- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иерусалимский институт стратегии и безопасности сделал прогноз на 2020 год вызовов и возможностей для Израиля. Часть 2

Иерусалимский институт стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for strategy and security, JISS) опубликовал на своем сайте документ под названием «Прогноз 2020: проблемы и перспективы Израиля», в котором рассматриваются тенденции и возможные события в 2020 году, способные изменить стратегическую обстановку вокруг Израиля. Также анализируются возможные «повороты», – неожиданные события, которые должны вызывать озабоченность у руководства страны.

В первой части статьи приведены оценки израильских экспертов ситуации в Исламской республике Иран (ИРИ),  Сирии, Ливане, Турции и др. странах региона, роли России на Ближнем Востоке, взаимоотношений Израиля с Турцией, Египтом и Иорданией[i] [1].

Что касается проблемы Иерусалима, то эксперты JISS полагают, что в Восточном Иерусалиме сохранятся две противоречивые тенденции. С одной стороны, палестинцы Восточного Иерусалима продолжают интегрироваться в жизнь города (благодаря расширению возможностей в сфере образования, занятости, здравоохранения и других возможностей), тем самым укрепляя суверенитет Израиля. С другой стороны, в городе активизировались радикальные националистические и исламские акторы, включая Турцию.

По мнению израильских экспертов, вялая реакция арабского мира на перевод посольства США из Тель-Авива в Иерусалим может подтолкнуть другие страны последовать примеру Вашингтона.

В данном случае долгосрочная цель Израиля – получить единый и процветающий Иерусалим и добиться его международного признания – должна быть подкреплена дополнительными израильскими инвестициями во все части города. Это привлечет в Иерусалим больше израильтян («сионистское поселение») и ускорит интеграцию иерусалимских палестинцев, одновременно сдерживая враждебные Израилю элементы.

Рассматривая палестинскую проблему, эксперты JISS полагают, что политическая борьба вокруг возможно скорого ухода Махмуда Аббаса (Абу Мазена) будет усиливаться по мере того, как он все больше будет цепляться за власть, что еще острее поставит вопрос о будущем Палестинской национальной автономии (ПНА). По их оценке, мала вероятность того, что будет достигнуто согласие между правящим на Западном берегу р. Иордан движением ФАТХом и контролирующим сектор Газа ХАМАСом, что позволило бы провести общенациональные выборы в Палестине.

Сотрудничество между палестинскими и израильскими силовыми структурами будет продолжено. Руководство ПНА будет по-прежнему яростно выступать против мирной инициативы Дональда Трампа, известной как «сделка века», по всем ключевым вопросам, таким как Иерусалим, еврейские поселения на Западном берегу р. Иордан, безопасность, суверенитет и любые односторонние действия Израиля (аннексия Иорданской долины). Однако, считают эксперты JISS, недовольство палестинцев будет в основном направлено на международные дипломатические шаги против Израиля, а не на насильственные действия на местах – если, конечно, экономическая ситуация на палестинских территориях не ухудшится.

Мощь Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) и сложная экономическая ситуация продолжат истощать силы ХАМАСа, поэтому эта организация движется к достижению среднесрочного соглашения с Израилем. Однако поддерживаемый Ираном «Палестинский исламский джихад», также действующий в секторе Газа, постарается и впредь препятствовать достижению взаимопонимания.

Следовательно, урегулирование конфликта должно оставаться основной конструкцией отношений Израиля с палестинцами. Израильское руководство должно положительно отреагировать на ближневосточный план Д.Трампа, чтобы ответственность за его провал легла на ПНА. Израильской разведке необходимо подготовиться ко всем сценариям, связанным с кризисом преемственности власти в Палестинской автономии. В секторе  Газа Израиль должен быть готов как к более жестким, чем когда-либо, военным действиям по сдерживанию ХАМАСа, так и к более щедрым, чем когда-либо, экономическим договоренностям, которые могут обеспечить спокойствие в анклаве во главе с ХАМАСом.

Анализируя ситуацию на международной арене, израильские эксперты полагают, что напряженность в торговых отношениях между США и Китаем по-прежнему будет доминировать в предвыборной кампании в Америке. Однако жесткая межпартийная борьба в рамках предвыборной кампании 2020 года угрожает подорвать давний консенсус демократов и республиканцев в отношении поддержки Израиля, что осложнит отношения Израиля с американской еврейской общиной.

Вашингтон будет ожидать от Израиля поддержки мирного плана Д.Трампа (если он вообще когда-либо будет обнародован), даже если он предполагает некоторые болезненные уступки со стороны Израиля и от арабских стран или влечет за собой политические выгоды для еврейского государства. Поэтому у израильского руководства нет иного выбора, кроме как ответить «да, но» на план Белого дома, и оно должно сделать все возможное, чтобы сохранить и восстановить двухпартийный американский политический консенсус в отношении Израиля. Необходимо дать отпор тем в США, кто стремится обусловить военную помощь Америки Израилю политическими соображениями, и объяснить Вашингтону, что по мере ухода американцев с Ближнего Востока стратегическое значение Израиля (а также его свобода действий) для США возрастает.

