- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О симпозиуме в Институте исследования национальной безопасности на тему: «Лидеры говорят о национальной безопасности, политике и принятии политических решений». Часть 1

В рамках ежегодного стратегического диалога между Институтом исследования национальной безопасности (Institute for national security studies, INSS) и Белферовским центром науки и международных отношений (Belfer Center for Science and International Affairs) при Школе государственного управления им. Дж.Кеннеди в Гарвардском университете приглашаются политические деятели для обсуждения общественно важных проблем, в частности, вопросов безопасности, процесса принятия решений и определения подходов к обеспечению безопасности.

В дискуссии, прошедшей в INSS 9 декабря этого года, приняли участие бывший министр обороны США (2015-2017 гг.) и директор Белферовского центра науки и международных отношений д-р Эштон Картер и 21-й начальник Генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот. Модератором выступил директор INSS генерал-майор в отставке Амос Ядлин[i] [1].

Темы, затронутые в ходе обсуждения: одержана ли окончательная победа над «Исламским государством» (ИГ, запрещенное в РФ); степень важности формальной доктрины безопасности Израиля; каковы последствия выхода США из ядерного соглашения с Ираном; как следует подходить к закреплению Ирана на севере от Израиля; если США покидают Ближний Восток, то каковы последствия; и характер стратегических отношений между США и Израилем.

А.Ядлин, прежде чем задать Э.Картеру вопрос, поблагодарил его за вклад в национальную безопасность США и Израиля, а также за продвижение партнерских отношений между двумя странами. Затем спросил его о том, каким образом за последние 5 лет изменились угрозы национальной безопасности США.

По словам Э.Картера, с окончания холодной войны в США вздохнули с облегчением и расслабились в отсутствии серьезных стратегических угроз. Китай был слишком слаб, чтобы вызывать беспокойство, Россия эпохи Ельцина была в упадке и стремилась стать частью западного сообщества. Однако разумные люди, к которым Э.Картер причисляет и себя, уже тогда говорили, что эти державы поменяют свой вектор, что и произошло. В 2000 году Россия начинала превращаться в страну Путина. Китай становился другим государством, и в США догадывались, что он может в это превратиться, но надеялись, что этого не произойдет. Тем временем Китай не забыл столетия унижений и вознамерился не просто занять свое место в мире, но на доминирующих позициях. Таким образом, эти две страны не повели себя так, как надеялись в США. Американцы могли приступить к решению этого вопроса, однако произошло 11 сентября 2001 года.

Началась эра Афганистана, Ирака, Сирии. Отмечая свой личный вклад в победу над ИГ, Э.Картер сказал, что это было необходимо сделать. Несмотря на то, что такие люди в США как он понимали куда движутся Китай и Россия, Америка не могла ничего сделать, т.к. Афганистан, Ирак и Сирия отвлекали ресурсы и забирали силы. Только сейчас, по его мнению, США начали вырабатывать свою стратегию, признавая, что Китай и Россия представляют разные угрозы для США, которые сталкиваются с множеством различных угроз. Одними из них он назвал Китай, Северную Корею, терроризм. При этом причислил себя к тем, кто не считает, что война на данном этапе неизбежна. Однако отметил, что США не получают того, чего хотели бы в геостратегическом плане, поэтому сейчас заняты разработкой стратегий, чтобы защитить свои интересы перед лицом таки Китая и России, какими они стали в последнее время.

А.Ядлин заметил Э.Картеру, что в Израиле не совсем понимают, какую угрозу США представляет Китай, собираются ли китайские войска вторгнуться в Калифорнию, хочет ли Пекин добиться доминирующего положения посредством экономики или киберпространства? Почему Китай хочет соревноваться с США, ведь китайцы и американцы успешно вели бизнес и развивали торговлю?

