- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иерусалимский институт стратегии и безопасности сделал прогноз на 2020 год вызовов и возможностей для Израиля. Часть 1

Иерусалимский институт стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for strategy and security, JISS) опубликовал на своем сайте документ под названием «Прогноз 2020: проблемы и перспективы Израиля», в котором рассматриваются тенденции и возможные события в 2020 году, способные изменить стратегическую обстановку вокруг Израиля. Также анализируются возможные «повороты», – неожиданные события, которые должны вызывать озабоченность у руководства страны.

Институт, основанный в 2017 году, предоставляет экспертные оценки в области безопасности, преследуя цель развития сильного Государства Израиль. Сотрудники Института исходят из того, что историческая связь еврейского народа с Эрец-Исраэль (Землей Израильской) является центральным компонентом стратегического мировоззрения и подчеркивают важность единого Иерусалима для судьбы и обороны Израиля. Институт консультирует высшие эшелоны израильской власти и занимается подготовкой следующего поколения специалистов в сфере национальной безопасности[i] [1].

Эксперты JISS среди множества неизвестных выделяют политическую неопределенность, которая в настоящее время характеризует израильскую политику и может повлиять на способность страны реагировать на вызовы и использовать имеющиеся возможности.

Среди тенденций, имеющих значение для Израиля, прежде всего рассматривается ситуация вокруг Исламской республики Иран (ИРИ). В докладе говорится о том, что Тегеран продолжит нарушать условия Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и наращивать обогащение урана, возможно даже, на значительном уровне.

Кампания Вашингтона, направленная на «максимальное давление» (посредством экономических санкций) на Иран продолжит наносить вред иранской экономике, «создавая серьезные проблемы для аятолл». Пока Верховный лидер ИРИ Али Хаменеи отказывается начинать переговоры с Америкой, Израиль может ожидать в ответ на давление США продолжения иранских провокаций в Персидском заливе и в других местах, включая усиление «дерзких операций КСИР и [его спецподразделения] «Аль-Кудс»». Столкновения между Ираном и Израилем в Сирии могут перерасти в более широкий конфликт.

Тем не менее, Тегеран может пойти на переговоры с США по ядерному соглашению (СВПД) и другим вопросам во второй половине 2020 года, если страна столкнется с чрезвычайными экономическими трудностями и политическим кризисом, или если переизбрание действующего президента США Дональда Трампа окажется гарантированным.

В любом случае, полагают израильские эксперты, иранское руководство продолжит жестоко подавлять любые внутренние протесты. Нынешние волнения в Иране израильские эксперты называют наиболее серьезной проблемой для режима аятолл со времен массовых демонстраций 2009 года и, возможно, после революции 1979 года.

В преддверии парламентских выборов в ИРИ в феврале 2020 года «политический обман» усилится, при этом «реформистские» политические силы отступают. Хаменеи дал понять, что видит в качестве своего заместителя председателя Верховного суда Эбрахима Раиси, и, учитывая слабое здоровье верховного лидера, уже в 2020 году Э.Раиси может прийти ему на смену.

В случае если это произойдет, последствия для еврейского государства эксперты JISS оценивают следующим образом. Высока вероятность усиления агрессии ИРИ и еще более масштабный конфликт с Израилем, если во второй половине 2020 года Тегеран продолжит наращивать мощности по обогащению урана. Израиль должен быть готов к самостоятельной борьбе с ИРИ. Одновременно израильское руководство должно подготовиться к такой проблеме как возможное возобновление американо-иранских переговоров; ему необходимо работать над обеспечением полной координации с Вашингтоном в отношении требований, предъявляемых Ирану.

Что касается Сирии и Ливана, то, по мнению израильских экспертов, сирийский президент Башар Асад восстанавливает контроль над страной. Уход американских войск из Сирии будет продолжаться из-за соображений предвыборной кампании в США и других факторов, создавая возможность для сирийско-курдского кондоминиума. Напряженность в отношениях между Сирией и Турцией сохранится, несмотря на посредничество России. Военное наступление сирийской армии в Идлибе продолжится. Дамаск, скорее всего, вернется в Лигу арабских государств (ЛАГ), а Европа будет вовлекать сирийцев в диалог по вопросам беженцев и проблеме терроризма. Вашингтон продолжит оказывать экономическое давление на Дамаск, тем самым оставляя Б.Асада в зависимом положении от Ирана.

