- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О текущей политической и экономической ситуации в Судане

Премьер-министр Абдалла Хамдок подчеркнул 25 декабря, что суданская революция является результатом союза между гражданскими и военными и призвал сохранить это национальное единство и работать вместе, чтобы заложить основы демократического режима в стране. Хамдок сделал свой призыв во время выступления перед суданским народом во время празднования в Зале Дружбы в Хартуме первой годовщины революции, которая свергла режим Омара аль-Башира в апреле прошлого года. На мероприятии присутствовали лидеры входящей в правительственную коалицию «Сил за свободу и перемены» (FFC), члены кабинета министров и значительного количества населения, которые неоднократно прерывали его скандированием лозунгов поддержки революции. В своем выступлении он подчеркнул важность реформ, осуществленных его правительством в течение последних трех месяцев для решения внутренних проблем, стоящих перед страной. Он также рассказал об усилиях правительства по достижению справедливости, подчеркнув, что не существует рецепта для убийства гражданских лиц, земельных преступлений и геноцида. Он также заявил, что правительство намерено привлечь к ответственности виновных в нападении на демократическую сидячую забастовку и привлечь к ответственности всех тех, кто убил мирных жителей. «Мы обеспечим, чтобы все преступники, которые санкционировали убийство молодых женщин и мужчин, были преданы суду и восстановили достоинство семей жертв», — добавил он. Представитель FFC Исмаил Алтай в своем выступлении призвал привлечь к ответственности всех, кто причастен к преступлениям, совершенным против протестующих у здания штаба армии 3 июня 2019 года. Военное руководство и военный компонент переходного правительства не принимали участия в этом мероприятии. Однако Хамдок всячески стремился подчеркнуть их роль в крахе прежнего режима, когда они решили свергнуть его и арестовать его и его главных помощников или политических союзников 11 апреля после более чем четырехмесячных протестов в стране. В этой связи он заявил,  что суданская революция является «моделью национального консенсуса» и является продуктом широкого национального союза, в котором женщины и молодежь играют «супергероическую роль». «Суданская модель основана на партнерстве между гражданскими и военными для построения демократического государства и верховенства права. В этот важный исторический момент мы хотели бы воздать должное роли всех регулярных сил в защите демократии, поскольку они ранее встали на сторону революционного выбора нашего народа. Процесс демократизации сопровождается многими вызовами и серьезными сложностями, требующими сохранения этого национального единства, которое стало причиной успеха нашей славной революции», — заключил он. Военные говорят, что их роль будет ограничена защитой страны и содействием достижению мира в Судане.

В этой связи отметим, что вопрос о военном участии в переходном правительстве является одним из главных препятствий, мешающих нормализации отношений с Соединенными Штатами и исключению Судана из списка государств-спонсоров терроризма. Как сообщается, суданскому премьер-министру удалось убедить Вашингтон в том, что поддержка международным сообществом возглавляемого им гражданского правительства имеет решающее значение для обеспечения нейтралитета военного компонента в течение трехлетнего переходного периода.  В этом есть большие сомнения. Еще в ноябре Хартум получил от Вашингтона в этом довольно циничный отказ. Глава Переходного суверенного совета Абдель Фаттах аль-Бурхан заявил 25 ноября, что позиция Вашингтона по исключению его страны из списка государств-спонсоров терроризма (SST) разочаровала суданский народ. День за днем вопрос о SST, который препятствует любой международной поддержке обнищавшей страны, несмотря на отстранение О.аль-Башира, продолжает «преследовать суданцев на всех уровнях и вызывает негодование». Выступая в часовом интервью на телеканале Aljazeera TV, А.Ф.аль-Бурхан сказал, что они подняли вопрос об отмене SST с американскими официальными лицами, и каждый раз американцы указывают на правила, регулирующие процесс отмены SST, и говорят, что должны его соблюдать. «»Но, это правда, этот вопрос расстроил суданский народ из-за отсутствия причин для введения этих санкций», — сказал он, намекая на устранение режима О.аль-Башира.

В этой связи надо подчеркнуть, что, как и до революции, экономика Судана все еще находится в состоянии депрессии. Располагаемый доход сократился, и суданский фунт теряет позиции по отношению к доллару (1 доллар стоит 85 фунтов на черном рынке), несмотря на задекларированные правительством столь многообещающие меры по стабилизации валютного рынка, которые не принесли результатов. В настоящее время Судан импортирует более 3000 товаров, используя в основном американские доллары, полученные на черном рынке, а Центральный банк Судана просто не в состоянии обеспечить достаточные резервы сильных мировых  валют для удовлетворения потребностей импортеров. Министр финансов Ибрагим аль-Бадави признал, что правительство может «лишь замазать трещины, когда на самом деле все здание нуждается в восстановлении». Таким образом, обсуждаемый в настоящее время бюджет на 2020 год покажет, в каком конкретно направлении правительство премьер-министра Абдаллы Хамдока намерено действовать. Центральным ориентиром является ежегодный доход на одного жителя, который, согласно данным Международного валютного фонда, на сегодня составляет 720 долларов Судебное преследование лиц, ответственных за незаконное присвоение значительных сумм, таких как свергнутый президент Омар аль-Башир, может быть первым шагом, но Хамдок сделал общую детоксикацию делового климата своим приоритетом. Хартум также надеется, что американские санкции будут сняты в середине 2020 года, что даст Судану доступ к международной финансовой системе.