- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран принял законопроект о бюджете на следующий иранский год (21 марта 2020 — 21 марта 2021)

В начале декабря 2019 года правительство ИРИ приняло законопроект о бюджете на следующий иранский год (с 21-го марта 2020 года по персидскому календарю). После принятия законопроекта кабинетом министром, президент Ирана Хасан Роухани представил его Меджлису. По словам президента, этот бюджет рассчитан на противостояние американским санкциям с целью ограничить зависимость иранской экономики от нефти. Занятость одного миллиона человек и сокращение абсолютной бедности, наряду с использованием инструментов рынка капитала и возможностей частного сектора, были объявлены наиболее важными бюджетными целями на следующий год.

Официальные лица не предоставили данные о цене на нефть и объемах экспорта, использованных в расчетах, хотя МВФ сообщает, что Ирану потребуется увеличить цену на нефть в три раза выше нынешней, а именно довести до 194,6 долларов за баррель, чтобы сбалансировать свой бюджет, поскольку экспорт сырой нефти упал до критического уровня.

По данным западных экспертов, экспорт иранской нефти упал до 400 000 баррелей в сутки с более, чем 2.5 млн, сообщает агентство Reuters. По расчетам иранских СМИ, законопроект, по всей вероятности, рассчитан на экспорт в размере 900 тысяч – 1 млн баррелей нефти в сутки и газового конденсата, куда входят внутренняя продажа, а также экспорт в Турцию и Ирак. Тем не менее, даже эти цифры кажутся маловероятными, т.к. согласно статистике, предоставленной компанией по отслеживанию нефтяных танкеров Kepler, ежедневный экспорт нефти из Ирана в прошлом месяце составил всего 213 тысяч баррелей. МВФ прогнозирует, что дефицит бюджета Ирана в следующем году составит более 8% ВВП страны.

Хасан Роухани назвал проект бюджета «сбалансированным» в размере 4845 трлн риалов, что эквивалентно 38,8 млрд долларов США по курсу свободного рынка. Новый бюджет на 16% больше, чем в текущем финансовом году в местной валюте, хотя его стоимость в долларах ниже из-за годовой инфляции, которая составляет около 35%.

Бюджет прогнозирует, что доходы от нефти, газа и конденсатов сократятся на 40%, оставшийся же пробел планируется восполнить за счет использования государственных облигаций и продажи государственной собственности. Также согласно законопроекту, для государственных компаний, банков и финансовых учреждений, специализированных организаций предусмотрено 66 триллионов туманов.

По словам пресс-секретаря правительства и вице-президента Мохаммада Багера Нобахта, бюджет будет исполнен в третий год жестких санкций США, хотя правительство не откажется от своих нефтяных доходов и продаст нефть на сумму в 18 млрд долл. по цене 50 долл. за баррель, а если добавить к ним 4 млрд долл. за экспорт газа, общий доход от экспорта нефти и газа составит более 22 млрд долл.

В другой части бюджетного законопроекта говорится, что правительство планирует получить 175 трлн туманов налоговых поступлений. В этом году этот показатель составил 142 трлн, и неясно, как будет осуществляться повышение налогов, если страна столкнется с инфляцией и стагнацией. Также предусматривается снижение таможенных доходов на 40%. Учитывая сокращение не нефтяного экспорта и импорта, как результат сокращение экспорта нефти, снижение таможенных доходов представляется естественным и разумным. Несмотря на экономические трудности, был увеличен военный бюджет. 3 декабря правительство объявило, что из Национального фонда развития было выделено 2 млрд евро на военный бюджет на следующий год, и с учетом этой цифры оборонный бюджет страны увеличился на 8%. Заявление правительства последовало в ответ на сообщения некоторых консервативных СМИ о сокращении военных расходов в бюджете в следующем году. Информационное агентство Tasnim, близкое к КСИР, объявило, что бюджет в сфере обороны и безопасности был сокращен. В последние годы правительство Ирана неоднократно получало средства из Фонда национального развития для увеличения своего военного бюджета в соответствии с указом верховного лидера аятоллы Али Хаменеи.

