- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ специалистами Наньянского технологического университета экспозиции, стендов и образцов международной выставки Dubai Airshow-2019 в ОАЭ. Часть 2

Специалисты Наньянского технологического университета (НТУ) (Сингапур) в специальном выпуске издания «Наука и технологии» провели анализ экспозиции, стендов и образцов международной выстави Dubai Airshow-2019, прошедшей в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Не обошли они вниманием и пилотажную группу ОАЭ, выступавшую в рамках авиашоу. Известно, что в пилотажную группу ВВС ОАЭ в течение 2019 года поступили самолёты М-339 купленные в Нигерии, и часть из них уже участвовала в демонстрационных полётах на выставке. Соответственно, потребность замены М-339 пилотажной группы ВВС ОАЭ по мере отработки ими календарного срока службы появится не ранее 2025 года. С учётом сроков освоения нового типа самолётов и включения их в показательные полёты пилотажной группы ВВС ОАЭ (порядка календарного года) потребность поставки акробатических самолётов типа Як-130 возникает только в 2024 году. По имеющейся информации сингапурских исследователей НТУ досрочная смена типа акробатического самолёта в пилотажной группе ВВС ОАЭ не рассматривается. Поэтому планировавшаяся ранее поставка 12 самолётов Як-130 в акробатическом оснащении по ТЗ заказчика ранее 2024 года — маловероятна. Соответственно, маловероятной становится и реализация увязанной с ними сделки на поставку 24 самолётов Як-130. При этом следует учитывать, что:

– китайская корпорация АVIС объявила о готовности поставить пилотажной группе ВВС ОАЭ свои самолёты L-15AFT (в акробатическом, учебно-боевом и ударном вариантах) в течение двух лет с даты подписания контракта;

– компания Boeing начала активное предложения странам региона своего нового учебно-тренировочного самолёта Т-7А ранее победившего в конкурсе МО США по проекту Т-Х. Это практически автоматически делает Т-7 А основным претендентом на возможную замену порядка 126 устаревших учебно-боевых самолетов (УБС) HAWK британского производства, находящихся на вооружении в пяти из шести стран регионального военно-политического блока (в ОАЭ -31 самолёт со средним календарным сроком службы (КСС) 30 лет, а в Саудовской Аравии 64 самолёта со средним КСС в 20 лет). Сингапурские эксперты отмечают, что часть стенда компании Boeing на выставке была акцентирована под Т-7А, а сам самолёт подавался под собственным символичным названием Т-7А RED HAWK («Красный ястреб»). Также сильной стороной самолёта Т-7А по мнению региональных специалистов, отличающей его от всех других проектов, является факт того, что он как самолёт спроектирован не только полностью по «безбумажной» технологии, но и формировался как системный проект под идею оптимизации затрат на эксплуатацию парка. Проект самолёта Т-7А предполагает использование принципов PBL (Performance Based Logistics) с этапа начала постановки общих задач и в ходе проектирования;

– компания Leonardo SPA по-прежнему предлагает варианты поставки в ВВС ОАЭ и в страны региона своих самолётов М-345/346 с предложением задействования в сделке своего совместного предприятия с компанией Tawazun. Самолёт М-345 с вариантами его оснащения авиационными средствами поражения демонстрировался на натурной экспозиции выставки.

Как отмечают специалисты НТУ, основой национальной экспозиции ОАЭ на выставке следует считать стенд компании EDGE, которая в последующем должна объединить основные производственные аэрокосмические активы в стране. Стенд EDGE (как холдинговой компании) и её дочерних компаний преимущественно был направлен на представление национальных возможностей по разработке и производству оптико-электронных средств, авиационных и радиоэлектронных компонентов, авиационных средств поражения. В качестве одного из важных проектов может рассматриваться возможность размещения на китайских и российских истребителях управляемых планируемых авиационных бомб Мк.81 и Мк.82 серий Block 1, а также запускаемых в производство боеприпасов серии  Block 2, выпускаемых компанией Al-Tariq (совместное предприятие EDGE DEFENCE (ОАЭ) и Denel (ЮАР)). В настоящее время подобные работы ведутся по самолётам Mirage 2000 и F-16, входящим в состав ВВС ОАЭ. Кроме того, по мере расширения производства авиационных бомб Мк.81 и Мк.82 они могут быть предложены к размещению на авиационной технике, состоящей на вооружении стран- партнёров «Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива». К числу этих стран, развитие ВВС которых финансируется в том числе за счёт средств поддержки со стороны Саудовской Аравии и ОАЭ относится и Египет.

Кроме того, перспективным, для ОАЭ в период до 2030 года является формирование школ инженерных кадров. Одним из таких учебных заведений является HIGHER COLLEGES OF TECHNOLOGY, реализующего масштабную программу ACCELERATOR 2.0. Специалисты НТУ отмечают, что в этой связи на фоне состоявшегося недавно при личном участии президента РФ В.В.Путина первого полёта в космос подданного ОАЭ представляется возможным рассмотреть варианты совместных проектов между HIGHER COLLEGES OF TECHNOLOGY и Московским авиационным институтом. Подобное «мягкое» и поэтапное вхождение предприятий российского ВПК в аэрокосмические проекты ОАЭ, как представляется, позволит сформировать в стране положительное представление о сотрудничестве с РФ и последовательно двигаться для достижения коммерческих целей по принципу «от простого к сложному» и без значительных финансовых затрат на начальном этапе.

Значительное внимание руководство ОАЭ уделяет привлечению в страну связанных инвестиций и технологий. В настоящее время запущена масштабная программа Dubai South («Южный Дубай») по созданию в эмирате экосистемы способной на базе удобного географического положения и налоговых преференций объединить в единый финансово-промышленный «узел» три направления:

– морские перевозки и перевалку грузов;

– воздушные перевозки и развитие аэрокосмической промышленности и образования;

– максимальное удобство ведения бизнеса.

Одной из ключевых составляющих этой программы выступает проект создания MOHAMMAD BIN RASHID AEROSPACE HUB (MBR Aerospace Hub) в форме авиационного кластера на территории вокруг второго действующего аэропорта AI Maktoum International Airport. Было заявлено, что иностранные компании становясь резидентом данной открытой экономической зоны и определённом объёме инвестиций в бизнес на территории кластера смогут оставить за собой до 100% владения уставным капиталом, а также получат участки для промышленного строительства (включая логистические склады) и доступ к финансовой инфраструктуре ОАЭ.

В заключение хотелось бы отметить, что в рамках восьми ключевых направлений Dubai South в настоящее время основные достижения (активное строительство) сфокусированы на двух: EXPO 2020 District и Logistic District – выставки предприятий по производству компонентов, материально-техническому обеспечению и логистической поддержке. Направление MBR Aerospace Hub и связанная с ним модернизация аэропорта Al Maktoum International Airport проработано на уровне концепции и генерального плана освоения выделенных территорий. Партнёрами проекта в настоящее время уже являются национальная Группа Emirates, американские Boeing и GE Aviation, Lufthansa Technik Middle East (Германия/ОАЭ), а также University of South Wales из Великобритании.