- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов значения вооруженных конфликтов в Сирии и Ливии для оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил Турецкой Республики

Как отмечают обозреватели китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий к настоящему моменту турецкие военные принимают участие, как в операции на территории сопредельной Сирийской Арабской Республики, так и действуют в Ливии. Подобный «разрыв на два фронта» может очень плохо сказаться на внутренней социально-политической ситуации в самой Турции, поскольку опыт подобного «военно-политического» раздвоения на примере Германии показывает всю опасность такого поведения руководства государства.

Значение сирийского вооруженного конфликта

Китайские специалисты пристально наблюдают за результативностью действий турецких военных в Сирийской Арабской Республике, начиная с начала операции «Щит Евфрата».  Благодаря источникам среди курдских отрядов самообороны китайским специалистам стали известны проблемные моменты турецких группировок войск, как в организационном, так и в техническом аспектах.

Недостаточная квалификация офицерского звена Вооруженных Сил Турецкой Республики привела к потерям в личном составе среди мотострелковых,  танковых, артиллерийских и даже авиационных подразделений.  Как известно курдские отряды неоднократно и вполне успешно уничтожали легкие и средние взрывостойкие бронемашины, бронетранспортеры,  а также основные боевые танки М60Т или М60А3 и «Леопард 2А4», при том условии, что часть этих ОБТ была оснащена комплектами динамической защиты. «Жертвами» курдских истребителей танков становились даже САУ Т-155 «Фиртина».

Китайские специалисты тщательно изучили все случаи потерь бронетехники и смогли оценить потери среди экипажей. Практика сирийской операции ВС ТР показывает, что ее современная бронетехника не обеспечивает адекватную защиту от простейших противотанковых средств – РПГ или ПТУР второго поколения.

Справедливости ради китайские специалисты отмечают, что курдские отряды аккумулировали значительный запас противотанковых средств, а кроме того они использовали преимущество в знании местности. Наилучшие  результаты были достигнуты именно при применении засадной тактики – скоординированный обстрел колонны бронетехники с нескольких сторон. Традиционно турецкие военные предпочитали отступать и бросать технику, военное имущество, а также убитых и раненых на поле боя.

Кроме того, подразделения армейской авиации ВС ТР в рамках сирийского вооруженного конфликта потеряли несколько транспортных вертолетов S-70, сборка которых осуществляется по лицензии американской компании в Турции.  За прошедшие годы участия в вооруженном конфликте турецкие военные потеряли два легких ударных вертолета Т-129 «Атак», однако предпочитают замалчивать эту информацию, поскольку она наносит ущерб репутации национального оборонно-промышленного комплекса.

Китайские специалисты обращают внимание, что наибольшего успеха турецкие военные добились в вопросах применения систем и комплексов радиоэлектронной борьбы – активно маскируют собственные действия и подавляют работу систем связи курдских формирований и подразделений ВС САР в провинции Идлиб.

Благодаря сирийскому вооруженному конфликту подразделения беспилотной авиации ВС ТР получили бесценный опыт реального применения разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые на систематической основе выполняют полеты в воздушном пространстве сопредельного государства, ведут сбор информации, наносят ракетные удары по выявленным целям. Следует отметить, что сирийские военные и курдские отряды достаточно эффективно используют переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) китайского производства разных моделей, которые позволяют гарантированно поражать БПЛА ВС ТР.

Китайские аналитики отмечают высокую эффективность самоходных зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1», которые стоят на вооружении, как подразделений ПВО Сирии, так и находятся в распоряжении российских военных, которые прикрывают авиационные базы и некоторые другие опорные пункты. В интересах китайских оружейников осуществляется сбор данных об эффективном применении ЗРПК «Панцирь-С1»  в сирийском конфликте.

Именно благодаря такой работе было установлено, что к настоящему моменту только ВВС Армии Обороны Израиля смогли выработать тактику борьбы с этим вооружение ПВО, которая основана на применении противорадиолокационных ракет. Отчасти успешность израильских военных основана на ограниченном боекомплекте ЗРПК и на недостаточной оснащенности подразделений ПВО и РТВ Сирии.

В дополнение к вышесказанному отметим, что по данным китайских источников, сирийский вооруженный конфликт привел к появлению нескольких частных военных компаний в Турции, подразделения которых действуют на подконтрольных территориях в Сирии. При необходимости официальная Анкара может перебросить эти отряды (средняя численность от 60 до 100 человек) в любую другую точку ближневосточного региона.

 

Значение ливийского вооруженного конфликта

Обозреватели китайских специализированных изданий также пристально наблюдают за развитием ситуации в Ливии, поскольку спровоцированный внутренний вооруженный конфликт привел к значительным финансовым потерям для китайских компаний и корпораций, которые на протяжении нескольких десятилетий постепенно внедрялись на ливийский рынок. Китайские специалисты в своих оценках опираются на данные поступающие от источников, находящихся как в самой Ливии, так и в сопредельных государствах, что позволяет собирать, проверять и перепроверять информацию в оперативном порядке.

Определенная часть информации поступает от источников, находящихся в Италии и Франции, поскольку СМИ этих стран периодически публикуют интересующую информацию об участии национальных ВС в специальных операциях, проводимых на территории Ливии. Именно с опорой на радиоэлектронную разведку, а именно благодаря анализу данных в различных социальных сетях китайские специалисты достаточно своевременно получают фото и видеоматериалы, подтверждающие появление тех или иных иностранных военных, военной техники в Ливии.

С середины осени 2019 г. китайские специалисты «опекают» процесс поставок вооружений и военной техники из Турции в Ливию, которую обеспечивают гражданские транспортные суда класса «Ро-Ро» с припиской в порту Стамбул – т.е. турецкая сторона не обеспокоена вопросом секретности или скрытности. Данные суда позволяют доставлять практически любую колесную и гусеничную бронетехнику, а при наличии угрозы перехвата или потопления ВМС Турции готовы выделить надводные корабли, которые обеспечат прикрытие и защиту.

В рамках вооруженного конфликта в Ливии предприятия оборонно-промышленного комплекса Турции получили возможность протестировать, как наземную технику, так и некоторые модели БПЛА и боеприпасов к ним. Достоверно известно, что отличные отзывы получены на мобильную лазерную систему ПВО, которая позволила турецким специалистам сбить один БПЛА «Птеродактиль-1», который  ВВС ОАЭ направили в Ливию в рамках соглашения о военной помощи Ливийской Национальной Армии Халифа Хафтара.

Китайские специалисты отмечают, что двойственное поведение Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в отношении Сирии и откровенная интервенция в ливийскую ситуацию создает определенные трудности для официальной Москвы, поскольку ранее были достигнуты определенные договоренности, как по сирийской ситуации, так и по российско-турецким проектам. В современной ситуации, официальная Анкара, фактически бросает вызов Москве, поскольку входит в откровенную конфронтацию с Х.Хафтаром, которого поддерживает военно-политическое руководство РФ.