства, которые по большинству параметров удовлетворяют требованиям пакистанских военных. Как отмечают китайские специалисты, пакистанские летчики достаточно высоко оценивают надежность российских вертолетов, которые позволяют выполнять полеты в сложных горных районах. Достоверно известно, что именно пакистанские летчики одними из первых ознакомились с тяжелыми ударными вертолетами Ми-24.

Сравнение тактико-технических характеристик вертолетов SA316B и Ми-17 приведено в таблице ниже.

 

Таблица 2.

Основные тактико-технические характеристики вертолетов поисково-спасательных эскадрилий ВВС Пакистана

Характеристика/наименование SA316B Ми-17
Длина 10,03 18,45
Высота 3 5,65
Диаметр несущего винта 11,02 21,25
Модель двигателя ArtousteIIIB ВК-2500ПС-03
Мощность одного двигателя (кВт/л.с.) 410/550 1800/2400
Максимальная скорость (км/ч) 210 280
Крейсерская скорость (км/ч) 185 260
Максимальная дальность полета (км) 540 800
Практический потолок (м) 3200 6000
Скороподъемность (м/сек) 4,3 8
Экипаж (чел) 2 3
Вместимость пассажирского салона (чел) 5 24

Сравнительный анализ показывает, что Ми-17 превосходит устаревшие французские вертолеты по всем параметрам. По информации китайских источников, Командование ВВС Пакистана намерено продолжать сотрудничество с российской стороной, как в аспекте военно-транспортных вертолетов, так и ударных винтокрылых машин.

Следует отметить, что российско-пакистанское военно-техническое сотрудничество находится под пристальным вниманием специальных служб Индии, что приводит к определенным осложнениям для официального Исламабада. В этой связи военно-политическое руководство Пакистана приняло решение провести тендер на закупку среднего вертолета для поисково-спасательных эскадрилий, которые будут обладать лучшими характеристиками, чем Ми-17.

В процессе подготовки к тендеру представители ВВС Пакистана ознакомились с такими вертолетами как S-70 ( пр-во Sikorsky Aircraft, США), Н215 (пр-во Airbus, Франция) и AW139 (пр-во Leonardo, Италия). Сравнение основных ТТХ вертолетов, которые были отобраны для тендера ВВС Пакистана, представлено в таблице 3.

 

Таблица 3

Основные тактико-технические характеристики вертолетов средней грузоподъемности европейского и  американского производства

Характеристика/наименование S-70 H215 AW-139
Длина 19,76 16,79 16,66
Высота 5,33 4,97 4,98
Диаметр несущего винта 16,36 16,2 13,8
Модель двигателя Т700GE-701D Makila 1A1 РТ6С-67С
Мощность одного двигателя (кВт/л.с.) 1409/1940 1357/1819 1148/1531
Максимальная скорость (км/ч) 361 277 310
Крейсерская скорость (км/ч) 301 247 306
Максимальная дальность полета (км) 463 866 1061(1250)
Практический потолок (м) 6096 5180 6096
Скороподъемность (м/сек) 11,43 7,4 10,9
Экипаж (чел) 2 2 2
Вместимость пассажирского салона (чел) 14-17 17-22 15

 

Как указывают пакистанские специалисты, подписание контракта с американскими производителями на вертолеты S-70 стало невозможным при современных отношениях между Исламабадом и Вашингтоном, а именно из-за прекращения президентом США Дональдом Трампом военно-финансовой поддержки, которую ранее Белый Дом предоставлял Пакистану. В качестве основной причины для отказа от закупки Н215 представляется возможным указать высокую стоимость послепродажного обслуживания, которое может выполнять только одно из подразделений корпорации Airbus.

С учетом вышесказанного, представители ВВС Пакистана приняли решение о заключении четырех контрактов с итальянской компанией Leonardo на поставку около 20 ( по другим данным 24) средних вертолетов модели AW-139 с максимальной взлетной массой 7 тонн. Средняя стоимость одного такого вертолета составляет 19,75 млн долл. США.

Вертолеты AW-139 обладают достаточно высокой скоростью полета, а также самой большой продолжительностью полета среди конкурентов. При небольшой массе AW-139 способны поднимать груз массой до 2200 кг, а максимальная дальность полета при дополнительном топливном баке составляет 1250 км.

Руководство итальянской компании достаточно доброжелательно относится к пакистанским заказчикам и готово обеспечить послепродажное обслуживание и ремонт. Основными доводами для покупки итальянских вертолетов стали их приемлемая стоимость, а также возможность оперативного получения сменно-запасных частей, поскольку AW-139 это достаточно распространенная модель в коммерческой авиации по всему миру.

В дополнение к вышесказанному отметим, что пакистанские военные рассчитывают сформировать боевые поисково-спасательные эскадрильи смешанного состава из итальянских AW-139  и российских Ми-17, т.е. фактически заимствуют тактику ВС РФ по проведению поисково-спасательной операции, при которой более тяжелые транспортные вертолеты благодаря подвесному вооружению и вооруженным стрелкам обеспечивают огневое прикрытие зоны эвакуации.

Вполне вероятно, что в перспективе вертолеты AW-139 будут дополнительно оборудованы многорежимными оптико-электронными системами разведки и наблюдения, позволяющими выполнять полеты в любое время суток и метеоусловиях и выполнять дополнительную разведку местности.

Кроме того, рассматриваемые вертолеты будут доукомплектованы пусковыми устройствами тепловых/лазерных ловушек для защиты от зенитных управляемых ракет. В дополнение к этим техническим устройствам вертолеты оснастят постановщиками помех. Очевидно, что AW-139 с таким оснащением вполне могут быть привлечены к задачам, которые характерны для подразделений специального назначения.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что китайские специалисты пристально наблюдают за процессом реализации контракта между ВВС Пакистана и итальянской компанией Leonardo, поскольку именно благодаря устойчивым контактам среди пакистанских военных представляется возможным получение исчерпывающей информации о войсковой эксплуатации AW-139.