- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О подписании мирного соглашения между властями Судана и оппозиционными вооруженными группами

Окончательное мирное соглашение было подписано во вторник 24 декабря  в столице Южного Судана Джубе представителями центральных властей Судана и противостоящего им Революционного фронта Судана. Об этом сообщило суданское информационное издание «Аш-Шурук». Соглашение было подписано при посредничестве южносуданских властей по завершении третьего раунда переговоров, которые с 20 декабря вели в Джубе делегация из Хартума во главе с заместителем главы управляющего Суверенного совета Мухаммедом Хамданом Дагало (Хамидти) и генералом Ясиром аль-Аттой с одной стороны и лидеры РФС, представляющего собой коалицию оппозиционных Хартуму вооруженных группировок, — с другой. Переговоры затрагивали урегулирование по так называемому центральному направлению, то есть касались центрального района страны, включающего такие конфликтные регионы, как Голубой Нил и Дарфур. При этом, как было объявлено во вторник в Джубе, «переговоры по «восточному направлению»», связанному, в частности, с проблемой Южного Кордофана, отложены на три недели «для решения всех возникших разногласий». Окончательное мирное соглашение призвано положить конец многолетним конфликтам в Дарфуре, Южном Кордофане, штате Голубой Нил и других районах страны, унесшим жизни сотен тысяч человек и превратившим миллионы суданцев в беженцев. По данным ООН, только жертвами конфликта в Дарфуре стали 300 тыс. человек, более 2,5 млн стали вынужденными переселенцами.  В сентябре стороны выработали «дорожную карту» переговоров, первый раунд прошел 14 октября в Джубе при посредничестве южносуданских властей. 16 октября глава Суверенного совета Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан подписал указ о прекращении военных действий на всей территории страны. Кроме того, стороны договорились об освобождении военнопленных и заключенных, прекращении уголовного преследования активистов вооруженных группировок, отмене ранее вынесенных заочно в отношении их лидеров смертных приговоров, а также открытии гуманитарных коридоров для оказания помощи районам, пострадавшим от боевых действий. При этом отметим, что несколько групп из Дарфура не признают эту сделку  и настаивают на своем участии  в мирных переговорах, заявляя, что они представляют значительные  группы перемещенных лиц и беженцев, подчеркивая, что вооруженные группы, ведущие переговоры в Джубе, не представляют их.

В самом тексте соглашении говорится, что «оно направлено на вовлечение заинтересованных сторон в переговоры и предоставление им возможности изложить свои требования и чаяния». Оно также предусматривает, что их выбор основывается на инклюзивности, транспарентности и неполитизации. В соответствии с этим соглашением совместному комитету, состоящему из представителей правительства (8 членов) и оппозиции (16 членов), будет поручено осуществлять надзор за отбором представителей «из лагерей и поселений ВПЛ в Дарфуре». Консультативное совещание по вопросам ВПЛ должно состоятся в административной столице штат Южный Дарфур Эль-Фашере 10 января 2020 года. В консультационной конференции примут участие двести представителей, половина из которых-женщины. Делегаты ВПЛ, принимающие участие в этом совещании, выберут 25 женщин и 25 мужчин для поездки в Джубу для представления требований, согласованных на совещаниях в Эль-Фашере. В Джубе они должны выбрать 4 женщин и 4 мужчин в качестве наблюдателей на переговорах для пропаганды вопросов ВПЛ. Что касается беженцев, то 20 представителей суданских беженцев будут отобраны из Чада, ЦАР и Нигера для того, чтобы представлять эту категорию лиц на предстоящих переговорах с правительством. В том же  в Эль-Фашере затем состоится конференция, на которой соберутся 100 представителей традиционных лидеров местной администрации, 32 представителя групп гражданского общества, 28 представителей профессионалов и 40 представителей скотоводов и фермеров. Эта конференция должна отобрать 25 делегатов от местной администрации, 8 делегатов от гражданского общества и 10 делегатов от фермеров и скотоводов для участия в совещаниях в Джубе. Лидер РФС Хади Идрисс заявил, что это соглашение направлено на обеспечение «подлинного представительства» перемещенных лиц, беженцев и других заинтересованных сторон, затронутых вооруженным конфликтом в Дарфуре, чтобы выдвинуть свое видение и требования. «Вынужденные переселенцы и беженцы откажутся от мирного соглашения, если их представительство будет сфальсифицировано. Поэтому мы хотим, чтобы они пришли из лагерей и принесли с собой свои реальные проблемы и претензии», — сказал Хади. Кроме того, он сообщил, что делегация представителей РФС в совместном подготовительном комитете прибыла в Хартум во вторник 24 декабря, а затем переехала в Эль-Фашер для организации согласованных встреч. Хади также высоко оценил дух сотрудничества, продемонстрированный ЮНАМИД, добавив, что они будут покрывать все расходы операции, включая конференции и передачу представителей заинтересованных сторон. «Это реальная поддержка мирного процесса в Дарфуре», — сказал он.