Справка: Национальный фонд развития Ирана (NDFI) является суверенным фондом Ирана и имеет около 80-90 долл. США млрд запасов. Нефть и сельское хозяйство являются основными бенефициарами фонда, который служит для финансирования инфраструктурных проектов с использованием доходов от нефтяных месторождений. Согласно правительству, Iran Air использовало 2,5 млрд долларов из NDFI для финансирования покупки самолета Boeing. В 2018 году на обновление парка автотранспортных средств было выделено 10,66 млрд долларов. В 2019 году правительство заявило, что выделило 2,4 млрд долларов из NDFI на малые и средние предприятия.)

 

Согласно сообщениям агентства Фарс, NDFI также готов покрыть 36 %-ый дефицит от снижения экспорта нефти и нефтяной продукции. Фонд развития призван преобразовать часть доходов от продажи нефти и газа, а также конденсатов и нефтепродуктов в устойчивые активы. Однако, Исследовательский центр Меджлиса предсказал, что в течение года в фонд не будут начислены поступления из-за сокращения продаж нефти в результате санкций и увеличения изъятий из Национального фонда развития, в том числе для военных целей.

Представление бюджета произошло на фоне очередных волнений в Иране. Уже месяц страна охвачена беспорядками, митингами с требованиями смены режима. Власти продолжают контролировать ситуацию, однако сбить волну недовольства пока не удается. В этом контексте любая ошибка правительства может стать роковой и спровоцировать новый всплеск недовольства. Противники Хасана Роухани из консервативного лагеря готовы использовать любую возможность для дискредитации реформистского правительства и набора очков к предстоящим парламентским выборам. В свою очередь реформистские силы отстаивают свои позиции.

Реформистские СМИ и экономические аналитики, тщательно изучив различные аспекты бюджета, пришли к выводу, что ситуация с расходами в следующем году будет существенно отличаться от предыдущих лет, и одним из основных отличий законопроекта является снижение зависимости от нефтяных доходов. Консервативные СМИ также проанализировали, что у бюджета хорошие прогнозы, разумные и соответствующие текущим условиям, но успех зависит от того, насколько хорошо правительство сможет реализовать его в будущем году.

Реформистская газета «Хамдели» пишет, что многие экономисты и аналитики наметили трудный год для правительства Хасана Роухани. Рассмотрение законопроекта о бюджете на будущий год показывает, что правительственная доля от продаж и экспорта нефти и нефтепродуктов сократилась на 66 %, а доля налоговых поступлений в бюджете этого года выросла на 27%.  Главный вопрос, конечно, заключается в том, сможет ли страна, экономика которой основана на добычи и экспорте нефти, управлять экономикой при снижении ее экспорта? Эксперты дают различные ответы на данный вопрос, но вывод один, у правительства просто нет иного выхода, кроме как снижать зависимость от нефти, на что и направлен новый законопроект о бюджете. Однако, важным пунктом в документе, который, по мнению экспертов, является самым спорным в имеющихся условиях, является факт увеличения финансирования на 16% государственных организаций, в том числе религиозных, чья эффективность весьма сомнительна, а полученные от них налоги не способствуют покрытию дефицита бюджета.

Реформистская газета «Шарк» напоминает, что второй раз за последние 10 лет приходится составлять бюджет в условиях, когда страна переживает инфляцию. В своем выступлении во время презентации законопроекта Хасан Роухани отметил, что законопроект рассчитан на экономический рост и снижение инфляции до 27%. Однако, снижения инфляции в нынешних условиях видится маловероятным. В предыдущем году произошло резкое сокращение государственных доходов из-за санкций и более низких доходов от нефти, с другой стороны, из-за ошибочной политики, такой как снижение реальных обменных курсов и искусственное снижение банковских процентных ставок, стабилизация цен на энергоносители и реализация жилищных проектов. В результате дефицит государственного бюджета усилился, уровень инфляции повысился и произошел отрицательный экономический рост.

