- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов программы перевооружения ВМС Израиля

Опыт ближневосточных вооруженных конфликтов показывает, что одним из ключевых условий победы над противником или сдерживания такового от агрессивных действий является наличие современного надводного флота. Корабли ВМС должны обладать развитым комплексом вооружения для противодействия любым угрозам  — воздушным, надводным или подводным , как в ближней, так и в дальней морских зонах.

Военно-морские силы Израиля с момента своего основания получили достаточно опыта боевого применения, как печального, так и позитивного, что и стало основной для выработки современной концепции поддержания боевой готовности и расширения боевых возможностей при сдержанном росте расходов на закупку/строительство новых кораблей и разработку корабельного вооружения.

Эволюция корветов проекта «Саар»

Как известно, основу надводной компоненты ВМС Израиля составляют корветы серии «Саар», которые эволюционировали по мере роста напряженности в регионе. Израильские военные моряки постепенно получали корабли большего водоизмещения, что позволяло варьировать компоненты комплекса вооружения и наращивать оборонительные возможности корабля за счет размещения зенитно-ракетных систем и легкого артиллерийского вооружения.

Представляется возможным указать  основные тактико-технические характеристики четырех моделей корветов проекта «Саар»,, которые находились или до сих пор стоят на вооружении ВМС еврейского государства. Сравнение  ТТХ представлены в таблице ниже.

Таблица 1

Тактико-технические характеристики корветов проекта «Саар», ВМС Израиля

Характеристика/

наименование

«Саар-2», «Саар-3», «Саар-4», «Саар-4,5»
Длина (м) 44,9 44,9 58,1 61,7
Ширина (м) 7 7 7,8 7,6
Осадка (м) 2,4 2,5 2,4 3,5
Полное водоизмещение (т) 235 240 415 488(498)
Тип двигателя дизельный дизельный дизельный дизельный
Кол-во силовых установок 4 4 2 4
Производитель MTU MTU MTU MTU
Мощность (кВт) 9923 9923 7866 6086
Максимальная скорость (уз) 40 40 32 32
Экономическая скорость (уз) 25 25 17,5 16
Дальность плавания 1400 1400 1500 1600
Экипаж (офицеры/матросы) 5/30 3/35 6/39 5/48
Вооружение
Артиллерийская установка (калибр, мм) 76 76 76 76
Зенитное вооружение (калибр, мм) отсутствует отсутствует отсутствует 20
Пулеметное вооружении (калибр, мм) отсутствует отсутствует отсутствует 12,7
Противокорабельные ракеты (кол-во ПУ) От 5 до 8 От 4 до 6 4 4
Торпедные аппараты (мм.) 533 533
Радиолокационные станции 1 1 2 2
Гидроакустические станции 2 2 1 1

 

Анализ процесса развития конструкции надводных кораблей ВМС Израиля показывает, что при уменьшении мощности силовых установок и максимальной скорости хода были увеличены линейные размеры кораблей и их водоизмещение, что позволяло размещать большее количество вооружения, а также улучшать обитаемость и повышать продолжительность автономного плавания.

Необходимо обратить внимание, что израильские стратеги сделали ставку на небольшие корветы, которые обладают высокой маневренностью и скоростью, т.е. могут достаточно оперативно достичь района боевых действий или района ожидания решения вышестоящего командования. Кроме того, скромные размеры кораблей, а также их небольшая осадка позволяют размещать их в большинстве портов – не требуется проведения дноуглубительных работ в районе военно-морской базы.

Китайские специалисты отмечают, что одним из путей модернизации корветов проекта «Саар -4,5», ВМС Израиля стала установка радиолокационных станций (РЛС) с активными фазированными антенными решетками (АФАР) EL/M-2248 M-STAR и систем противоракетной обороны (СПРО) «Железный купол».  Благодаря небольшому весу и габаритам стандартные пусковые установки СПРО «Железный купол» можно размещать на кораблях, обладающих водоизмещением менее 1000 тонн.

