- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ специалистами Наньянского технологического университета экспозиции, стендов и образцов международной выставки Dubai Airshow-2019 в ОАЭ. Часть 3

Анализ специалистами НТУ экспозиции Китайской Народной Республики

Специалисты Наньянского технологического университета (НТУ) (Сингапур) в специальном выпуске издания «Наука и технологии» провели анализ экспозиции, стендов и образцов вооружения Китайской Народной Республики (КНР) во время международной выставки Dubai Airshow-2019, прошедшей в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Отмечается, что национальная экспозиция КНР кроме головной экспортно-импортной компании страны CATIC (China National Aero Technology Import And Export Corporation), а также компаний в сфере бизнес-авиации Diamond Aircraft China, Harbin Embraer и Satair China, была представлена преимущественно компаниями, занятыми в области разработки и производства оптико-электронных средств и компонентов. На выставке были представлены компании:

– Aircraft Maintenance And Engineering Corporation;

– Beijing Implant Aircraft Co.Ltd.;

– Beijing Photoelectric Science;

– Beijing Telecompass Space Technology;

– China Aerospace Components Engineering Center (CACEC);

– China Creative International Technology and Trade Co., Ltd.;

– Hangxin Aviaton Technology;

– Huang Hu Science and Technology Co. Ltd.;

– Liaoning Metal Technology Co.,Ltd.;

– Shenzhen Sunwin Intelligent Co.,Ltd.;

– SynQ or Power Technologies (Shenzhen) Co. Ltd.;

– Yangtze Optical Electronic Company.

В этой связи сингапурские специалисты отмечают, что профессиональная направленность представленных на выставке китайских компаний в основном совпадает со сферами производства эмиратской EDGE. Кроме того, часть из этих компаний участвует в разработке и поставляет оборудование для китайских беспилотных аппаратов (БПЛА), что также представляет интерес для ОАЭ и других стран региона.

Компания  СATIC рассматривает Dubai Airshow, как важную площадку для представления продукции оборонно-промышленного комплекса КНР и, как механизм для её продвижения в страны Ближнего Востока, Азии и Африки. В настоящее время CATIC имеет свои представительства в ОАЭ (действует на весь регион) и в Саудовской Аравии. При этом, экспозиция СATIC и, распространяемые на выставке материалы и информация, во многом были направлены не только на формирование представления о соответствии продукции требованиям рынка, но и о широте современных экономических возможностей КНР. В качестве примера на выставке была представлена карта действующих представительств CATIC вне территории КНР, которая включает 42 офиса, из них: в странах Америки — 6, в странах Азиатско- Тихоокеанского региона — 14, Африки — 17 и в Европе — 5 представительств и дочерних компаний. При этом сингапурские специалисты отмечают, что только в ОАЭ, корпорация CATIC имеет свой дочерний инжиниринговый центр.

Примечательно, что имея опыт поставок почти 500 военных самолётов в 18 стран Африки, наполнение и работа стенда CATIC была во многом акцентирована на работу с военными делегациями и специалистами из этих стран. Корпорация CATIC представила модели, демонстрационные видеоматериалы и информационные буклеты с данными о следующей боевой авиационной технике:

– истребитель FC-20E (созданный на базе истребителя 4-го поколения J- 10 и обозначаемый также «Цзянь-10СЕ»);

– модернизированный учебно-тренировочный самолёт L-15AFT (аналог Як-130);

– китайско-пакистанский истребитель JF-17M;

– лёгкий истребитель FTC-2000G;

– средний военно-транспортный самолёт Y-9E;

– вертолёты на базе моделей Z-9, Z-l 1, Z-10 и Z-19.

Кроме того, были представлены разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты самолётного WL-I/ II и вертолетного типа серии U8AW, а также широкая номенклатура авиационных средств поражения. В рамках Dubai Airshow 2019 г. впервые за рубежом был представлен истребитель FC-20E, как новый тип китайского вооружения доступный к приобретению широкому кругу заинтересованных заказчиков. Впервые рассматриваемый самолет FC-20E («Цзянъ-10СЕ») был продемонстрирован иностранным военным в ноябре 2018 г. па выставке вооружений и военной техники в г. Чжухай. Основным отличием «Цзянь-10СЕ» от истребителя для ВВС ИОАК является наличие двигателя WS-10B вместо российского Ал-31Ф с модулем отклонения вектора тяги (WS-10B — нелицензионная копия российского Ал-31Ф). При этом, если по остальным образцам авиационной техники была представлена информация с рекламными основными и тактико-техническими характеристиками, то по истребителю FC-20E она отсутствовала. На вопросы зарубежных специалистов стендисты CATIC не отвечали.

