- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможных последствиях убийства иранского генерала Касема Сулеймани. Часть 1

3 января 2020 года произошло событие, которое, без сомнения окажет большое и отнюдь не позитивное влияние на ситуацию в регионе Ближнего Востока. В результате направленного ракетного удара американского беспилотника был уничтожен конвой автомобилей, направлявшихся из Багдадского аэропорта. В результате погибли 6 человек, в том числе командующий спецназом «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерал Касем Сулеймани и Джамаль Джафар Али аль-Ибрахим, более известный по прозвищу Абу Али аль-Мухандис (Инженер), являвшийся заместителем командующего иракскими силами «Аль-Хашд аш-Шааби». Учитывая, что именно Касем Сулеймани был главным оператором иранских прокси-групп в Ираке, Сирии и Ливане и отвечал в Тегеране за крайне чувствительное иракское досье.

Прежде всего, хотелось бы коротко осветить биографию и личность самого Касема Сулеймани. Касем Сулеймани родился в 1957 году в иранском городе Керман, некогда историческом центре Ирана, но уже к концу 19 века превратившемся в провинциальный, пришедший в упадок городок. В 1980-1988 годах сражался в рядах КСИР на фронтах ирано-иракской войны, получил офицерское звание. В 1998 году возглавил спецназ «Аль=Кудс» КСИР. Медийной персоной Касем Сулеймани, до этого по понятным причинам державшийся в тени, стал в 2014 году, когда он фактически стал командующим иракской армией и отрядами «Аль-Хашд аш-Шааби» в борьбе против террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в Росии). По мнению некоторых экспертов, если бы не присутствие Сулеймани, Багдад был бы сдан террористам из ИГ еще в июле 2014 года. Весной 2015 года Касем Сулеймани командовал операцией по освобождению Тикрита. Касем Сулеймани участвовал на стороне правительства Башара Асада в планировании многих военных операций в Сирии, в частности в Восточном Алеппо. Осенью 2017 года Сулеймани сыграл ключевую роль в провале попыток отделения Иракского Курдистана, сохранив территориальную целостность Ирака.  Интересно, что слухи о гибели К.Сулеймани циркулировали до его настоящей смерти по крайней мере три раза. В 2006 году на северо-западе ИРИ потерпел крушение самолет, на борту которого находились представители иранского правительства. Прошло сообщение, позже не подтвердившееся, о том, что среди погибших был и Касем Сулеймани. В июле 2012 года, после того как в результате взрыва , устроенного джихадистами, погибли ряд руководителей сирийских спецслужб, включая Асефа Шауката и Хишама Ихтияра, прошла информация и о гибели в результате этого теракта Касема Сулеймани.

Иранский генерал пользовался огромной популярностью не только у себя на родине, но и среди всех шиитов Ближнего Востока. Бывший аналитик ЦРУ Кеннет Поллак писал в 2017 году: «Для шиитов Ближнего Востока он является Джеймсом Бондом, Эрвином Роммелем и Леди Гагой в одном лице. А вот для Запада он – человек, ответственный за экспорт иранской исламской революции, поддержку терроризма, свержение прозападных правительств и ведение выгодных для Ирана войн за рубежом». Влияние Касема Сулеймани стало стремительно нарастать после американской оккупации Афганистана в 2001 году, когда он стал вести не только военные операции, но и дипломатические переговоры, в частности, с представителями США. Американский посол Райан Крокер говорил в интервью ВВС в 2013 году: «Мои иранские партнеры по переговорам в Афганистане ясно давали понять, что, хотя они информируют о наших предложениях МИД Ирана, конечное решение по этим вопросам все равно принадлежит генералу Сулеймани». Один из ведущих иракских политиков отмечал в интервью журналу New Yorker в 2017 году: «В ходе бесед с иранцами он обычно сидел в другом углу комнаты, в своей обычной манере, молча, очень тихо. Он мало говорил, ничего не комментировал, но все внимание присутствующих было направлено на него». Согласно социологическому опросу, опубликованному в Иране в 2018 году, Касем Сулеймани пользовался наибольшим доверием среди иранцев (83%), далеко обойдя президента Хасана Роухани и министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа. Некоторые эксперты прочили его в будущие президенты Ирана, что сам Касем Сулеймани отрицал, говоря, что «внутренняя политика – не его дело». В любом случае гибель Касема Сулеймани является большой потерей для иранской политики в Ираке и в Сирии. В Ираке им был наработан большой авторитет в местных политических кругах. Фигуре такого масштаба будет нелегко подыскать замену. Определенной потерей для Тегерана является и гибель Абу Али аль-Мухандиса. Это был влиятельный полевой командир, занимавший второе место после фактического руководителя «Аль-Хашд аш-Шааби» Хади аль-Амири и пользовавшийся авторитетом и влиянием в иракских политических кругах.

Официально ликвидация Сулеймани явилась американской местью за нападение протестующим иракцами на посольство США, состоявшееся в конце 2019 года. Напомним, что 27 декабря американская военная база вблизи Киркука была подвергнута ракетному обстрелу со стороны проиранских вооруженных формирований «Катаиб Хизбалла», входящих в состав «Аль-Хашд аш-Шааби». В ответ американцы нанесли удары по базам «Катаиб Хизбалла» в северном Ираке и Сирии, в результате которых погибли 24 человека. Разъяренные сторонники «Аль-Хашд аш-Шааби» предприняли попытку штурма посольства США в Багдаде.

Совершенно понятно, что военная акция, предпринятая американцами, является актом агрессии против суверенного государства (Ирака) и международного терроризма против Ирана, учитывая уничтожение одного из наиболее влиятельных силовиков ИРИ. В Вашингтоне не могли не просчитать последствия этой акции. Каковы же были ее мотивы? Их очень тонко уловили иранские эксперты и аналитики. По их мнению, одной из главных причин этого проявления агрессии стало желание Трампа укрепить свои внутриполитические позиции в ожидании президентских выборов 2020 года, учитывая его противостояние с демократами и недавнюю попытку импичмента со стороны Конгресса США. Это подчеркивает профессор Тегеранского университета Мохаммад Хади Ахмади в статье «Мы рассматриваем гибель генерала шахида Сулеймани в контексте «иракизации» Ирана» (1). Автор пишет о сценарии подрыва и уничтожения иракской государственности, разработанном и осуществленном американцами в конце 20 — начале 21 века. Этот сценарий подразумевал вначале введение калечащих санкций, затем оккупацию страны и установление сектантской политической системы, оказавшейся «неработоспособной». Такой же сценарий американцы, по мысли автора, готовы реализовать в Иране. Последние действия Трампа, включая убийство Касема Сулеймани, автор рассматривает как инициативу «команды Б» (Болтон, Биньямин Нетаньяху, Мухаммед бен Сальман, Мухаммед бен Зайед). Одновременно Трамп, по мнению иранского эксперта, вероятно, подумал, что если он не ответит на действия против посольства США в Багдаде, его ждет участь американского президента Джимми Картера (1976-1980 гг.), «сломавшегося» на противостоянии Ирану. Трамп также решил, что решительные антииранские действия принесут ему дополнительные очки в будущей предвыборной кампании.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1988607 [1]