В отношении пусковой установки (ПУ) СПРО «Железный купол» в морском варианте известно, что израильские специалисты повысили объем емкости для гидравлической жидкости и давление в гидравлической системе, которая обеспечивает стабилизацию пусковой и открытие крышек пусковых контейнеров в условиях волнения на море.

Указанная РЛС способна обнаружить реактивный снаряд или ракету на дальности 100 км и одновременно может сопровождать более 100 таких баллистических целей. После определения наиболее опасных целей РЛС EL/M-2248 M-STAR обеспечивает наведение ракет-перехватчиков «Тамир-Адир». Китайские специалисты отмечают, что упомянутая станция способна навести до 200 ракет на 100 обнаруженных целей практически одновременно при этом максимальное отклонение одной ракеты от цели на дальности 50 км. не превышает 125 м. В морской версии СПРО «Железный купол» использованы стандартные ракеты-перехватчики «Тамир-Адир», которые при длине 3 м, диаметре 0,16 м, массе 90 кг. обладают высотой пуска от 5 до 10000 м, а максимальная дальность достигает 70 км.

Корвет проекта «Саар-72»

В целях поддержания боевых возможностей ВМС Израиля, а именно для замены устаревших корветов проекта «Саар-4»,был разработан легкий корвет проекта ««Саар-72», который при длине 72 м, ширине 10,25 м и осадке 3 м имеет полное водоизмещение 800 тонн. Следует отметить, что израильские проектировщики неоднократно изменяли внешний облик корабля, а также разработали две модификации – одна для ВМС Израиля, а вторая для поставок на экспорт. По данным китайских источников, конструкторы данных корветов обратили большое внимание на применение специальных лакокрасочных материалов, позволяющих поглощать радиолокационное излучение.

В отношении вооружения перспективного корабля известно, что в носовой части будет расположена артиллерийская установка калибра 76 мм в корпусе со сниженной радиолокационной заметностью. На палубной надстройке будут размещены две счетверенные наклонные пусковые установки для противокорабельных ракет «Габриэль 5», которые израильские оружейники  разработали в качестве альтернативы американским RGM-84L Harpoon II.

Для борьбы с высокоскоростными надводными целями или для обстрела береговых целей на дальности более 20 км. экипаж ««Саар-72» может применить тяжелые противотанковые управляемые ракеты типа Spike-NLOS, которые будут размещать в поворотной пусковой установке после ПКР. Для выполнения задач по противолодочной обороне корабль будет вооружен двумя трехтрубными торпедными аппаратами калибра 324 мм.

Противовоздушную оборону корабля обеспечит зенитно-ракетный комплекс «Барак-8», пусковые установки которого будут размещены в палубной надстройке. Для самообороны корабля от легких катеров с шахидами предназначены две телеуправляемые установки с пулеметами калибра 12,7 мм, которые размещены на палубной надстройке. Кроме того, корабль будет оснащен новейшей РЛС с АФАР EL/M-2258, а также полным комплексом радиоэлектронной борьбы.

По данным китайских источников, силовая установка нового легкого корвета будет смешанного типа – газотурбинный двигатель и два дизеля, которые будут передавать крутящий момент на две валолинии. Максимальная скорость такого легкого корабля составит 30 узлов, а экономическая скорость будет снижена до 12 узлов, что позволит обеспечить приемлемую дальность плавания – 5000 миль. При таком показателе рассматриваемый корабль сможет находиться в акватории Средиземного моря не менее 21 суток.

По данным китайских источников, экипаж «Саар-72» состоит из 50 человек, однако конструкторы предусмотрели еще 20 мест для размещения группы специального назначения.   По замыслу израильских конструкторов, для доставки или эвакуации спецназовцев предназначена скоростная лодка жестко-надувного типа, которую будут размещать на летной палубе (размер 15х10,3 м). Известно, что в кормовой части корвета «Саар-72» будет расположен ангар, позволяющий базировать средний многофункциональный вертолет AW-139.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что израильские военные  по мере приема на вооружение корветов проекта «Саар-6» будут также вводить в строй и более легкие ««Саар-72», что позволит им контролировать рост расходов на ВМС.