- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: ноябрь 2007 года

Основные события ноября в Сомали произошли в столице страны, где то и дело отмечались вспышки боев между правительственными формированиями и эфиопскими войсками, с одной стороны, и отрядами Альянса за новое освобождение Сомали (АНОС) — с другой. С учетом того, что силам, поддерживающим переходное правительство, не удалось стабилизировать ситуацию в Могадишо в предшествовавшие месяцы, 2 ноября Эфиопия направила в столицу Сомали значительные подкрепления.

Тем не менее уже 8 ноября была отмечена очередная вспышка боев, в которых погибли 5 эфиопских солдат, до 20 гражданских лиц, а также не установленное число боевиков. Инцидент начался с того, что группа из примерно 100 сомалийцев в течение нескольких часов таскала волоком по улицам кварталов Сукахола и Баруба труп эфиопского солдата. Когда эфиопские военные попытались отбить останки своего сослуживца, они попали в засаду. В ней погибли еще четверо военнослужащих.

8 ноября генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высказался против развертывания в Сомали «голубых касок» вместо не оправдавших себя миротворцев Африканского союза (АМИСОМ). Согласно его логике, в Сомали слишком много проблем, связанных с безопасностью и политикой. «С учетом военных и политических условий развертывание в Сомали ООН по поддержанию мира не представляется как реалистичный и эффективный выбор», — утверждал он в докладе Совету Безопасности ООН. В качестве абсолютно нереальной альтернативы «голубым каскам» он предложил направить в Сомали многонациональный контингент, составленный из военнослужащих «стран-добровольцев».

Со своей стороны, руководство Эфиопии совсем не хочет надолго оставлять свои войска в Сомали, как это пытаются представить исламисты из АНОС. 20 ноября Аддис-Абеба в очередной раз призвала мировое сообщество «как можно скорее» развернуть миротворческий контингент с тем, чтобы обеспечить мир и стабильность в этой многострадальной стране, находящейся в состоянии непрерывной гражданской войны с 1991 г. Одновременно Эфиопия призвала к «скорейшей материализации» планов полного развертывания в Сомали и контингента африканских миротворцев численностью 8 тысяч человек. Пока эти планы исполнила Уганда, еще в марте направившая в Сомали 1500 своих солдат. Что касается ООН, то, похоже, там не услышали призыва ее генерального секретаря. Совет Безопасности признал необходимым продолжить подготовительные работы по возможному развертыванию миротворческой операции ООН в Сомали, а также указал на необходимость оказать «более значительную финансовую и материально-техническую поддержку» африканским миротворцам. Со своей стороны, Африканский союз уже неоднократно предлагал ООН взять АМИСОМ под свое покровительство.

Уже 11 ноября исламисты, играющие главные роли в АНОС, подвергли артиллерийскому обстрелу позиции правительственных войск близ президентского дворца в Могадишо. Завязалась артиллерийская дуэль, в результате которой пострадали жилые кварталы и местное население. По далеко не полным данным, только за три предшествовавших дня в Могадишо в результате артиллерийских обстрелов и боестолкновений погибли до 60 человек из числа местного населения.

Интенсификация боев вызвала массовый исход населения из столицы Сомали. По данным Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, только за две первые недели ноября Могадишо покинули около 175 тысяч человек. В настоящее время самый большой лагерь беженцев из Могадишо находится в 30 км к западу от столицы в районе населенного пункта Афгойе. Там в нечеловеческих условиях проживают до 240 тысяч человек. Тем временем еще 12 ноября представительство Верховного комиссариата ООН по делам беженцев полностью исчерпало запасы продовольствия на своих складах близ Афгойе. По оценке экспертов комиссариата, гуманитарная ситуация в Сомали в настоящее время самая худшая по сравнению с другими африканскими странами. Общее число беженцев в Сомали оценивается в 1 млн человек, и в настоящее время Верховный комиссариат ООН намерен пересмотреть этот показатель в сторону повышения. Общая численность населения Сомали оценивается в 10 млн человек, из них примерно 1 млн остается в Могадишо.

12 ноября проправительственные силы развернули широкомасштабную операцию по зачистке кварталов, примыкающих к центральному рынку Могадишо.

