- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Начальник Генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави выступил в Междисциплинарном центре Герцлия

Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Авив Кохави 25 декабря с.г. впервые (с тех пор, как он занял этот пост в январе прошлого года), выступил с часовой речью, в которой описал ситуацию с национальной безопасностью Израиля и состояние израильской армии. Выступление было сделано на конференции в Междисциплинарном центре Герцлия (IDC Herzliya), посвященной бывшему начальнику генштаба ЦАХАЛа генерал-лейтенанту Амнону Липкину-Шахаку. Юридическая школа Радзинера в IDC Herzliya совместно с Институтом демократии Израиля и Колледжем национальной безопасности ежегодно проводят конференцию в честь этого военачальника, депутата Кнессета и министра транспорта и туризма Израиля.

А.Кохави посетовал, что Израиль одинок в борьбе против Ирана и его союзников на Ближнем Востоке, поскольку Исламская Республика Иран проявляет в регионе все большую агрессию. «Было бы лучше, если бы мы не были единственными, кто им отвечает [в военном отношении]», – сказал А.Кохави, очевидно критикуя Соединенные Штаты и страны Персидского залива, которые также видят в Иране главного противника[i] [1].

Израильский военачальник сказал, что ЦАХАЛ действует по всему региону – открыто, завуалированно и негласно – чтобы сорвать планы Ирана и подконтрольных ему сил «даже под угрозой войны».

Он также дал мрачное предупреждение израильтянам, что следующая война, когда она начнется, сильно ударит по тылу. «Необходимо понять и признать, что в следующей войне – будь то на севере или против ХАМАСа – наш тыл подвергнется мощному обстрелу. Я смотрю людям в глаза и говорю, что будет шквальный огонь. Мы должны признать это, и мы должны подготовиться к этому… Мы должны подготовиться к этому в военном отношении; государственным деятелям также необходимо подготовиться к этому; и мы должны быть к этому готовы морально».

«В последние годы Иран изменил свою политику и стал более активным», – сказал А.Кохави, отметив нападения в последние месяцы на нефтяные объекты в странах Персидского залива. Однако, «нет ответа, нет возмездия, нет репрессий [против Ирана]», – посетовал он.

А.Кохави также рассмотрел ситуацию в секторе Газа, где Израиль при содействии Египта пытается договориться о долгосрочном прекращении огня с фактическими правителями анклава с 2007 года – «Исламским движением сопротивления» (ХАМАСом). «Мы позволим оказать гражданскую помощь в обмен на существенное улучшение ситуации с безопасностью в Газе. Это не моя политика, а политика правительства», – отметил А.Кохави.

По его слова, двухдневная битва в прошлом месяце между ЦАХАЛом и «Палестинским исламским джихадом», второй наиболее влиятельной группировкой, действующей в секторе Газа, сделала такое прекращение огня более вероятным. В отличие от предыдущих операций в Секторе, Израиль не атаковал объекты ХАМАСа, а направил свои удары почти исключительно на «Палестинский исламский джихад», который Израиль «хотел вернуть на место, чего ХАМАС бы не сделал, поэтому заняться этим пришлось нам», – сказал А.Кохави.

«ХАМАС снова диктует повестку дня – даже если здесь или там есть ракета или минометы, чего мы не допустим», – сказал он, ссылаясь на недавние атаки из сектора Газа, что было рук дела более радикальных военизированных группировок, но не ХАМАСа.

А.Кохави добавил, что Израиль готов пойти на войну, если потребуется, чтобы восстановить спокойствие в секторе Газа. «Война всегда является последним вариантом, но в тех случаях, когда все другие варианты исчерпаны, война – это решение», – сказал он.

Обращаясь к Ирану, А.Кохави отметил, что иранцы работают над созданием передовых оперативных баз по всему региону, с которых они смогут совершать нападения на Израиль с помощью экспедиционных сил спецподразделения «Аль-Кудс», входящих в состав Корпуса стражей исламской революции (КСИР), или отдавать соответствующие приказы подконтрольным им силам в регионе, в частности, проиранской ливанской шиитской организации «Хизбалла». «Мы не позволим Ирану установить военное присутствие в [Сирии] или даже в Ираке», – сказал израильский военачальник.