Маджид Реза Харири, председатель ирано-китайской торговой палаты, в интервью газете так же подтвердил, что эксперты отмечают два фактора, приведшие к дефициту – это снижение нефтяных доходов и снижение таможенных доходов. В новом финансовом году ожидается та же картина. “Мы находимся в ситуации, когда мы ежедневно подвергаемся международному давлению, что означает ухудшение условий жизни внутри страны. Однако покупательская способность наших людей резко упала из-за колебаний валютных курсов», — отмечает М.Р.Харири.  Он уверен, что в первую очередь необходимо провести изменения внутри страны и исправить систему, по которой «богатые становятся еще богаче, а бедные – беднее». В противном случае, «страна будет похожа на обанкротившегося человека, который все еще живет так, как если бы у него были большие финансы».

По данным газеты «Мардомсалари», глава организации по бюджету и планированию сказал, что прогнозируемый годовой экспорт 1 миллиона баррелей нефти по цене 50 долларов за баррель в день вызывает серьезные сомнения, поскольку экспорт нефти Ирана уже упал ниже 500 000 баррелей в день.

Газета «Этемад» пишет: «Важным пунктом бюджета является предоставление субсидий 78 млн граждан из 84 млн населения. В последние годы одной из наиболее важных задач для правительства было предоставление субсидий в размере 45500 туманов. 11-ое правительство обещало прекратить субсидировать граждан с высокой прибылью, однако по сей день этого не было сделано.

Мохаммад Касеми, заместитель директора по экономическим исследованиям в Центре исламских исследований Меджлиса, сказал в интервью газете «Шарк», что на сегодняшний день двенадцатому правительству пришлось реформировать структуру бюджета, чтобы компенсировать часть своей экономической политики. Но эксперты не очень надеются на эти изменения, позитивных признаков сейчас нет. Он отметил, что диалог между правительством и парламентом будет продолжен, и в конечном итоге будет достигнут хороший консенсус, добавив, что не нужно забывать, что в этом году не следует ждать, пока бюджет будет исправлен и все проблемы решены».

Эзатолла Юсефиан Мулла, консервативный член парламентской комиссии по планированию и бюджету, заявил ежедневной газете Sabahnews, что доходы от нефти упали в государственном бюджете, и это указывает на зависимость бюджета от других вопросов. Но правительство вместо реформирования некоторых структур, приняло решение продавать государственную собственность, увеличило таможенные пошлины, налоги. Он отметил, чти правительство, возможно, рассчитывает на доходы от экспорта газового конденсата, но некоторые реформы, одобренные парламентом, могут создать лучшие условия, например, не субсидировать лиц с высокими доходами или не субсидировать тех, кто находится за границей, т.к. они не потребляют топливо внутри страны. Накопленные средства, если и не станут спасением, но могут быть выделены в виде кредитов и пр.

По сообщению информационного агентства Mehr, Эсан Хандузи, член экономического факультета Университета Алламе Табатабаи, говоря о бюджете на следующий год, отметил, что в законопроекте не было внесено изменений в области налогообложения, ни одна из налоговых баз, неоднократно представленная специалистами, не была принята правительством.

Что касается военного бюджета, то как было сказано выше, правительство сократило бюджет на оборону из государственной казны, что вызвало негодование консервативного лагеря, учитывая нестабильную ситуацию в регионе. Однако, недостающую часть бюджета восполнил Фонд развития.

Аккумулируя все имеющиеся мнения, можно заключить, что оба лагеря имеют крайне пессимистический взгляд на ситуацию и не видят решения экономического кризиса, как минимум, в следующем году. Это означает, что во время предвыборной борьбы экономические программы сторон будут играть решающую роль. То политическое крыло, которое сможет представить рациональные пути выхода из кризиса смогут завоевать большинство в парламенте.