- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Тунисе: декабрь 2019 г.

Интрига вокруг состава нового кабинета министров так и осталась не раскрытой, несмотря на заверения нового премьер-министра Хабиба Жемли не оставлять это дело до следующего года. Деятельность парламента во главе с лидером исламистов Рашидом Ганнуши на фоне новых скандалов не отличалась продуктивностью. Визит в Тунис президента Турции Р.Т.Эрдогана завершился скандалом: Тунис отказался предоставить турецкой стороне свою территорию для ведения военной операции в Ливии.

В целом декабрь начался с серии неприятностей и катастроф. Первая – дорожная авария 1 декабря, в которой погибло более 20 тунисцев и столько же было ранено, в результате того, что автобус, направлявшийся из столицы на северо-запад к городу Айн Драхам наехал на оставленное на дороге металлическое препятствие и свалился в обрыв. Также были жертвы в ходе массовых выступлений 3 декабря в южном городке Жемла (прилегающем к провинции Сиду-Бу-Зид), где 25-летний молодой человек поджег себя, как это когда-то сделал «символ тунисской революции» М.Буазизи. Протесты против угнетения и нищеты, вспыхнувшие сразу после похорон юноши, продолжались несколько дней и не обошлись без столкновений с полицией, которая действовала довольно жестко: применяла дубинки и слезоточивый газ. Картина, казалось, напоминала начало «арабской весны», однако протестующие все же вернулись в свои дома.

В условиях экономических трудностей (уровень безработицы 15,1%, инфляции – 6,3%, экономического роста — 1,4%, дефицит бюджета – 3,5% ВВП) в Тунисе с завидной регулярностью происходят волнения. Так, 18 декабря группа безработных вузовских выпускников из провинции Кассерин приехала в столицу и попыталась окружить, а затем захватить здание парламента. Они пикетировали больше двух недель, требуя срочно решить в стране проблему безработицы. При этом переговорщик молодежной группы предложил депутатам в качестве инициативы законопроект, который предполагал создание базы данных безработных выпускников, которых нужно трудоустроить в первоочередном порядке.

Перепалки в тунисском парламенте

Тем временем 4 декабря парламент приступил к принятию проекта бюджета на 2020 г., но голосование было сорвано словесными перепалками между лидером Свободной конституционной партии (17 мест в парламенте) Абир Муси и представительницей движения умеренных исламистов «Ан-Нахда» Джамилей Ксикси. Муси обвинила нахдистов в закулисных переговорах с другими партиями и незаконном давлении на них с целью заставить проголосовать в пользу предложенного проекта бюджета. Ранее многие партии отказались поддержать этот законопроект. Ксикси, в свою очередь, припомнила Муси ее членство в бывшей партии власти Демократическое конституционное объединение (на осколках которой сформировалась партия Муси), обозвав членов ее партии «бандитами и шантажистами», привыкшими к диктатуре, а не демократии, и якобы представляющими трудность для нового парламента. После этого Муси завила, что ее блок переходит в оборону, и потребовала от «Ан-Нахды» официального извинения. Конфликт принял серьезный оборот после того, как кто-то из окружения Муси обозвал Ксикси гориллой.

Не внимая призывам спикера парламента Рашида Ганнуши (лидера «Ан-Нахды») соблюдать тишину и внутренний распорядок, 9 декабря парламентская фракция Муси объявила акцию протеста сроком на неделю. В итоге Свободная конституционная партия добилась издания двух положений парламентского президиума, в которых говорилось о недопустимости и осуждении взаимного оскорбления представителями фракций. После того, как депутаты Свободной конституционной партии в течение недели являлись на заседания с плакатами против политики «Ан-Нахды», это было расценено как победа фракции Муси и первым провалом исламистов «Ан-Нахды».

Дальше – больше. Парламент заблокировал 10 декабря предложенный исламистами проект об учреждении в рамках бюджета 2020 г. Фонда закята и добровольных пожертвований. По версии исламистов, фонд мог привлечь в бюджет средства религиозных организаций и сообществ. Однако тунисцы весьма однозначно расценили перспективу создания этого фонда как обременение населения очередным налогом, да еще религиозно обусловленным. Философская основа учреждения такого фонда как религиозной надстройки над госструктурами светского государства не выдерживала критики в соцсетях. [1] Фонд закята, по проекту «Ан-Нахды», действительно должен был курировать не только председатель правительства совместно с финансовым и антикоррупционным комитетом, но также соборная мечеть аз-Зейтуна и Совет муфтиев Кто-то вспоминал благотворительный фонд Счет №26-26, функционировавший при Бен Али как «черная касса», куда деньги порой вымогались рэкетом.