А.Кохави упомянул об усилиях Ирана и «Хизбаллы» по разработке высокоточных управляемых ракет. Эти угрозы израильские чиновники обычно ставят на второе место после приобретения Ираном ядерного оружия. Для них это та проблема, для решения которой ЦАХАЛ может рискнуть, понимая, что в результате начнется война. «Мы не позволим нашим врагам приобретать высокоточное оружие», – заверил он.

По словам А.Кохави, одной из определяющих характеристик нынешней ситуации с национальной безопасностью в Израиле является то, что растет не только число арен, на которых еврейское государство сталкивается с угрозами, но и количество угроз на каждой из этих арен. «В Сирии [в дополнение к сирийским военным] есть «Хизбалла» и силы «Аль-Кудс». В Газе [помимо ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада»] есть силы, подконтрольные иранцам», – сказал он. Израильский военачальник отметил, что Ирак, где Иран контролирует большое количество шиитских ополченцев, также все больше беспокоит Израиль. А.Кохави добавил, что сам Иран также стал прямой и первоочередной военной угрозой Израилю, тогда как в прошлом он «возвращался за горы, работая над ядерной программой». По его словам, «Иран продолжает разрабатывать ракеты, способные достичь израильской территории. Это то, что летит, не попадая в зону радарного обнаружения».

Он также остановился на недавних нарушениях Ираном ядерной сделки (Совместного всеобъемлющего плана действий, СВПД) от 2015 года. В результате иранцы удвоили количество и уровень обогащенного урана по сравнению с параметрами, утвержденными в соглашении. А.Кохави сказал, что эти действия в настоящее время являются частью усилий по оказанию давления на США и европейцев в рамках переговоров, а не фактической разработкой ядерного оружия, однако это в конечном итоге изменится. «Иран делает это в рамках стратегического диалога с США. Но в какой-то момент он из него выйдет и превратится в реальную угрозу», – сказал он.

В своем выступлении А.Кохави отметил, что не видит войны в ближайшем будущем. Это связано с тем, что  Израиль осуществляет эффективное сдерживание. Однако он ясно дал понять, что следующая война, с которой столкнется еврейское государство – будь то против «Хизбаллы» на севере или ХАМАСа на юге – будет сложнее и с катастрофическими последствиями, по сравнению с теми, что были в прошлом, «из-за совершенствования технических возможностей террористических групп». По его словам, «Что касается ракет, то их количество, дальность полета, размер боеголовок и точность возросли».

А.Кохави заверил, что в ЦАХАЛе, конечно же, знают о вызовах, готовятся им противостоять и работают над дальнейшим совершенствованием обороны, но предупредил, что, несмотря на это, угрозы тылу Израиля остаются. «Мы должны к этому подготовиться», – сказал израильский генерал.

«Вы не можете вести войну без жертв. Я не могу обещать вам краткосрочную войну. Я сделаю все возможное, чтобы ее сократить, но в течение этого времени будет нанесен удар по тылу», – сказал А.Кохави. «Нам потребуется запас прочности в тылу». Он отметил, что после Второй ливанской войны 2006 года «Хизбалла» также старалась улучшить свои возможности, ставя ее в один ряд с некоторыми национальными армиями. ««Хизбалла» не просто бегает с автоматами Калашникова и противотанковыми ракетами. У них есть зенитное оружие и ассортимент устройств для подавления», – сказал он, имея в виду возможности радиоэлектронной борьбы.

При этом А.Кохави не верит, что Иран или подконтрольные ему силы неизбежно начнут войну против Израиля. По его словам, «в настоящее время никто из наших врагов не хочет войны».

В последние годы в адрес израильских сил обороны и в отношении стратегии безопасности регулярно звучат критические замечания, связанные с реакцией военных на насилие в секторе Газа.

