- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии портовой инфраструктуры Бахрейна

Создание портовой инфраструктуры Бахрейна началось в 1930-х гг., что было связано с развитием нефтяной промышленности.

Первоначально мощности для обслуживания небольших судов были созданы в пригороде Манамы, а на острове Ситра сооружен нефтеналивной терминал и глубоководный порт. Сегодня он обслуживает экспорт нефти и продукции алюминиевой промышленности. Находится в собственности государства.

В 1954 году власти приступили к строительству первого современного порта Mina Salman, который введен в эксплуатацию в 1956 году. В 1962 завершено сооружение глубоководного пирса, способного обслужить до 6 судов одновременно. Порт превратился в логистический узел регионального значения, обслуживая маршруты в Саудовскую Аравию, Катар, Кувейт и Ирак. В 1979 году установлен контейнерный терминал. В 1970 – 1980-х гг. объемы спроса превышали предельные возможности порта, в связи с чем были расширены порт Ситра, а в 1990-х создан вспомогательный порт Muharraq. Однако коммерческий успех был обусловлен не столько географическим расположением Бахрейна или эффективностью работы логистической отрасли, сколько более слабым уровнем развития портовой инфраструктуры в соседних странах. Кроме того, аэропорт Манамы и авиакомпания Gulf Air в те годы были самыми крупными игроками на рынке воздушных перевозок аравийских монархий, что также способствовало спросу на услуги морского порта.  Сегодня ситуация изменилась, и многих этих преимуществ у Бахрейна уже нет.

Со временем привлекательность порта Mina Salman начала снижаться и по причине износа оборудования и относительно неудобного расположения вблизи жилой зоны. В 2000-х гг. правительство приняло решение инвестировать в новый порт Khalifa bin Salman port (KBSP). Он был запущен в эксплуатацию в 2009 году, в настоящее время является многоцелевым и основным портом Бахрейна. Оборудован контейнерным терминалом мощностью 1 млн TEU (имеются возможности расширения до 3 млн TEU), складскими мощностями, 4-мя кранами. Максимальная глубина – 15 метров. Среди основных преимуществ указывалось географическое расположение, а именно большая по сравнению с портами ОАЭ близость к транспортным узлам Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Катара и Ирана, а также возможность быстрого доступа к аэропорту Манамы (10 минут) и к Мосту имени короля Фахда (30 минут), соединяющему Бахрейн и Саудовскую Аравию. После открытия KBSP большая часть предприятий свернули деятельность в Mina Salman, который в настоящее время обслуживает потребности воинского контингента США, а также выполняет ряд вспомогательных услуг.

Генеральным подрядчиком, который обеспечивает эксплуатацию портовой инфраструктуры KBSP, является APM Terminal Bahrain (Голландия), которая в 2006 году заключила договор концессии с правительством королевства сроком на 25 лет. Владельцем последней являются датская группа Maersk (80 % акций), а также The Yusuf Bin Ahmed Kanoo Group (Бахрейн, 20 %). В декабре 2018 года APM Terminal Bahrain провела процедуру листинга на Бахрейнской фондовой бирже и распространила часть своих акций среди частных инвесторов. За несколько месяцев стоимость ценных бумаг продемонстрировала рост более чем в два раза. KBSP – единственный порт в Бахрейне, которым управляет APM Terminal.

В 2008 году рядом с KBSP создан логистический парк Bahrain logistics zone, предназначение которой – обслуживание процесса ввоза и вывоза товаров, а также реэкспорта. В целях стимулирования клиентам Bahrain logistic zone предоставляется возможность бесплатного хранения грузов на срок до 11 дней, а также ряд дополнительных льгот.

В течение последних 5 лет объемы контейнерных перевозок достигают значения 390 – 420 тыс. TEU, а грузов общего назначения от 800 тыс. до 1 млн тонн. Тенденции к увеличению или снижению не наблюдается. Реэкспорт в направлении саудовских портов непостоянный, а в направлении Кувейта и Ирака сделки носили разовый характер.

В целом результаты пока не оправдывают ожиданий, так как при запуске порта планировалось, что объемы грузовых перевозок будут увеличиваться на 10 % ежегодно. Фактическая загрузка KBSP не превышает 50 % его возможностей, хотя показатели прибыли и рентабельности APM Terminal Bahrain приемлемые. Портовая инфраструктура в состоянии удовлетворить внутренние потребности Бахрейна, однако потенциал страны в качестве «ворот ССАГПЗ» пока остается нереализованным. С учетом этого запуск новых проектов по расширению портовых мощностей маловероятен, хотя руководство транспортной индустрии и соответствующие ведомства ведут активную работу по привлечению новых клиентов в страну.