В этой связи отметим, что во время  второго раунда переговоров в Джубе не было решено несколько принципиальных вопросов, и это обстоятельство касается не только отсутствия в переговорном процессе ряда дарфурских групп. Речь идет об отказе учитывать  требования  основной оппозиционной группы в штатах Южный Кардофан и Голубой Нил СНОД-С во главе с Абдель Азизом аль-Хилу о создании светского государства, что должно  соответствовать конституционному документу. Правительственная делегация, ведущая переговоры  с СНОД-С  при этом  отказалась включить вопрос об отношениях между государством и религией в текущие мирные переговоры, заявив, что джубский процесс направлен прежде всего на прекращение войны. В этой связи надо отметить, что Хартум в данном случае поддерживает основная движущая сила оппозиции, которая оформилась в рамках последних по времени  демонстраций, которые привели к падению режима Омара аль-Башира, в лице  «Альянса сил за свободу и перемены» (FFC). Член его исполнительного совета  Сиддиг Юсеф заявил в воскресенье 22 декабря, что политическая программа правящей коалиции основана на принципе светского государства. «То, что представил аль-Хилу, полностью совместимо с конституционным документом», — сказал Юсеф, прежде чем добавить: «так что никаких разногласий по этому вопросу нет»». Два года назад СНОД-С раскололась из-за включения права на самоопределение в качестве альтернативы отказу бывшего исламистского режима от светского государства. Для группы аль-Хилу, которая проводит отдельные переговоры с переходным правительством светского государства, ключевым требованием является прекращение маргинализации немусульман в Судане. В пятницу 20 декабря  правительственная переговорная группа пригласила министра юстиции Насра ад-Дина Абдель-Бари принять участие во встрече с СНОД-С аль-Хилу, чтобы рассказать о проводимых реформах и подготовке к конституционной конференции в попытке убедить их в намерениях правительства в этом отношении. В своих заявлениях для прессы после встречи в Джубе Абдель-Бари признался, что на этой встрече не удалось договориться о взаимоотношениях между религией и государством. «У каждой стороны свое видение», — сказал он. Напомним, что противостоявшие много лет режиму Омара аль-Башира вооруженные группировки объединились в Революционный фронт Судана в 2011 году. После отстранения О.аль-Башира от власти  военными в апреле этого года, вооруженная оппозиция выразила желание присоединиться к политическим процессам в Судане.

