- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Аль-Каида» в Северной Африке: курс на эскалацию

Два теракта, совершенных в Алжире 11 декабря, подвели своеобразную черту под деятельностью «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ, прежнее название: Салафистская группа проповеди и джихада — СГПД/ за год существования этой джихадистской организации под новым названием и в новом качестве. Они также продемонстрировали, что АКМ четко и слепо следует инструкциям высшего руководства «Аль-Каиды».

Прежде чем рассказывать о новой трагедии в Алжире, достаточно подробно напомним о «боевом пути», который АКМ проделала в течение уходящего года.

АКМ впервые объявила о своем существовании в январе 2007г. Одновременно было объявлено, что она стала наследницей действовавшей в Алжире с 1998г.СГПД. «После присоединения СГПД к «Аль-Каиде» и клятвы на верность льву ислама Усаме бен Ладену — да хранит его Аллах — было абсолютно необходимо, чтобы СГПД сменила название и показала тем самым связь между муджахидинами Алжира и нашими братьями из «Аль-Каиды», — отмечалось в коммюнике, подписанном главарем СГПД Абдельмалеком Друкделем /Абу Мусаб/. Он подчеркнул, что новое название было выбрано после консультаций с У.бен Ладеном. Уже позднее станет известно, что в ходе «консультаций» с руководством «Аль-Каиды» АКМ выторговала себе определенную автономность в вопросах выбора целей и принятия решений.

Затем последовали многочисленные сообщения о деяниях АКМ.

В январе по информации алжирских спецслужб их тунисские коллеги нейтрализовали в Тунисе террористическую группу, связанную с АКМ. За несколько дней до этой операции в Алжире были арестованы два тунисца, которые проникли в АНДР с целью присоединиться к АКМ. По данным алжирских спецслужб, тунисцы появились в Алжире с территории Ливии, где им оказывали поддержку боевики Воюющей исламской группы — ливийской /ВИГ-Л/. Вес эти данные вынудили алжирскую газету «Либерте» сделать вывод, что после того, как «Аль-Каида» обосновалась в странах Сахеля, она всерьез взялась за внедрение своих ячеек в Северной Африке.

Тогда же, в январе, в Марокко было официально объявлено об аресте 26-ти марокканцев, занимавшихся вербовкой соотечественников для ведения джихада в Ираке. Как уточнялось в коммюнике МВД Марокко, усилиями его сотрудников была «ликвидирована террористическая структура международного размаха, специализировавшаяся в рекрутировании и отправке добровольцев в Ирак». Первые же допросы арестованных — среди них значился, в частности, подданный Швеции марокканского происхождения — продемонстрировали «существование идеологических связей, финансовой и тыловой поддержки со стороны международных террористических групп, и в частности, «Аль-Каиды», АКМ, а также Воюющей исламской группы — марокканской /ВИГ-М/». По данным марокканской прессы, большинство арестов было проведено на севере королевства — в городах Танжер и Тетуан. Если допустить, что до ареста каждый из 26-ти арестованных завербовал хотя бы одного добровольца, можно предположить, каким мощным оказался поток новоявленных джихадистов из Марокко в Ирак.

Причем вербовка добровольцев силами АКМ велась не только в Северной Африке. Уже в феврале испанские власти арестовали марокканца Мбарека аль-Джаафари. Арест был осуществлен на основании международного ордера, подготовленного Марокко. Как объявило испанское МВД, Аль-Джаафари обвинялся в «принадлежности к террористической структуре, Взаимодействовавшей с АКМ, и занимавшейся вербовкой добровольцев для ведения джихада в Марокко, Ираке и Алжире». По данным испанских спецслужб, указанная структура за предшествовавшие полгода отправила 32джихадистов в Ирак для совершения там терактов в качестве смертников. Она же планировала теракты в Марокко. Для военной подготовки будущих джихадистов использовались базы АКМ в Алжире.

В январе ВИГ-Л подтвердила свою решимость свергнуть режим Каддафи и создать на его месте исламское государство. «Режим вероотступника Каддафи утверждает, что ВИГ-Л взяла курс на примирение и пересмотр своих идей, и в частности, на отказ от вооруженного джихада, — отмечалось в коммюнике группы, распространенном через Интернет. — Напротив, мы намерены продолжать джихад против режима, захватившего власть 37 лет назад». Примечательно, что для размещения этого коммюнике предпочитавшая ранее молчать ВИГ-Л использовала сайт, который обычно находится в распоряжении «Аль-Каиды» и ее иракской ветви.

