- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саудовская Аравия: принц Султан в Москве

21-23 ноября 2007 г. в российской столице по личному приглашению президента РФ В.В. Путина находился саудовский наследный принц, министр обороны и авиации и генеральный инспектор королевства Султан бен Абдель Азиз.

Определяя цели своей поездки, принц Султан накануне визита в интервью агентству ИТАР-ТАСС (автор этой статьи пользовался арабской версией этого документа, опубликованного 22 ноября 2007 г. лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат») подчеркивал: «Российская Федерация – дружественное государство, с которым Королевство Саудовская Аравия связана прочными и многосторонним отношениями. Визит Служителя Двух Благородных Святынь короля Абдаллы бен Абдель Азиза в Россию в 2003 г. стал новым стимулом для укрепления отношений между нашими странами, а визит Его Превосходительства президента Владимира Путина в Королевство, состоявшийся в начале текущего года придал сильный импульс связям между нами. Наш визит направлен на укрепление двустороннего сотрудничества и поиск путей его развития во всех сферах – политической, финансовой, экономической, торговой, промышленной, научно-технической, в сфере искусства и культуры. Мы предполагаем также обсудить представляющие взаимный интерес региональные и международные вопросы. Мы уверены, что наши встречи с Его Превосходительством президентом Владимиром Путиным, как и с высшими руководителями российского правительства внесут свой вклад в дело укрепления сотрудничества и взаимопонимания между нашим странами».

Российская сторона предприняла максимум возможных усилий для того, чтобы пребывание принца Султана в Москве было полезным.

21 ноября 2007 г. саудовский наследный принц был принят его российским коллегой, министром обороны А. Сердюковым. По сообщению, размещенному на сайте саудовского министерства иностранных дел, эта встреча, в которой принял участие генеральный директор «Рособоронэкспорта» С. Чемезов, носила (что естественно) «закрытый характер» и была посвящена обсуждению вопросов, «представляющих взаимный интерес». В свою очередь, 23 ноября 2007 г. лондонская «Аш-Шарк Аль-Аусат» сообщала, что днем ранее принц Султан встретился в Москве с С. Ивановым. По словам московского корреспондента газеты, «Иванов в качестве члена российского правительства, отвечает за развитие военно-промышленного комплекса, авиацию, космос, порты, а также за ряд других стратегических направлений», что, по его мнению, могло означать (в свете предшествовавших переговоров с А. Сердюковым) готовность обеих сторон к заключению важных соглашений, связанных с поставками российского вооружения в Саудовскую Аравию.

На следующий день после отъезда принца Султана из российской столицы «Аш-Шарк Аль-Аусат» со ссылкой на агентство РИА «Новости» сообщила, что «в ближайшем будущем вероятно заключение саудовско-российских двусторонних соглашений о покупке королевством российских вертолетов, бронетехники и ракет типа “земля-воздух” на сумму около четырех миллиардов долларов». Все та же газета подчеркивала: «До конца текущего года существует вероятность подписания контрактов о российских поставках в течение 2008-2009 гг. Эти поставки будут включать около 150 танков “Т 90 С”, переговоры по поводу продажи которых продолжались более двух лет. Но, кроме того, ожидается, что обе стороны заключат соглашение о продаже “БМП- 3”, более ста военных вертолетов и примерно двадцати ракетных систем средней дальности. Только сделка о покупке вертолетов оценивается в один миллиард долларов».

22 ноября 2007 г. Московский Государственный Институт международных отношений (Университет) торжественно предоставил принцу Султану Абдель Азизу степень своего почетного доктора. Эта церемония стала поводом, что того, чтобы и руководство Института, и сам почетный доктор высказались за развитие саудовско-российских отношений в сфере культуры и науки, имея в виду, в первую очередь, развитие исследований в сфере арабистики и исламоведения, и прикладное значение этих научных направлений, определяемое значительностью российского мусульманского сообщества, неоспоримо связанного с «родиной мусульманских святынь» – саудовским королевством. По сообщению эр-риядской «Ар-Рияд» от 23 ноября 2007 г., принц Султан «пожертвовал Институту международных отношений 500 тыс. долларов США на развитие арабистических и исламоведческих исследований». Естественно, что в программе визита саудовского наследного принца в российскую столицу были и его встречи с руководителями российского мусульманского сообщества, в частности, представителями Совета муфтиев России. Эта сторона визита, по мнению саудовской стороны, имела непосредственное отношение к сфере развития двусторонних связей в области культуры, — российский ислам (при всех попытках диверсифицировать российско-саудовские связи) остается одним из основных факторов заинтересованности королевства в России.

В последний день своего визита саудовский наследный принц провел переговоры с российским министром иностранных дел С. Лавровым. Эти переговоры предшествовали состоявшейся также 23 ноября 2007 г. встрече принца Султана и российского президента, на которой обсуждались важнейшие вопросы региональной и международной ситуации. Итоги саудовско-российских политических контактов фиксировались в опубликованном 24 ноября 2007 г. лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат» совместном коммюнике (автор этой статьи пользуется его арабским текстом), демонстрировавшем совпадение позиций обеих стран по многим вопросам развития ситуации на Ближнем Востоке и в мире.

