- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О прогнозных оценках китайских военных специалистов изменения комплексной военной мощи Израиля до 2035 года

Известно, что основные направления развития Вооруженных сил Израиля изложены в законодательных и нормативно-правовых документах, определяющих вопросы теории и практики применения вооруженных сил и их общего строительства. По мнению китайских обозревателей военно-технических изданий, направления развития Вооруженных сил (ВС) Израиля на среднесрочную и долгосрочную перспективу более конкретно определены в доктринальном документе «Стратегия Армии обороны Израиля» (2015 г.), концепции так называемой «войны между войнами» (использование средств поражения на сопредельной территории без официального признания задействования национальных ВС), в долгосрочных программах и планах реформирования армии «Халамиш», «Теуза», «Гидеон», «ЦАХАЛ-2020», «Ракия» и других, которые постоянно редактируются и дополняются в свете последних изменений. По мнению китайских аналитиков, основной целью развития ВС Израиля является поддержание количественного и качественного уровня вооруженных сил, достаточного для гарантированной защиты еврейского государства от вероятных противников, исходя из реально складывающейся обстановки на Ближнем Востоке.

По информации китайских СМИ, координирующую роль в выполнении комплекса мероприятий по реформированию национальных вооруженных сил осуществляет отдел стратегического планирования управления планирования ГШ ВС Израиля, который  в своей работе руководствуется положениями современной доктрины и принципами новой стратегической концепции, к основным из которых относятся:

– еврейское государство постоянно находится в окружении враждебных государств;

– особенности геостратегического положения Израиля в целом не позволяют рассчитывать на непосредственную военную помощь со стороны других стран;

– в случае возникновения вооруженного конфликта единственным источником военно-технической помощи являются США;

– территория Израиля не позволяет создавать глубоко эшелонированную систему обороны;

– еврейское государство обладает ограниченными мобилизационными ресурсами и не может вести боевые действия в течение длительного периода времени.

По мнению китайских специалистов, основными направлениями дальнейшего развития вооруженных сил Израиля в соответствии с программами и планами развития являются: оптимизация численности и боевого состава ВС; совершенствование организационно-штатной структуры соединений и частей, дальнейшее улучшение их технической оснащенности и поиск оптимальных способов их боевого применения; повышение стратегической и тактической мобильности и возможностей оперативного реагирования; дальнейшая реорганизация органов военного управления; совершенствование системы управления войсками и штабами на основе автоматизации; совершенствование противоракетной обороны; дальнейшее наращивание материально-технической базы тыла и приведение ее в соответствие с потребностями войск и сил флота для ведения длительных боевых действий; заблаговременная подготовка районов боевых действий, транспортных коммуникаций, систем связи, повышение их оснащенности; изменение системы подготовки и использования резервного компонента, а также порядка прохождения службы личным составом ВС.

В направлении оптимизации численности ВС Израиля согласно  пятилетней программы «Гидеон» в перспективе предусматриваются сокращения военнослужащих контрактной службы, резервистов на 100 тыс. человек, срока срочной службы с одновременным увеличением количества ежегодных призывов в армию с трех до четырех, личного состава штабных и командных структур ВС Израиля, среднего возраста выхода на пенсию, численности небоевых подразделений (учебно-методические подразделения, воспитательные структуры, военный раввинат).

 

Численный состав вооруженных сил (тыс.чел.)

  2005 2010 2015 2019 2025 2035
 

 

Регулярные вооруженные силы 191,5 188,9 188,9 176,5 174 170
Сухопутные войска 150 145,4 145,4 133 130 126
Военно-воздушные силы 35 37 37 34 33 32
Военно-морские силы 6,5 6,5 6,5 9,5 11 12
Военизированные формирования     40 40 40 40

 

Ретроспективный анализ, современное состояние и прогноз численного состава вооруженных сил   Израиля в период до 2035 года (по данным издания «Бинци чжиши»)

 

Проведенный китайскими специалистами анализ численного состава Вооруженных сил Израиля с 2005 года по текущий год показывает, что их общая численность имеет тенденцию к сокращению и к 2019 году оно составило 15 тыс. человек (9%). Дальнейшее сокращение численного состава Вооруженных сил Израиля в прогнозируемый период будет связано с разработкой безэкипажных наземных машин, доведением экипажей основного боевого танка (ОБТ) до двух человек, принятием на вооружение робототехнических средств и автоматизированных комплексов навигации, целеуказания и управления, передачей функций по обслуживанию и ремонту транспортной и учебной техники в ведение гражданских компаний, подготовкой экипажей боевой техники на специальных тренажерах и симуляторах.

Численность ВМС за период 2005 -2015 годы оставалась неизменной, а к 2019 году возросла на 3 тыс. человек (около 30%). Это связано с планомерной реализацией военно-политическим руководством страны программы совершенствования корабельного состава национальных ВМС и оснащения флота новыми системами оружия и значительным расширением боевых возможностей израильского флота. В прогнозируемый период возможно незначительное увеличение численности ВМС Израиля.

В заключении необходимо отметить, что в соответствии с программой реформирования «Гидеон» также предусмотрено: омоложение среднего и высшего командного состава (средний возраст командиров батальонов не должен превышать 32 года, командиров бригад 40-42 года); передача функций финансового органа и педагогической службы гражданскому сектору; аннулирование должностей главного военного комиссара по делам резервистов и советника начальника Генерального штаба по делам женщин; вывод из-под армейской компетенции подразделений военной цензуры.

Генеральный штаб ВС Израиля приступил к подготовке нового плана развития ВС на период 2020-2025 гг., который должен быть утвержден правительством до конца текущего года с определением расходов на его выполнение.