А.Кохави отверг часть этой критики, заявив, что силы ЦАХАЛа эффективно блокировали большую часть атак из сектора Газа, и что проблема была не в безопасности, а в «чувстве безопасности» жителей приграничных с Газой районов. Оговариваясь, что чувство безопасности не является чем-то неважным, просто это менее важно, чем фактическая безопасность. По его словам, «каждый раз, когда среди ночи раздается сирена, которая прерывает вечеринку или субботний ужин, люди говорят, что нет безопасности». «Я различаю безопасность и чувство безопасности. Безопасность предшествует чувству безопасности. Но мы должны дать людям чувство безопасности», – сказал начальник Генштаба ЦАХАЛа.

А.Кохави выразил надежду, что в ближайшее время будет подписано долгосрочное соглашение о прекращении огня с ХАМАСом, но при этом заявил, что Израиль не будет воздерживаться от военной операции в случае необходимости.

По словам израильского военачальника, он понимает, что это будет означать боевые действия в очень сложных городских условиях, где ХАМАС создал много военных объектов, полагая, что Израиль будет более осторожным и нерешительным в таком густонаселенном месте. «Враг решил обосноваться в городской среде, но мы ответим решительно», – заявил он. «Мы предупредим мирных жителей, проживающих в тех районах, и дадим им время на эвакуацию». При этом ЦАХАЛ не будут воздерживаться от ударов по гражданской инфраструктуре, используемой военизированными группировками для нападения на Израиль. «Мы ударим по инфраструктуре страны, которая позволяет это, по газу, топливу и дорогам. Страны, которые разрешают или поощряют деятельность террористических групп на своих границах, должны знать, что они будут нести ответственность», – сказал он, обозначив сектор Газа (ХАМАС), Ливан и Сирию.

Начальник Генштаба ЦАХАЛа упомянул инцидент во время атак по сектору Газа в прошлом месяце, в котором «было убито много мирных жителей» в результате того, что израильские военные нанесли удар по дому палестинской семьи по ошибке, не правильно определив жилой дом как военный объект «Палестинского исламского джихада». Он признал, что в данном случае военные ошиблись при определении цели. По его словам, в ЦАХАЛе «расследовали это десятки часов, десятки часов. Уроки были извлечены».

А.Кохави также рассказал о подготовке военных к будущему в рамках предложенного им многолетнего плана, известного как Momentum на английском языке или «Тенуфа» на иврите, что на русский можно перевести как «Темп продвижения». По его словам, усилия по развертыванию этого плана блокируются текущим политическим тупиком в стране, который препятствует принятию необходимого бюджета.

А.Кохави сказал, что новое оборонительное ограждение и подземный защитный барьер, сооружаемый вокруг сектора Газа для того, чтобы помешать созданию подземных тоннелей и осуществлению наземного проникновения из анклава в Израиль, близится к завершению. «К лету 2020 года барьер будет завершен», – сказал он, и добавил, что также проводятся работы вдоль северной границы и в пределах Западного берега р. Иордан в целях предотвращения террористических атак.

Как отметил А.Кохави, одним из самых важных уроков, извлеченных ЦАХАЛом в последние годы, стало понимание того, что военные должны выигрывать войны «быстро и решительно». «Мы должны заставить наших врагов устать», – заявил он, и привел пример военного мышления в старом стиле, которое сегодня бы не сработало, – это завоевание Израилем Голанских высот в Шестидневной войне 1967 года. По его словам, до этого сирийские военные долго использовали Голанские высоты для нападения на близлежащие израильские поселения, что побудило ЦАХАЛ захватить этот район. Но это не помешало Сирии напасть на еврейское государство всего через  шесть лет, в ходе разрушительной войны Йом-Кипур («Судного дня») в 1973 году. По мнению А.Кохави, «недостаточно покорить Голаны и достичь определенной линии. Мы должны уничтожить активы врага». «Если вы достигли линии, но при этом не уничтожили вражеские ракеты, у вас ничего не получится», – уверен начальник Генштаба ЦАХАЛа.

[i] [2]IDF chief warns Israelis: The next war will hit our home front extremely hard // The Times of Israel. 25.12.2019 —  https://www.timesofisrael.com/idf-chief-israel-alone-in-the-fight-against-iran-in-syria-iraq/