Компромисс по переименованию фонда и адаптации его к реальности, предложенный партией «Сердце Туниса» (38 мест в парламенте) и лично ее председателем Набилем Карауи, неожиданно был резко отвергнут Рашидом Ганнуши. Учитывая, что Карауи, который длительное время работал в качестве директора благотворительного фонда и имеет соответствующий опыт, а до этого просивший несколько министерских постов в будущем правительстве для реализации своего проекта помощи бедным, в очередной раз получил отказ со стороны «Ан-Нахды», ни о каком союзе исламистов с партией «Сердце Туниса» речи уже не будет. В продолжение этого разногласия в парламенте возникла идея формирования единой коалиции, которая бы противостояла попыткам «Ан-Нахды» проводить свою политику, вроде той, что касалась Фонда закята. В переговорах о коалиции, по сообщениям СМИ, участвует партия «Сердце Туниса», образовавшийся в ноябре 2019 г. партийный блок Национальных реформ (15 мест: 4 депутата от «Проекта Туниса», 3 от «Призыва Туниса», 3 от партии «Альтернатива» («Аль-Бадиль»), 2 от партии «Тунисская перспектива» («Афак») и несколько независимых депутатов) и партия «Аль-Мустакбаль «(9 мест). По мнению журналиста Борхена Бсеса, месть Карауи  нахдистам будет состоять в попытке образования широкого оппозиционного фронта численностью не менее 109 мандатов (что составит простое большинство голосов при 217-мандатном парламенте), который заведомо можно назвать прямой угрозой «трону Ганнуши» [2].

Некоторые депутаты уже напрямую выступили с призывом к Ганнуши оставить пост спикера ввиду его неспособности разрешить парламентские споры и обеспечить конструктивную работу парламента. В этом контексте нельзя оставить без внимания информацию депутата Мухаммеда Имара, который, сославшись на  сайт Министерства юстиции США, уличил Ганнуши в непомерных расходах на рекламные средства и лоббирование своих интересов за рубежом, в частности, в США и Великобритании. Согласно источнику, Ганнуши израсходовал за последние 4 года 1,83 млн долл. на продвижение своего позитивного имиджа в США, а в Великобритании с той же целью приобретал недешевые услуги компании The House, принадлежавшей бывшему премьер-министру Великобритании Тони Блэру [3].

Ловкий Рашид Ганнуши, видимо, решил изменить баланс сил в свою пользу, сделав в новом парламенте под шумок несколько новых назначений. А именно: назначил двух заместителей (по парламентским вопросам и по международным отношения) из партии «Ан-Нахда» вне парламентского состава при наличии трех, назначенных ранее представляющих другие партии, а также дополнительного секретаря в отдел протокола и международных связей и двух личных фотографов. Однако 19 декабря от Ганнуши потребовали объяснений, ведь назначения прошли без каких-либо консультаций и в нарушении процедуры. Спикер заверил, что все назначения законны, а незаконные он готов аннулировать. Суть критики состояла в создании параллельной, лояльной исламистам, парламентской администрации и президиума, которые бы представляли личные интересы Ганнуши. Кроме того, депутаты Демократического течения, Свободной конституционной партии и независимые депутаты подчеркивали ограниченность бюджета, не позволяющего раздувать госаппарат. Приведенные факты обозначили тенденцию формирования острого противостояния в рамках парламента и стремление исламистов любыми средствами держать ситуацию под своим контролем.

Правительство Хабиба Жемли

Вопрос формирования нового правительства остался до конца 2019 г. не решенным, хотя новый премьер-министр Хабиб Жемли обещал огласить его состав до наступления 2020 г. В начале декабря крупные фракции – Демократическое течение (22 места) и Народное движение (16 мест) — вышли из консультаций, что предопределило неудачу. Дело в том, что Демократическое течение выдвинуло в качестве предварительного условия передачу ему постов министра внутренних дел, министра юстиции, министра административной реформы, но для исламистов «Ан-Нахды» эти условия были заведомо невыполнимы. В итоге 23 декабря Жемли сообщил, что будущее правительство будет беспартийным, в него войдут лишь технократы.

На этом фоне 4 декабря СМИ сообщили, что, предвидя отрицательный исход переговоров о формировании правительства во главе с исламистами, окружение нового президента готовится основать свою партию, которая будет названа «Движение 13 октября» (в честь даты выборов нового президента). Генсеком партии предположительно станет Рида Шахаб аль-Мекки, получивший прозвище «Рида Ленин» — видный профсоюзный деятель и политик левых взглядов, прославившийся противостоянием с исламистами в рядах левого движения в 1970-х гг. Перспектива образования такой партии при поддержке популярного президента может привести к оживлению левых движений.

