- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К визиту президента Ирана Хасана Роухани в Японию

20 декабря в ходе визита в Токио президент Ирана Ха­сан Роухани провел встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Дан­ный двухдневный визит стал первой поездкой президента Ирана в Страну восходя­щего солнца за последние 19 лет. По мнению иранских и японских экспертов, посещение Хасаном Роухани Токио обусловлено необходимостью как можно более активно искать выход из сложившейся ситуации в отноше­ниях Ирана с зарубежными странами и трудностей, с которыми президент Ирана сталкивается на внутриполитической арене.

Американские санкции, введенные президентом Дональдом Трампом после отказа Соединен­ных Штатов от участия в Совместном всеобъемлющем плане действий  СВПД) по иранской ядер­ной программе, серьезно подорвали экономику ИРИ. На фоне санкций жестокое подавление антиправитель­ственных протестов в прошлом месяце только ухудшают положение Роухани и обстановку в государ­стве в целом. В то же время Тегеран столкнулся с растущей во всем мире и внутри страны негативной реакцией на вовлеченность Корпуса стра­жей исламской революции (КСИР) и поддерживаемых Ираном сил в конфликтах на Ближнем Востоке.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, при этом, одинаково открыт и положительно настроен на плодо­творное общение как с лидерами ИРИ, так и с админи­страцией президента США. Возможно, Роухани стре­мится заручиться поддержкой в лице влиятельного дальневосточного поли­тика для ослабления напряженности в отношениях с Соединенными Шта­тами. Разрядка и перезагрузка отношений с США помогла бы президенту Ирана преодолеть как экономические, так и некоторые политические трудно­сти.

По заявлению японской телекомпании Эн-Эйч-Кей (NHK), Хасан Роу­хани в беседе с главой японского правительства заявил, что мир и стабиль­ность на Ближнем Востоке и в странах Персидского залива чрезвычайно важны для Ирана. По словам журналистов Эн-Эйч-Кей, президент Ирана также в очередной раз высказал мысль, что односторонний выход Соединен­ных Штатов из СВПД – это неоправданный иррацио­нальный шаг, – и призвал Японию и другие страны приложить все возможные усилия для оказания поддержки Соглашению. При этом Синдзо Абэ ответил, что ждет от Ирана соблюдения условий Соглашения и выполне­ния Тегераном обязательств по строительству мира и созданию стабильно­сти в регионе. Он  также обещал приложить все усилия для стабилиза­ции ситуации в регионе и снятия напряженности в отношениях ме­жду Тегераном и Вашингтоном.

Вскоре в аккаунте Хасана Роухани в социальной сети Твиттер были опубли­кованы фотография президента Ирана с премьер-министром Японии и подписью: «Иран приветствует любой план по стимулированию экономиче­ского сотрудничества, особенно в энергетической сфере, и готов увеличить продажу и экспорт нефти. В наших же национальных интересах не отказы­ваться от ведения переговоров или подписания соглашений». Вполне вероятно, подпись под фотографией является не только и не столько отражением результатов визита, но является посланием американской администрации. Стоит упомя­нуть, что это не первый случай за последнее время, когда даже по аккаунтам в Твиттере можно установить, что Иран и Соединенные Штаты ищут спо­собы заново вступить в переговорный процесс. Две недели назад Тегеран ре­шил в ходе обмена заключенными отпустить американского ученого Вана Сиюэ, которого суд ИРИ отправил в тюрьму на десять лет за попытку «внедре­ния» в иранские органы власти. Дональд Трамп приветствовал дан­ное решение и даже отметил в Твиттере, что это были честные переговоры с Ираном и демонстрация возможности того, что США и Иран смогут заклю­чить новую сделку. К тому же, на заседании Совета Безопасности ООН в минув­ший четверг был отмечен необычный дипломатический жест: постоянный представитель США при ООН Келли Крафт перегово­рила со своим иранским коллегой Маджидом Тахт-Раванчи. Помощники высоко­поставленных дипломатов стремились преуменьшить значение этого разговора, однако очевидно, что такие открытые публичные встречи между американскими и иранскими дипломатами в Организации Объединенных На­ций в последние годы вообще не происходили.

Аналитики в самой Японии считают, что Синдзо Абэ, находящийся в дове­рительных отношениях как с Соединенными Штатами, так и с Ираном, может занять выгодные позиции в ходе установления но­вого диалога между Вашингтоном и Тегераном после провала аналогичных усилий допущенного фран­цузскими политиками.

Казуо Такахаши, почетный профессор Открытого университета Япо­нии, специалист по Ближнему Востоку, считает, что Хасан Роухани не только ищет поддержки у влиятельных зарубежных полити­ков, но и надеется показать всем недоброжелателям, что Иран по-преж­нему уважают и не изоли­руют, и что Роухани лично может добиться некото­рых уступок от США, пусть и через Японию. Эксперт предполагает, что сообщение Хасана Роухани президенту Дональду Трампу должно интерпретиро­ваться как «может быть, я уже го­тов поговорить».

С одной стороны, Иран не раз публично дистанцировался от любых предпо­ложений о скорейшем дипломатическом прорыве в отношениях с Соеди­ненными Штатами. Так, верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаме­неи не раз публично заявлял, что исключает возобновле­ние переговоров с Соединенными Штатами до тех пор, пока санкции оста­нутся в силе. Сам прези­дент Роухани сказал, что це­лью его визита в Японию является обсужде­ние безопасности на Ближнем Вос­токе и в Персидском заливе. А офици­альный представитель правительства Али Рабии заявил, что поездка Хасана Роухани никак не связана с возмож­ными переговорами с США, хотя иранская сторона приветствует новые уси­лия Японии в попытке нормализо­вать отношения Вашингтона и Тегерана. Од­нако Казуо Такахаши утвер­ждает, что, по словам одного из представите­лей правительства Японии, хо­рошо проинформированного по вопросам ви­зита, но пожелавшего остаться анонимным, встреча Роухани с  Абэ была запрошена Ираном за относительно короткое время. Эксперт считает, что это показатель того, что у президента Ирана было «сроч­ное, важное сообщение, которое необхо­димо передать господину Трампу».

С учетом сказанного выше, можно предположить, что в самом Иране хо­тят дипломатического решения проблемы санкций. В реализации данного желания президент Роухани, скорее всего, будет опираться на свои сторонников из Пар­тии умеренности и развития. При этом как сторонники, так и противники президента тща­тельно изучают различные аспекты и тонкости состоявшегося визита в поис­ках признаков готовности Тегерана возобновить и нормализо­вать отношения с США.