В этой связи речь шла, в частности, о поддержке обеими сторонами «создания независимого и жизнеспособного палестинского государства», как и о «важности арабской мирной инициативы». Саудовская сторона выразила российской стороне свою «глубокую признательность за усилия России, направленные на поддержку ближневосточного мирного процесса». Одновременно обе стороны «выразили свою надежду на то, что мирная конференция, проведение которой предполагается в Анаполисе, будет рассматривать основные аспекты арабо-израильского конфликта с тем, чтобы был достигнут справедливый и всеобъемлющий мир на всех треках и в соответствии с обозримыми временными рамками».

Позиции обеих сторон полностью совпадали в отношении ситуации в Ираке и Ливане, — совместное саудовско-российское коммюнике настаивало на «сохранении единства, независимости и суверенитета Ирака, а также отказе от вмешательства в его внутренние дела», подчеркивая принципиальную важность «национального примирения» для дальнейшего развития этой страны. В свою очередь, касаясь Ливана, тот же документ считал необходимым подчеркнуть значение «единства, безопасности, стабильности» этой страны, как и «суверенитета» ливанского государства над всей ее территорией. Конечно же, коммюнике указывало на необходимость проведения «полностью независимых и свободных от какого-либо внешнего вмешательства президентских выборов» в Ливане.

Равным образом совпадение позиций обеих стран касалось и вопроса об иранском ядерном досье. Саудовская Аравия и Россия подчеркнули, что Иран должен ответить на «резолюции Совета Безопасности №№ 1696, 1737 и 1747», а также «конструктивно сотрудничать» с МАГАТЭ.

В совместном саудовско-российском коммюнике речь шла и о безоговорочном «осуждении обеими сторонами всех форм терроризма». Россия, со своей стороны, «высоко оценила предложение Служителя Двух Благородных Святынь короля Абдаллы бен Абдель Азиза о создании Международного антитеррористического центра».

Касаясь вопросов своего двустороннего сотрудничества, Саудовская Аравия и Россия подчеркнули большое значение, которое они придают развитию взаимодействия в сферах «экономики, инвестиций, культуры и образования». По мнению обеих сторон, возможности поощрения двусторонних инвестиций должны находиться в центре внимания «совместной Двусторонней комиссии и Саудовско-российского делового совета». Наконец, Саудовская Аравия и Россия «обсудили важность стабилизации рынка нефти для мировой экономики». Обе стороны подчеркнули свое стремление «развивать двустороннее сотрудничество в области энергетики», а также в сфере экономики, торговли, культуры, научно-технической области и в области транспорта.

Тем не менее, визит принца Султана бен Абдель Азиза в Москву интересен и с точки зрения его оценки саудовскими средствами массовой информации, в первую очередь, саудовской «внутренней» прессы. Некоторые элементы этой оценки заслуживают внимания. Тем не менее, стоило бы, прежде всего, заметить, что основные саудовские газеты в течение всего времени пребывания саудовского наследного принца в российской столице не только публиковали подробные отчеты о тех мероприятиях, в которых он принимал участие, но и ежедневно публиковали передовые статьи, связанные с саудовской внешней политикой в свете визита принца Султана в Россию.

Столичная «Ар-Рияд» в двух своих передовых статьях («Гость и российские друзья» и «Королевство и Россия: время посева и жатвы», опубликованных, соответственно, 22 и 23 ноября 2007 г.) подчеркивала, что визит наследного принца в Россию – это «весомое доказательство диверсификации саудовской внешней политики». Вместе с тем, эта «диверсификация» внешнеполитической линии королевства, как отмечало это эр-риядское издание, является «естественным следствием процесса глобализации», отнюдь не исключающей «становления множественности полюсов мирового развития», способных «развивать связывающие их плодотворные двусторонние связи и контакты».

Эту идею в большей мере конкретизировала столичная «Аль-Джазира». 21 ноября 2007 г. в передовой статье «Россия в саудовской внешней политике» эта газета подчеркивала: «Визит Его Высочества наследника престола принца Султана в Россию — продолжение успешного зарубежного турне, совершенного недавно Служителем Двух Благородных Святынь королем Абдаллой в Великобританию, Италию, Ватикан, Германию и Турцию». Иными словами, саудовская внешняя политика все более диверсифицируется, а «голос королевства сегодня слушают на Западе и на Востоке». Но главное, наверное, не только в саудовской «национальной гордости», — речь идет о том, что только «при опоре на все великие державы, включая и Россию, регион Ближнего Востока и Залива может быть избавлен от ныне существующих и способных возникнуть в будущем кризисных ситуаций». Глобализация – «путь к развитию подлинно многополярного мира», — этот вывод газеты логичен и очевиден.

23 ноября 2007 г. все та же «Аль-Джазира» опубликовала передовую статью «Конструктивная политика». Речь в ней шла об основных положениях интервью принца Султана российскому агентству ИТАР-ТАСС. По мнению редакционной коллегии газеты, «одной из черт саудовской внешней политики является ее позитивное и конструктивное участие в созидании современного мира». Суть этого «участия» состоит в том, что «королевство способно вступать в отношения стратегического партнерства с дружественными государствами и, в первую очередь, теми, которые имеют существенное значение для мировой политики».