Страны региона и их западные союзники тут же отреагировали на появление АКМ. 7 февраля в Дакаре состоялась встреча заместителя командующего вооруженными силами США в Европе с начальниками генеральных штабов девяти стран Магриба и Сахеля. Объявленной целью встречи было усиление антитеррористической борьбы в регионе Сахары путем разработки совместных механизмов. В связи с проведением встречи утверждалось, что главную опасность региону несет АКМ. Как заявил представитель Пентагона генерал Уильям Вард, через проведение этого мероприятия США рассчитывали усилить свою роль в борьбе против терроризма в Северной Африке на долгосрочную перспективу. Встреча в Дакаре проводилась в рамках программы Транссахарского партнерства в борьбе против терроризма, на которую США ежегодно тратят 80 — 90 млн долларов.

Впрочем, февраль не стал более спокойным для властей региона по сравнению с январем. 15 февраля марокканские газеты сообщили об аресте в Мекнесе семи марокканских исламистов по подозрению в причастности к подготовке терактов. В планы террористов входили, в частности, взрывы одного из отелей и филологического факультета местного университета. Была установлена связь террористов с АКМ. В тот же день официальный представитель правительства Набиль Бенабдалла заявил о существовании «конкретной и серьезной террористической угрозы» в стране и в Магрибе в целом.

17 февраля марокканские спецслужбы объявили в розыск нескольких лиц, двое из которых подозревались в причастности к АКМ. Ради поимки Азиза Хагуани /Юсеф/ и Абдельхали Хаири /Башир/ был усилен паспортный контроль на всех пограничных пунктах. Их фотографии неоднократно демонстрировались на национальных телеканалах одновременно с призывами к марокканцам немедленно сообщить властям об их местонахождении. 24 февраля в розыск были объявлены еще два террориста — некие Мохаммед Бакали и Мохаммед Агбалу. Отличительной особенностью всех разыскивавшихся было наличие у них университетского образования. Они готовили нападения на военные казармы, взрывы в отелях, университетах и госучреждениях.

В Алжире АКМ напомнила о себе 13 февраля, когда семь бомб взорвались практически одновременно у различных госучреждений в ряде населенных пунктов в провинции Беджаия /Кабилия/. В результате терактов погибли 6 человек, 13 получили ранения. АКМ тут же через Интернет взяла на себя ответственность за совершение терактов. Соответствующее коммюнике АКМ было распространено на странице, регулярно используемой «Аль-Каидой». В нем, в частности, утверждалось, что в результате подрывов шести заминированных автомашин якобы погибли и получили ранения свыше 140 человек. Одновременно АКМ пообещала продолжить вооруженную борьбу, квалифицировав Алжир как «государство воров, рабов евреев и христиан». «Молодые мусульмане в исламском Магрибе полны решимости уничтожить вас и освободить земли ислама от крестоносцев и вероотступников», — утверждалось в коммюнике АКМ. Чтобы доказать подлинность этого заявления, его авторы привели мельчайшие детали мест, где были оставлены взрывные устройства.

Несколько ударов АКМ нанесла по российским интересам, что сразу же выделило ее среди прочих группировок. В начале марта в провинции Айн-Дефла к югу от Алжира исламисты подорвали бомбу под автобусом, перевозившим специалистов российской компании «Стройтрансгаз». В результате теракта погибли 4 человека, в том числе один россиянин, пятеро получили ранения. Среди раненых — один россиянин и двое украинцев. Как утверждала в своем коммюнике сама АКМ, в результате этого теракта «погибли и получили ранения 10 человек из числа русских нечестивцев». АКМ посвятила его «нашим братьям-мусульманам в Чечне».