В 2020 году нынешние тенденции в отношениях между ЕС и Израилем продолжатся. Имеется в виду критика Израиля по палестинской проблеме, включая европейские усилия по маркировке товаров, произведенных на территориях, оккупированных Израилем с июня 1967 года, к которым относятся сектор Газа, Западный берег р. Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты, захваченные у Сирии.  Речь идет также о взаимодействии между Брюсселем и Израилем в рамках программы финансирования ЕС «Горизонт 2020». Израиль – единственная неевропейская страна, участвующая в этой рамочной программе ЕС по финансированию развития научных исследований и технологий.

По мнению израильских экспертов, слабая военная позиция Европы не изменится, как и ее мягкий подход к Ирану. Европейский союз в значительной степени одержим своими внутренними проблемами и не способен выработать единую внешнюю политику.

В этих условиях, чтобы компенсировать давление со стороны Брюсселя, Израиль должен продолжить развивать отношения со странами Восточной Европы и Восточного Средиземноморья.

Эксперты JISS полагают, что в ходе избирательной кампании в США враждебность к Китаю будет усиливаться. Спор вокруг Huawei и интернет-инфраструктуры является прецедентом, который также будет применен в отношении Израиля.

Средиземноморье является важной частью инициативы Пекина «Один пояс, один путь», в результате чего Китай будет играть важную роль в развитии инфраструктуры во многих странах, включая Израиль и Грецию. Про-палестинская политическая линия Китая, хоть и бессодержательно, но будет продолжена.

Несмотря на важность развития израильско-китайских торгово-экономических отношений, чувствительность к озабоченности Америки имеет первостепенное значение. Поэтому израильское руководство должно тщательно подходить к китайским инвестициям в Израиль и израильскому экспорту в Китай, одновременно поощряя китайские инвестиции в страны региона, где они могут быть наиболее полезными, например в Египте.

Относительно Индии эксперты JISS отмечают, что тесные контакты премьер-министра Нарендры Моди с израильским руководством будут развиваться, особенно в условиях напряженных отношений между Индией и Пакистаном по Кашмиру. Однако Индия преследует свои интересы в отношении Ирана, которые не полностью совпадают с интересами Израиля.

Поэтому связи Израиля с Индией имеют первостепенное значение (включая контакты в сфере ВПК), а также отношения Израиля с азиатскими странами, такими как Австралия, Япония, Корея, Филиппины, Сингапур и Вьетнам. Израиль должен способствовать развитию взаимоотношений между государствами Персидского залива и Индией, чтобы последняя смогла спокойно отказаться от своих связей с Ираном.

Израильские эксперты допускают возможность неожиданного развития военно-политической ситуации на Ближнем Востоке. В частности, они отмечают следующие сценарии.

Вероятность скатывания к войне между Ираном и странами Персидского залива, что может охватить весь регион, включая Израиль. Движение в противоположном направлении: Саудовская Аравия и ОАЭ предпринимают шаги по снижению напряженности и замирению с Ираном, оставляя Израиль наедине с иранской угрозой.

Россия стремится активно противодействовать свободе действий Израиля против иранских позиций в Сирии.

Вашингтон пытается заключить новое ядерное соглашение с Тегераном, снимая многие требования к Ирану, которые важны для Израиля.

Умирает верховный лидер ИРИ Али Хаменеи, после чего в стране продолжается борьба за власть, что приводит к росту общественных протестов и снижению поддержки, которую Тегеран оказывал своим военизированным сторонникам в регионе, включая «Хизбаллу».

Происходит резкое ухудшение израильско-иорданских отношений, поскольку Амман сближается с Анкарой и Дохой, отдаляясь от США, до такой степени, что Иордания приостанавливает энергетическое соглашение или даже мирный договор с Израилем.

Хашимитская монархия теряет властный контроль над Иорданией.

Египетское руководство испытывает проблемы, на улицах проходят акции протеста, направленные против режима, что вновь приводит к власти в Египте движение «Братьев-мусульман».

Гражданская война на Западном берегу р. Иордан после смерти или отставки председателя ПНА М.Аббаса заканчивается захватом власти ХАМАСом.

Попытки Израиля достичь долгосрочного соглашения с ХАМАСом проваливаются, что вынуждает руководство движения идти на серьезную конфронтацию с еврейским государством, чтобы положить конец израильской блокаде сектора Газа.

Турция и / или Египет вступают в гонку за обладание ядерным оружием.

Происходит рост влияния левых радикалов в американской политике, включая инициативу по сокращению военной помощи Израилю.

«Успешный» крупный террористический акт в США или Европе, осуществленный ИГ или другими исламскими группировками, меняет международную политическую динамику и приводит к возобновлению интервенции Запада на Ближнем Востоке.

Околоядерный конфликт в других частях мира, например, в Кашмире или Корее, выводит идею нераспространения ядерного оружия на передний план политического дискурса с соответствующими последствиями для Израиля.

В заключении, израильские эксперты делают вывод, что учитывая значительную региональную и международную неопределенность, влияющую на стратегическую обстановку вокруг Израиля, руководство страны должно добиться национальной сплоченности для решения предстоящих задач. Израиль также должен повысить свою боеготовность, особенно сухопутных сил, к решительному маневру на вражеской территории. Необходимо укрепить имеющиеся дипломатические альянсы, особенно союз с США, чтобы обеспечить максимальную стратегическую гибкость против врагов и использовать ключевые дипломатические возможности.

[i] [2] Forecast 2020: Challenges and Opportunities for Israel // JISS. December 2019 — https://jiss.org.il/en/forecast-2020/