Это не единственный момент разногласий. Усама Саид, глава оппозиционной партии «Беджа» и представитель РФС в среду 25 декабря  заявил, что силы, принадлежащие к прежнему режиму, пытались использовать недавние межобщинные конфликты в Восточном Судане для формирования повестки дня  в последних по времени  мирных переговорах. В столице штата Красного моря Порт-Судане в течение последних шести месяцев произошла серия кровавых межплеменных столкновений между племенами Бени-Амер, Нуба, Хадандава и Аламрар. В своих выступлениях  Усама обвинил бывшего помощника президента Мусу Мухаммеда Ахмеда в попытке использовать эти события для своего продвижения и восстановления влияния в регионе, несмотря на его участие в свергнутом режиме и неспособность решить проблемы региона. Он сообщил, что Муса Мухаммед Ахмед прибыл в Джубу с делегацией руководителей местной администрации в Восточном Судане, требуя приостановить переговоры для  определения претензий региона и избрания переговорной делегации.  В этой связи бывший помощник президента «направил письма Суверенному совету, южносуданским посредникам и руководству Эритреи с просьбой поручить ему вести переговоры по Восточному Судану и перенести место проведения этого процесса в Асмэру (руководство Эритреи такую просьбу отвергло). Муса Мухаммед Ахмед был лидером Восточного фронта, который в мае 2006 года подписал мирное соглашение с правительством Омара аль-Башира. С тех пор он занимал пост помощника президента Судана вплоть до падения режима О.аль-Башира в апреле 2019 года. Представитель РФС также сообщил, что глава правительственной переговорной делегации Мухаммед Хамдан Дагло (Хемидти) внес свой вклад в то, чтобы убедить традиционных лидеров местной администрации прийти к компромиссу и отказаться от позиции Мусы Мухаммеда Ахмеда, который пытался включить племенные разногласия в повестку переговоров в Джубе. Усама добавил, что они договорились с суданским правительством возобновить переговоры в Джубе по окончании консультативной конференции. Он далее подчеркнул, что не будет избрания новой делегации на переговорах и что соглашение 2006 года не будет положено в основу переговоров по восточному Судану.

Отметим также, что параллельно с достижением соглашения с оппозиционными группировками Хартум  началось расследование военных преступлений и зверств, совершенных бывшим режимом в регионе Дарфур, о чем сообщил генеральный прокурор Судана  Тадж аль-Хайбер в воскресенье 22 декабря. Он сделал свои заявления в аэропорту Хартума после возвращения из Абу-Даби после участия в антикоррупционной конференции, из которых следует, что судебные разбирательства будут направлены против более чем 51 деятеля свергнутого режима, связанного с военными преступлениями в регионе Дарфур. Он добавил, что государственное обвинение подало жалобу на бывшего президента Омара аль-Башира, бывшего министра обороны Абдель-Рахима Мухамеда Хусейна, командира ополчения Али Кушайба (местонахождение неизвестно) и более 50 других бывших должностных лиц или лидеров ополчения, участвовавших в операциях по борьбе с повстанцами в западном Судане. Все трое обвиняются Международным уголовным судом (МУС) в военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде. Он подчеркнул, что еще одному бывшему чиновнику, разыскиваемому МУС Ахмеду Гаруну (бывший губернатор штат Южный Кардофан), предъявлены три «серьезных обвинения», и в настоящее время он находится под следствием. «Если мы не сможем добиться справедливости для наших людей здесь, они имеют право требовать, чтобы правосудие было совершено там, где они захотят. Мы обязаны выполнить их требования», — сказал он. Отметим, что сам О.аль-Башир 14 декабря он был приговорен к двум годам лишения свободы в исправительном учреждении по обвинению в коррупции и незаконном хранении твердой валюты. Генеральный прокурор также сообщил, что они выдали ордер Интерпола на арест бывшего главы суданской спецслужбы Салаха Гоша, заявив, что ему предъявлены 4 обвинения. Гош сыграл ключевую роль в том, чтобы убедить армейских генералов-членов Совета национальной безопасности свергнуть О.аль-Башира, и при этом жестко разогнать тысячи протестующих у штаб-квартиры армии. Тадж аль-Хайбер также сообщил,  что следственные органы продолжают расследование в отношении финансирования структурами бывшего президента исламистских структур. «Мы начали расследование о получении денег Абдель-Хаем Юсефом, радикальным исламистом, который поддерживал Башира, Международным университетом Африки и другими структурами прежнего режима», — сказал он.