Э.Картер напомнил, что азиатское чудо действительно было таковым, и тихоокеанский регион отличался атмосферой мира и безопасности. В этом регионе на первом месте была Япония, затем Южная Корея, Тайвань, Юго-Восточная Азия, а сегодня – это Китай и Индия. А США не противились этому. При этом Азия является очень важным регионом для Америки в плане населения и экономики, поэтому, по его словам, США хотят сохранить там мир, стабильность и открытость. Однако Китай по-другому смотрит на ситуацию. Вообще, это коммунистическая диктатура, в которой он и все присутствующие не хотели бы жить. Тем не менее, после противоборства с СССР, США не намеревались противостоять китайскому режиму, но вынуждены защищать свои экономические интересы от возможности Китая распространить свои коммунистические методы на своих торговых партнеров, включая американские компании. США не могут этого допустить, потому что отрицают этатизм.

По словам Э.Картера, соперничество между США и Китаем происходит в сфере экономики. США пытаются совместить экономику и политику в противостоянии китайской коммунистической диктатуре. Одновременно китайцы военным путем запугивают союзников США. Исходя из того, что это важный регион и там находятся важные американские друзья и союзники,  Вашингтону необходимо отбросить китайцев и как он считает, США уже начали это делать в Южно-Китайском море, хотя, по его мнению, это нужно было начинать раньше. Он уверен, что китайцы на это ответят. Китай начал в Тибете, затем был Тайвань, Гонконг и т.д., что похоже на поведение иранцев в Персидском заливе. В настоящее время угрозы войны нет, но если США оставят Китай в покое на долгое время, война может вскоре начаться, если, конечно, китайское руководство не изменит свою политику.

Озабоченность США Россией и Китаем не означает, что американцы забыли в чем заключаются их интересы на Ближнем Востоке. С глобальной точки зрения, главной угрозой национальной безопасности США является усиление Китая и России, и есть ощущение, что интенсивное вмешательство США на Ближнем Востоке, особенно тот факт, что они увязли в Афганистане, Ираке и Сирии, отвлекло внимание Вашингтона в последние десятилетия от этих ключевых проблем. Хотя сегодня нет реальной обеспокоенности по поводу нападения России или Китая, есть понимание того, что нежелание им противостоять, позволит им в будущем стать сильнее и представлять большую угрозу для США и всего мира.

По мнению Э.Картера, Соединенные Штаты понимают, что с точки зрения Израиля Китай сегодня не считается враждебным субъектом и имеет большое экономическое значение, но от Израиля требуется повышенная чувствительность к опасности, которая скрывается за усилением Китая как державы.

«Американские интересы и интересы Израиля не совпадают, но они пересекаются, и это является основой нашей дружбы и нашего сотрудничества», – сказал Э.Картер, имея в виду американскую политику на Ближнем Востоке. По его словам у США не было выбора, кроме как уничтожить ИГ. Война в Сирии против «Исламского государства» была необходима для национальной безопасности США. «Они (боевики ИГ – авт.) пытались убить наших людей. Моя задача как министра обороны заключалась в защите наших людей», – сказал Э.Картер, и на голубом глазу добавил, что США справились с этой задачей. Более того, он всегда был уверен в этой победе, но ее сложными моментами становились военные и экономические последствия. Тем в США, кто устал от «бесконечных войн» и требует их прекратить, он бы посоветовал «не проиграть войну, которая только что была выиграна», и сорвал одобрительные аплодисменты в зале.

Э.Картер вновь повторил, что США преследуют на Ближнем Востоке свои интересы. И когда его в бытность министра обороны спрашивали, собирается ли он закрепиться на Ближнем Востоке, он отвечал отрицательно, хотя, по его словам, «это желание самого Бога, тогда как он всего лишь министр обороны США», что А.Ядлин прокомментировал в том смысле, что это сравнимо с возможностями Бога.

Повторяя, что в основе дружбы между США и Израилем лежит не совпадение, а пересечение их интересов, Э.Картер также напомнил об их общих ценностях. Если взять Россию или Китай, невозможно сказать, что Израиль и США разделяет с этими странами общие ценности. В отношении Москвы и Пекина Израиль преследует свои интересы, а США – свои. Но вот что объединяет Америку и еврейское государство – это ценности в отношении того, как их общества должны вести себя и нести ответственность за своих граждан; это западные ценности, которые Э.Картер ни за что не променяет на российские или китайские. Он счастлив иметь на этой земле таких партнеров как Израиль, европейские и азиатские союзники США.