Османские амбиции и тунисский президент

С другой стороны, новый президент Каис Саид в декабре оказался замешан в информационном скандале, когда сначала принял делегацию ливийских племен, поддерживающих правительство Фаиза Сараджа. Затем появилась информация, что делегация ливийских племен была неофициальной и не представляла интересы Верховного совета ливийских племен и городов, потому как в ее состав входило лишь три представителя от этого органа. А следом за этим по итогам визита турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Тунис 25 декабря турецкая сторона заявила о якобы взаимной договоренности сторон способствовать разрешению ливийского конфликта и поддержать в нем международно признанное Правительство национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа. Эти сообщения были похожи на провокацию. По сведениям тунисских СМИ, Каис Саид всего лишь указал на «необходимость собрать всех ливийцев в равноправном диалоге» и подчеркнул, что «Тунис готов сделать все необходимое, чтобы ливийцы пришли к миру», таким образом продолжив придерживаться нейтральной позиции. [4] Администрация тунисского президента выступила с опровержение турецких заявлений, настаивая на непредвзятой позиции Туниса и его отказе поддерживать какую-либо из сторон ливийского конфликта в пользу другой. «Ложные заявления … это или результат недопонимания и ложной оценки ситуации, или недостоверная информация из подозрительных источников», — пояснили в президентской администрации. Между тем в тунисской прессе нашлись те, кто обратил скандал в непрофессионализм нового тунисского президента. [5]

С другой стороны, в тунисских СМИ упрекнули турок в попытке использовать тунисскую территорию в качестве военной базы, откуда Турции было бы удобно вести военную операцию в Ливии. Перед здание турецкого посольства в Тунисе был организован пикет с лозунгом «Ливия ливийцам без вмешательства османов». После отсылок к эпохе Великой Порты тунисские обозреватели едва ли не заявили о нарушении государственного суверенитета. Закулисные источники сообщили, что Эрдоган просил представить в распоряжение турецких войск порт Джарджис (Зарзис) на юго-востоке Туниса в часе езды от ливийской границы, откуда было бы легко перебросить войска в Зувару и Триполи, а также аэропорт тунисского острова Джерба. Заключение военного соглашения с Тунисом, подобно тому, которое было оформлено в ноябре 2019 г. между Турцией и Триполи, могло бы сильно облегчить турецкой стороне задачу. Ввиду того, что ноябрьский турецко-ливийский меморандум о взаимопонимании касался разграничения морских зон, по мнению международных аналитиков, Эрдогану крайне нужны углеводороды Средиземноморского шельфа. Однако Тунис как не осудил (вслед за Египтом и европейскими странами) турецко-ливийское соглашение, так и не одобрил его, заметив, что «это дело двух заключивших его стран, к чему Тунис отношения не имеет». Таким образом, Тунис намеренно отстранился от участия в борьбе за нефтегазовые богатства Средиземноморья как на стороне Турции и ее союзников (Турция рассматривает возможность заключения договора не только с Ливией, но еще с Алжиром, Нигером и Чадом [6]), так и на стороне Египта, Греции и др. противников «турецкой оси».

Однако в случае давления исламистов на президента и общественное мнение позиция Туниса может резко измениться, ведь пользуясь своим положением, партия умеренных исламистов «Ан-Нахда» ранее заключила с турецкой стороной множество контрактов, не всегда выгодных для Туниса, но, по всей вероятности, выгодных «ан-Нахде». В 2018 г. депутаты-исламисты заблокировали в нижней палате тунисского парламента голосование о повышении пошлин на ввоз турецких товаров, в то время как Турция усиленно инвестировала в тунисскую экономику и оставалась «политическим выбором исламистов». Ранее тунисские политики винили умеренных исламистов в том, что «они продают страну иностранцам, главным образом Турции …, чтобы гарантировано сохранить себе власть» [7].

Ожидая приближения штурма Триполи, 28 декабря по границе с Ливией (на протяжении 500 км) тунисское командование дислоцировало усиленный контингент сухопутных войск для предупреждения неожиданных ситуаций. Тунисские службы безопасности в координации с другими службами сообщили о готовности принять беженцев из западных областей Ливии — до 25 тыс. чел, которых разместят в г. Рамада.

Ссылки:

[1] https://www.facebook.com/wided.carpentier/posts/3214646395218796 [1]

[2] https://www.facebook.com/borhen.bssais.1/posts/816992335398083 [2]

[3] https://www.almarjie-paris.com/13167 [3]

[4] https://www.babnet.net/festivaldetail-194970.asp [4]

[5] https://www.babnet.net/festivaldetail-194970.asp [4]

[6] https://www.babnet.net/festivaldetail-194970.asp [4]

[7] https://www.alhadath.net/alhadath/maghreb/2019/11/24/%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3-%D8%B5%D9%81%D9%82%D8%A9-%D8%AA%D8%B1%D9%83%D9%8A%D8%A9-%D9%85%D8%B4%D8%A8%D9%88%D9%87%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%89-%D8%A7%D9%84%D9%88%D8%A7%D8%AC%D9%87%D8%A9-%D9%85%D9%86-%D8%AC%D8%AF%D9%8A%D8%AF.htm [5]