Внутренний конфликт в Ливане будет обостряться. Проиранская шиитская организация «Хизбалла» сохранит властные позиции и «будет удерживать страну в заложниках», даже если пройдут выборы. Экономические трудности только усилят «Хизбаллу», поскольку члены других групп эмигрируют.

В этой ситуации Израиль должен быть готов к эскалации, включая превентивную войну с «Хизбаллой». У израильского государства могут появиться возможности, если: произойдет стабилизация сирийского режима и ослабление его зависимости от Ирана; Россия обуздает иранцев; «Хизбалла» будет ограничена в своих действиях, занимаясь решением проблемы внутренних беспорядков в Ливане.

Оценивая роль России, израильские эксперты отметили, что в долгосрочной перспективе правление президента РФ Владимира Путина в структурном отношении будет слабым из-за низких мировых цен на энергоносители и западных экономических санкций, хотя европейские санкции против России несколько ослаблены. Москва продолжит противостоять Вашингтону на мировой дипломатической арене. По их оценке, В.Путин предполагает, что президент Д.Трамп постарается избежать военной конфронтации с Москвой.

Россия продолжит усиливать свое присутствие на Ближнем Востоке за счет продажи оружия, военно-политических интервенций, хотя они не смогут сравниться с масштабом ее вовлеченности в Сирии.

По мнению экспертов JISS, Израиль не оправдает надежды российского оборонного ведомства на то, что поможет добиться более мягкого американского подхода к Москве. Совсем нет уверенности в том, что Россия будет и впредь позволять Израилю беспрепятственно доминировать в воздушном пространстве Сирии (для действий против иранских позиций), и в этих условиях у Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) должны быть оперативные планы для маневрирования. Израильскому руководству, чтобы сохранить свободу действий ЦАХАЛа в Сирии, необходимо продолжать диалог с Россией (и В.Путиным), одновременно выискивая способы вознаграждения России на «американском фронте».

В отношении Турции израильские эксперты отмечают, что экономика этой страны слабая. Выборов в стране не ожидается до 2023 года. Президент Реджеп Тайип Эрдоган зависит от коалиции с Партией националистического движения, что диктует необходимость продолжать нападения на курдов (если Вашингтон силовым способом не вмешается, чтобы это предотвратить). Турки подтолкнут значительное количество сирийских (суннитских) беженцев в ту часть Сирии, которая оккупирована турецкими войсками. Анкара может увеличить число военных интервенций на Ближнем Востоке, включая Ливию, а также действовать против суверенитета Кипра (в его экономических водах) и Греции. При этом турецкое руководство может отложить постановку на боевое дежурство российской зенитной ракетной системы С-400, чтобы успокоить Вашингтон.

Последствия для Израиля: враждебность Турции по отношению к Израилю и «гнусное вмешательство в дела Восточного Иерусалима» продолжаться, даже если противостояние еврейскому государству не является для Анкары задачей первостепенной важности. Израиль должен противодействовать, укрепляя свои связи с Кипром и Грецией, при этом не доводя дело до полномасштабной конфронтации с Турцией.

Рассматривая региональные отношения, эксперты JISS отмечают, что беспорядки в Ираке и Ливане продолжаться с различной степенью интенсивности (включая антииранский подтекст), как и гражданские войны в Ливии и Йемене.

Несмотря на социальные волнения и протесты, а также нарастающий конфликт с Эфиопией по поводу водных ресурсов, египетский режим остается стабильным. Битва президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси против ИГ на Синайском полуострове продолжится.

Дипломатическая напряженность в отношениях между Иорданией и Израилем может усилиться (в отношении Иерусалима, Иорданской долины на Западном берегу р. Иордан и проекта «канала двух морей» от Красного моря в Мертвое моря), хотя отношения в области безопасности между двумя странами будут оставаться прочными.

Ожидается деликатный и медленный прогресс в отношениях между государствами Персидского залива и Израилем, включая возможное сближение между Катаром и Израилем. С другой стороны, если гегемонистские успехи Ирана останутся бесконтрольными, некоторые страны Персидского залива могут вместо этого попытаться примкнуть к нему как к победившей стороне.

В этих условиях главным приоритетом для Израиля должно стать поддержание мира с Египтом и Иорданией и обеспечение стабильности этих стран. К отношениям со странами Персидского залива необходимо подходить тщательно и осторожно. Израиль также должен быть открыт для сближения с другими арабскими странами, которые боятся Ирана.

[i] [2] Forecast 2020: Challenges and Opportunities for Israel // JISS. December 2019 — https://jiss.org.il/en/forecast-2020/