Согласно известным рекламным данным без подвесных топливных баков максимальный радиус боевого применения истребителя FC-20E составляет всего 550 (650) км, а дальность полета без дозаправки не более 1500 (около 1650). При одной дозаправке в воздухе дальность возрастает до 1900 км. В «стандартном» варианте оснащения на истребителе может быть размещено две управляемых ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности SD-10A (PL-10) и две ракеты большой дальности PL-15. На выставке модель истребителя FC-20E имела шесть точек подвески, на которых был размещен штатный комплект ракет и два подвесных топливных бака.

Специалисты НТУ обращают внимание, что по ответам китайских специалистов на вопросы представителей ВВС иностранных государств, посетивших стенд CATIC, следует отметить:

Специалисты НТУ отмечают, что подтверждения данные вопросы не нашли, но известно, что 14-й НИИ Китайской корпорации электронных технологий готов поставлять на истребитель FC-20E специальную версию РЛС KLJ-7A, которая, как было заявлено, обнаруживает воздушные цели типа истребитель на дальности 240 км и обеспечивает возможность применения управляемых ракет класса «воздух- воздух» большой дальности. Также следует отметить, что CATIC подчёркивал возможность поставки FC-20E на условиях организации его крупноузловой сборки у потенциальных заказчиков из БВСА. В качестве успешных примеров подобной рыночной стратегии CATIC, китайский экспортёр представлял ранее реализованную в Египте программу крупноузловой сборки учебно-тренировочных самолётов К-BE и совместное производство истребителей JF-17M в Пакистане.

Подводя итог, хотелось бы отметить следующие особенности китайского авиапрома, которые представляют интерес для потенциальных заказчиков из стран БВСА:

  1. В настоящее время китайские двигатели WS-10 и WS-15 для истребителей J-10C, J-11, J-15, J-16 не могут обеспечить надежность и ресурсные параметры, соответствующие российским двигателям Ал-31. Вместе с тем, не смотря на сохранение существенных проблем в двигателестроении КНР, военно- политическое руководство страны требует от промышленности создания турбореактивных двигателей с высокой степенью двухконтурности с ресурсом не менее 4000 часов и межремонтным интервалом не менее 1500 часов. Данные требования со стороны высшего руководства страны подкреплены значительными размерами государственных инвестиций. Однако переход от достигнутого назначенного ресурса в 300-600 часов двигателей WS-10 (по сериям) к требуемому уровню потребует достижения качественно нового уровня китайского двигателестроения и материаловедения.
  2. Общеизвестно, что одна из основных проблем китайских турбореактивных двигателей WS-10 и WS-15 — это недостаточная мощность на форсажном режиме из-за невозможности обеспечения необходимых тепловых режимов в турбине и форсажной камере сгорания в силу отсутствия соответствующих температуростойких сплавов. В свою очередь научные подразделения нескольких гражданских университетов КНР и научно-исследовательские институты Академии Наук КНР работают над созданием керамических составов (напыления), которые позволят компенсировать эту проблему.
  3. Китайские авиастроители пока не создали производственной линии по выпуску двигателей с отклоняемым вектором тяги. По имеющейся информации, в настоящее время в ВВС НОАК существует только несколько легких истребителей J-10C, оснащенные подобными двигателями WS-10 с отклоняемым вектором тяги (ОВТ).
  4. Другим проблемным моментом китайских истребителей является отсутствие возможности применения высокоточных авиационных средств поражения класса «воздух-земля» — авиационные бомбы с системой наведения по сигналу системы глобального позиционирования «Бэйдоу». Данная ситуация обусловлена тем, что орбитальная группировка данной системы сформирована частично и для полноценного функционирования в глобальном масштабе необходимо вывести еще 6 космических аппаратов. Однако, после того, как КНР нарастит орбитальную группировку спутников системы «Бэйдоу» до необходимого количества конкурентоспособность китайских истребителей вырастет существенно. Достижение системой «Бэйдоу» расчётных параметров ожидается в срок, не превышающий трёх лет.
  5. С учётом сложившейся цены предложения китайского ВПК для стран БВСА на истребитель JF-I7 составляют около 30-32,5 млн долларов США. Реальную цену предложения на FC-20E с учётом текущих технических ограничений следует ожидать примерно на 30% выше JF-17, т.е. в 39-42 млн долларов США.