АКМ взяла на себя ответственность за теракты в Алжире 11 апреля 2007г., в которых погибли 30 человек, свыше 200 получили ранения. 11 июля она же «призналась» в атаке против военной казармы в Лахдарие с использованием боевика-смертника, в результате которой погибли 10 военнослужащих. Тогда же, в апреле, АКМ провела разведку боем там, где СГПД давно не проявляла себя — к западу от Алжира. 7 апреля в провинции Айн-Дефла /160 км к западу от Алжира/ произошло достаточно заметное даже по алжирском меркам боестолкновение между военными и исламистами. Боевики устроили засаду на одной из автодорог, по которой следовала армейская автоколонна. В результате атаки на колонну погибли 9 военнослужащих, 5 получили ранения. Ответным огнем военные уничтожили по меньшей мере шестерых боевиков. Всего, по оценкам военных, в группе нападавших было до 50-ти боевиков.

В мае марокканские спецслужбы отрапортовали о нейтрализации очередной вербовочной сети, рекрутировавшей боевиков для АКМ. В общей сложности были арестованы 20 человек, все — марокканцы. Участники группы кроме вербовки новобранцев для АКМ занимались подбором джихадистов для Ирака.

28 июня Мавритания объявила об аресте шести террористов — трех марокканцев и трех местных жителей — по обвинению в принадлежности к «трансмагрибинской террористической сети», под которой, судя по всему, подразумевалась АКМ.

Июнь был богатым на события и в Алжире. 10 июня власти объявили об обнаружении в районе Бу-Мердаса и уничтожении тренировочного лагеря, в котором АКМ готовила несовершеннолетних к профессии террориста. В ходе операции были арестованы 13 лиц в возрасте от 12-ти до 17-ти лет. 10 из них были учащимися колледжей, то есть далеко не выходцами из семей маргиналов. В ходе расследования было установлено, что малолетки уже участвовали в серии операций АКМ в качестве лазутчиков, собирая разведывательную информацию о перемещениях военных.

В середине июля Марокко и Испания объявили об усилении мер безопасности в проливе Гибралтар. Подобная согласованность действий могла быть вызвана двумя причинами: либо спецслужбам двух стран стало известно, что исламисты вновь — как это было в 2002г. — задумали совершить теракт против какой-либо цели в проливе, либо они получили информацию о подготовке группы террористов пересечь Гибралтар в южном или северном направлении. Вторая задача для террористов облегчалась тем, что на вторую половину лета традиционно приходится период отпусков, когда сотни тысяч марокканцев, работающих в Европе, сначала устремляются на историческую родину, а затем возвращаются обратно.

23 июля АКМ выступила с угрозой интенсифицировать свои атаки против «врагов Аллаха» в странах Северной Африки, одновременно предложив «мусульманам» воздерживаться от посещения общественных мест, которые могут стать целями терактов.

«Муджахидины приготовили сюрпризы для врагов Аллаха в странах исламского Магриба. Эти сюрпризы со временем будут только множиться, — утверждалось в коммюнике АКМ, распространенном на одном из исламистских сайтов. — Мы призываем наших братьев-мусульман воздержаться от посещения общественных мест, где бывают неверные и вероотступники из числа официальных лиц, а также мест, где собираются военные и полицейские». «Муджахидины полны решимости атаковать их штабы и казармы с использованием всех доступных средств», — утверждалось в документе. В нем утверждалось, что АКМ якобы была вынуждена отказаться от ряда терактов с тем, чтобы не вызвать большого числа жертв среди мирного населения.

Последовавшие затем теракты, в которых гибли главным образом безвинные люди, в очередной раз показали, что никто не отменял двойной язык, всегда использовавшийся исламистами. Они же продемонстрировали, что по своим деяниям АКМ ближе к Вооруженной исламской группе /ВИГ/, в свое время предпочитавшей именно массовые расправы над мирным населением, нежели к СГПД, старавшейся избегать жертв среди мирного населения. В первое время после «рождения» АКМ в принципе следовала этому принципу, унаследованному от СГПД, однако затем стала все чаще отказываться от него. Это подтвердили теракты 6 и 8 сентября в Алжире, в результате которых погибли 52 человека. В одном из них — в Деллисе, когда исламисты атаковали казарму морских пограничников, впервые на практике проявились дети-смертники. Теракт, унесший жизни 30-ти человек, совершил среди других 15-летний учащийся колледжа.

