- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Международные силы содействия безопасности и сохраняющаяся нестабильность в Афганистане

За время, прошедшее после свержения режима талибов (2001 г.), в Исламской Республике Афганистан (ИРА) при помощи международного сообщества, несомненно, удалось достичь определенных успехов в государственном строительстве. Принята конституция ИРА, проведены президентские и парламентские выборы, сформировано правительство, созданы органы судебной власти, продвигается процесс возрождения вооруженных сил Афганистана, экономики страны.

Вместе с тем ситуация в стране продолжает оставаться крайне напряженной. Это связано в первую очередь с ростом подрывной активности Движения талибов (ДТ), Исламской партии Афганистана Г. Хекматьяра (ИПА) и «Аль-Каиды», а также нерешенностью ключевых социально-экономических проблем. Особую тревогу вызывает тот факт, что под контроль боевиков переходят все новые районы, на территории которых формируются параллельные структуры власти.

Продолжающееся ухудшение ситуации в Афганистане происходит в условиях присутствия в этой стране значительных по численности иностранных сил, основной задачей которых изначально было не только свержение режима талибов, но и оказание поддержки афганским вооруженным и правоохранительным органам в обеспечении приемлемого уровня безопасности. Проанализируем причины неспособности иностранных контингентов окончательно «умиротворить» Афганистан.

Начнем с изучения структуры и характера деятельности иностранных военных в ИРА. Необходимо отметить, что на текущий момент в Афганистане действуют две формально независимые друг от друга структуры, находящиеся в этой стране на различных правовых основаниях.

Свержение режима талибов и дальнейшее проведение операции «Несокрушимая свобода» («Enduring Freedom») по ликвидации групп экстремистов осуществляется Коалиционными силами (КС) во главе с США. В юридическом плане деятельность КС, насчитывающих порядка 20 тыс. человек, основывается на статье 51 Устава ООН, предусматривающей право на коллективную самооборону (Вашингтон инициировал применение указанной статьи в свете событий 11 сентября 2001 г.).

Ответственность за оказание помощи кабульскому правительству в укреплении его власти на всей территории страны, поддержании безопасности, создании условий для соблюдения законности и реализации восстановительных проектов несут Международные силы содействия безопасности (МССБ), деятельность которых санкционирована Советом Безопасности ООН (резолюция № 1386 от 20 декабря 2001 г.). На данный момент численность МССБ составляет свыше 40 тыс. человек из 37 стран. С августа 2003 г. общее руководство Силами осуществляет НАТО. Крупнейшими контингентами в рамках МССБ располагают США (17000 чел.), Великобритания (6700 чел.), Германия (3400 чел.), Канада (2500 чел.), Италия (2150 чел.), Нидерланды (1650 чел.), Польша (1200 чел.), Турция (1150 чел.), Франция (1100 чел.).

Первоначально район деятельности МССБ в Афганистане был ограничен пределами столицы ИРА. В соответствии с резолюцией № 1510 Совета Безопасности ООН от 2003 г., район ответственности МССБ был расширен за пределы Кабула. Впоследствии, в соответствии с Планом расширения зоны ответственности Сил, на первом этапе в этот район были включены все северные провинции Афганистана, на втором – районы на западе ИРА. В начале августа 2006 г. была официально завершена «третья фаза» расширения ответственности МССБ на южные провинции Афганистана. К февралю нынешнего года была осуществлена последняя, «четвертая фаза» расширения района деятельности Сил на восток страны.

Таким образом, к настоящему моменту МССБ проводят военные операции на всей территории Афганистана. Однако ситуация остается по-прежнему крайне напряженной. В текущем году общие боевые потери МССБ составили 205 человек (за весь 2006 г. – 191 человек). Среднее количество боестолкновений возросло на 25%, совершено более 700 террористических актов. При этом МССБ на постоянной основе контролируют лишь 60% территории страны.

Среди причин неспособности Международных сил содействия безопасности обеспечить реализацию поставленных перед ними задач центральное место принадлежит крайне негативному образу МССБ, сформировавшемуся у местного населения в течение последних шести лет. И дело заключается даже не в том, что талибы весьма успешно позиционируют иностранные военные контингенты в качестве сил интервентов. Скорее, речь следует вести о зачастую необдуманном проведении Силами боевых операций, влекущих за собой массовые потери среди гражданского населения. Так, только в текущем году в результате, главным образом, авиаударов погибли свыше 2000 мирных жителей, результатом чего стало активное сопротивление (зачастую вооруженное), оказываемое афганцами при проведении операций МССБ.

Саму деятельность Сил подрывают сохраняющиеся разногласия среди их участников по вопросу о методах борьбы с экстремистами, а также о необходимой численности личного состава. Так, Германия регулярно подтверждает свое намерение не втягиваться в боестолкновения с талибами и ограничить зону ответственности немецкого контингента относительно стабильным севером Афганистана. Наблюдается тенденция выделения дополнительных сил лишь теми странами, которые относительно недавно вступили в НАТО. В частности, в ноябре с. г. о подобном намерении заявили лишь Чехия (125 чел.), Латвия (120 чел.), Словакия (50 чел.), Эстония (50 чел.), Венгрия (до 100 чел.), Литва (55 чел.). В то же время Португалия заявила о планах по сокращению своего контингента на 150 человек.

Следует учитывать и тот факт, что, действуя в рамках МССБ, военные формирования из различных стран придерживаются собственных стандартов проведения операций, которые на различных, зачастую противоречащих друг другу основаниях санкционируют применение силы. Это в свою очередь ведет к несогласованности действий на поле боя.

Необходимо отметить, что МССБ предпочитают минимизировать количество проводимых операций для снижения потерь среди личного состава: гибель каждого военнослужащего в перспективе грозит отозваться внутриполитическим кризисом в любом из участников Международных сил. В этой связи МССБ ограничили свою деятельность в провинциях рамками Провинциальных восстановительных команд (всего развернуто 25 подобных структур), призванных обеспечивать локальную безопасность и реализацию проектов инфраструктуры.

Вместе с тем перед МССБ в Афганистане стоит также достаточно серьезная проблема тылового обеспечения своих контингентов, в частности использование так называемого южного маршрута доставки грузов. Планируется, что, как только будет достигнуто транзитное соглашение с Исламабадом, грузы начнут доставляться в порт Карачи и далее по автодорогам до Кабула через Пешавар либо в Кандагар. Однако до сих пор нет ясности относительно сроков заключения указанного соглашения. Более того, состояние транспортных средств, дорожных сетей и инфраструктуры Пакистана не внушает надежд членам МССБ на надежное снабжение своих войск по дорогам этого маршрута. В настоящее время МССБ активно используют так называемый северный маршрут — из Западной Европы через страны Балтии, Белоруссию, Украину, Россию, Казахстан до Узбекистана и далее автотранспортом до Афганистана, где время транспортировки составляет около 18 суток. Однако по убеждению большинства участников МССБ затраты на этот путь неоправданно высоки.

Каковы перспективы деятельности Сил в Афганистане? Вероятнее всего, их руководство попытается реализовать так называемый комплексный подход. Его суть заключается в том, что операции против талибов будут продолжаться, при этом от применявшихся ранее методов преследования противника намечено перейти к созданию баз постоянной дислокации. Вокруг этих баз будут создаваться зоны безопасности, в которых одновременно будет развернута работа по социально-экономической реабилитации – «за умы и сердца афганцев».