А.Ядлин решил поделиться соображениями, которые бытуют в Израиле по поводу желания США применять военную силу. По его словам, две очень, кровавые, продолжительные и дорогостоящие войны в Афганистане и Ираке наводят многих на мысль, что американские генералы утратили умение избегать скатывания к полномасштабным войнам.

В ответ на это Э.Картер заметил, что вопрос А.Ядлина базируется на вторжении США в Ирак, что в ретроспективе оказалось ошибкой. Сам он умывает руки, т.к. выступал против этой операции. Спустя три недели после того, как Саддам Хусейн был повержен, иракский народ решил, что американские военные не победители, а оккупанты, после чего у них начались проблемы по установлению контроля над ситуацией. В результате погибло большое количество американцев.

Что касается Афганистана, вызванного другими причинами, где так же были периоды быстрого продвижения, с которыми Э.Картеру приходилось иметь дело, то, по его словам, США и там добились успеха. Была создана ситуация, при которой радикализм был подавлен, не в лучшем виде, но на достаточном уровне, чтобы обеспечить американцам защиту с их минимальным участием в боевых действиях. Привлекались в основном местные силы безопасности – афганские в Афганистане и иракские в Ираке, а также речь идет о силах, вместе с которыми США сражались на северо-востоке Сирии, что он назвал устойчивой победой.

Когда люди говорят, что они устали от войны, то Э.Картер хотел бы спросить, отчего конкретно они устали – видеть соответствующие репортажи по телевизору или платить налоги. Понять можно тех, которые сами или их родственники имеют непосредственное отношение к войне в Афганистане и Ираке. Но если уж США сами завели себя в такую ситуацию как в Ираке, Афганистане и на северо-востоке Сирии, то внимание нужно уделять местным друзьям и союзникам. Он бы продолжил нейтрализацию угроз американцам и назвал бы это не «бесконечной войной», а «бесконечной защитой». С помощью местных союзников США могут предложить «бесконечную защиту» при относительно низких затратах, тем самым сохраняя свои интересы и партнерские отношения. По его словам, США реализовывают все еще ответственный подход к своим союзникам на Ближнем Востоке.

Таким же образом американцы успешно действовали в отношении Корейского полуострова на протяжении 70 лет, в Европе – в период холодной войны в течение 50 лет, и это было не напрасно. США удалось избежать скатывания в полномасштабную и разрушительную войну.

А.Ядлин, говоря о самоуверенности иранцев на фоне того, что американцы ни разу не ответили на их все более агрессивные действия (подрывы нефтяных танкеров, сбитый американский БПЛА и атаки по Саудовской Аравии), спросил у Э.Картера, чтобы он посоветовал в этой ситуации действующему президенту США. Экс-министр обороны США причислил себя к одним из тех, которые считают, что лучше осуществлять превентивное сдерживание, чем начинать действовать, когда уже поздно. По его словам, все знают, к чему стремится Иран, тем более что иранцы сами сказали, что они намерены продолжать вмешиваться до получения реакции, которую они хотят. Поэтому США должны сесть с ними за стол переговоров. Понятно, что иранцы будут идти на эскалацию, и могут пересечь линию, после чего США не смогут не отреагировать. Лучше начать сдерживание задолго до этого момента.

А.Ядлин спросил Э.Картера о его видении войны через 15 лет, какими, по его мнению, военными средствами будет вестись война? По словам экс-министра обороны США, американские истребители-бомбардировщики F-35, скорее всего, уже будут последними самолетами, управляемыми пилотами. Это уже будет кибер-измерение и использование космического пространства. Что касается сухопутных войск, то произойдет внедрение роботов.

[i] [2] Leaders Speak on National Security, Policy, and Decision-Making // INSS. 09.12.2019 — https://www.inss.org.il/event/leaders-speak-on-national-security-policy-and-decision-making/