В связи с участившимися случаями пиратства в прибрежных водах Сомали 16 ноября ВМС Франции приступили к эскортированию гражданских судов, зафрахтованных Всемирной продовольственной программой (ПАМ) ООН. На этих судах в Сомали направляются продукты питания. По данным Минобороны Франции, с начала 2007 г. в прибрежных водах Сомали пираты атаковали 22 судна, в том числе два зафрахтованных ПАМ. Предполагается, что на первом этапе французская операция продлится два месяца. Сопровождение торговых судов осуществляет французский фрегат, пункт материально-технического снабжения которого находится в порту Момбаса (Кения).

«Мы рассчитываем, что после этого жеста Франции другие военно-морские державы присоединятся к этой инициативе», — заявил в этой связи министр обороны Франции Эрве Морен. Он сообщил, что «приступил к обсуждению этого вопроса с министрами обороны стран — участниц Евросоюза, и в частности, Великобритании».

22 ноября президент Сомали Абдуллахи Ахмед Юсуф объявил о назначении Нура Хасана Хусейна на пост главы переходного правительства страны. Бывший полковник полиции, таким образом, сменил Али Мохаммеда Геди, подавшего в отставку в конце октября. До этого назначения Хусейн занимал пост генерального секретаря сомалийского филиала Международного комитета Красного Креста. Хусейн, как и его предшественник на посту премьера, является выходцем из могущественного клана хавийя, многие представители которого встали «под знамена» АНОС. В первом заявлении для прессы Хусейн пообещал сделать своим приоритетом национальную безопасность, а также не нарушать Национальную хартию (конституцию).

Клан кавийя контролирует Могадишо с 1991 г., когда был низвергнут бывший президент страны Сиад Баре, который, как и действующий президент, был выходцем из клана дарод.

А 23 ноября в Могадишо вновь вспыхнули ожесточенные бои после того, как исламисты обстреляли из минометов позиции эфиопских войск.

27 ноября премьер-министр Эфиопии Мелес Зенави заявил, что присутствие эфиопских войск в Сомали обусловлено прежде всего необходимостью защиты самой Эфиопии. Говоря о состоявшемся почти год назад вводе эфиопских войск в Сомали, что позволило одержать военную победу над исламистами из Высшего исламского совета Сомали (ВИСС), Зенави сказал: «Наши обязательства не были простым жестом доброй воли. Это был прежде всего акт самообороны». «Если бы мы не стали действовать как можно скорее против экстремистов, находившихся у власти в Сомали в 2006 г., мы оказались бы втянутыми в широкомасштабную войну. Мы не могли оставаться неподвижными в то время как они (Эритрея — союзница ВИСС) готовились атаковать нас на юге, востоке и севере, — подчеркнул он. — Мы разгромили формирования ВИСС, но мы должны оставаться в состоянии повышенной готовности к действиям против любой угрозы нашей стране». Зенави объяснил и причины, по которым эфиопские войска остались в Сомали после разгрома ВИСС. «Возобновление клановой междоусобицы в Могадишо и провал усилий мирового сообщества по быстрому развертыванию миротворческого контингента вынудили нас остаться в Сомали на более продолжительное время, чем предполагалось вначале», — отметил он.

Ранее Эфиопия неоднократно заявляла, что выведет свои войска из Сомали сразу после полномасштабного развертывания там контингента АМИСОМ. Хотя Зенави в своем выступлении в парламенте указал на наличие признаков улучшения ситуации в Сомали, одновременно он объявил о значительном (на 16,7%) увеличении военного бюджета страны. Подобный шаг может объясняться только одним: реальная ситуация в Сомали, в частности, и на Африканском Роге в целом имеет отчетливо выраженную тенденцию к ухудшению. Это косвенно признал и сам Зенави, отметив, что одна из причин увеличения военного бюджета — угрозы Эритреи развязать «новую тотальную войну».

Предыдущий пограничный конфликт между Эфиопией и Эритреей имел место в 1998-2000 гг. С тех пор две страны так и не смогли договориться о демаркации совместной границы. В настоящее время они поддерживают противоборствующие в Сомали стороны — переходное правительство и АНОС соответственно. Кроме того, Эфиопия вынуждена воевать и на внутреннем «фронте» против Национального фронта освобождения Огадена.