Уже 3 ноября Айман аз-Завахири — он уже давно не нуждается в представлении — в аудиообращении к своим сторонникам объявил о присоединении ВИГ-Л к «Аль-Каиде». Одновременно он призвал мусульман Магриба нанести удары по американским, французским и испанским интересам в Северной Африке, а также низвергнуть «рабов Запада» — руководителей Алжира, Ливии, Марокко и Туниса. Это обращение оказалось услышанным. 11 декабря два взрыва потрясли Алжир. Ответственность за них взяла на себя АКМ. Одно взрывное устройство взорвалось близ здания Конституционного совета, второе — у здания, в котором находились офисы ряда представительств ООН. В результате терактов, по официальным данным, погибли 26 человек, 177 получили ранения. По данным газеты «Аль-Ватан», ссылавшейся на медицинские источники, число жертв терактов достигло 72-х человек, в том числе по меньшей мере 11 сотрудников ООН. В обоих случаях использовались заминированные автомашины и боевики-смертники. Одна из машин, которая находилась у здания Конституционного совета, была взорвана в момент, когда мимо нее проезжал автобус со школьниками. Как утверждала позднее АКМ, в каждой из машин было по 800 кг взрывчатки. Она же в своем коммюнике имела все основания утверждать, что эти теракты «напрочь развеяли легенду о том, что власти нейтрализовали самые боеспособные подразделения нашей группы».

Наравне с террористической деятельностью непосредственно в регионе «ответственности», другой функцией АКМ стала вербовка добровольцев для участия в джихаде в Ираке и других странах в рядах различных формирований «Аль-Каиды». В частности, алжирцы приняли активное участие в вооруженных столкновениях, развернувшихся летом 2007г.в Ливане между правительственными войсками и исламистами из организации «ФАТХ аль-Ислам» в районе лагеря палестинских беженцев Нахр аль-Барид.

Другая особенность АКМ — ее региональные амбиции. Если СГПД относительно редко «забиралась» в сопредельные с Алжиром государства /вспомним рейд банды Абдерраззака Пара по странам Сахеля/, то ее «дочка» своими действиями сразу заявила о стремлении выйти из национальных границ Алжира. Еще в январе 2007г.стало известно о попытках АКМ наладить связи с единомышленниками в Тунисе и Ливии. Уже тогда алжирская газета «Либерте» сделала вывод, что, насаждая свои ячейки в странах региона, «Аль-Каида» в лице АКМ преследует по меньшей мере две цели: во-первых, облегчить доступ своих боевиков в Европу, во-вторых, использовать исламистские группировки из стран Магриба для совершения терактов на северном берегу Гибралтара.

Еще одной особенностью АКМ стало то, что именно на нее среди прочих национальных группировок сделало ставку в регионе руководство «Аль-Каиды». Объяснить это достаточно просто — другие группировки типа ВИГ-М, ВИГ-Л — больше представлены за пределами своих стран, нежели в регионе, а АКМ действует «на местах».

Стоит напомнить, что еще в марте 2007г.французский судья Жан-Луи Бругюэр, специализирующийся на делах, связанных с терроризмом, предупреждал, что «бывшая СГПД взяла под свой контроль все радикальные группировки Магриба — ВИГ-Л, ВИГ-М, и Воюющую исламскую группу — тунисскую /ВИГ-Т/». «Отныне в регионе создана террористическая арка, которая планирует перенести свои акции и на юг, в регион Сахеля», — предупреждал он. Судья также отметил, что само появление АКМ означает прямую угрозу для Франции.

28 июня 2007г.тот же Бругюэр предупредил, что уровень террористической угрозы поднялся до очень высокой планки для Европы, и в частности, для Франции, а также для стран Магриба. По его оценке, это произошло во многом благодаря усилению АКМ, которая впервые стала региональной ветвью «Аль-Каиды» о повсеместно рекрутирует новых бойцов». Судья отметил, что АКМ «Хочет взорвать не только Алжир, Марокко и Тунис, но и перенести насилие в Европу».

Четвертая особенность АКМ связана со способами ее финансирования. По данным испанской газеты «Паис», основные источники финансирования АКМ находятся во Франции и Испании. Эту работу ведут специализированные ячейки, которые АКМ унаследовала от СГПД, а та в свою очередь — от Вооруженной исламской группы. Эти ячейки собирают необходимые деньги за счет пожертвований и сбора средств с этнических преступных группировок. Затем эти деньги прокручиваются в офшорах.

В отличие от СГПД АКМ — и здесь чувствуется влияние «Аль-Каиды» — оказалась более «продвинутой» по части использования в своих интересах СМИ и Интернета. Практически каждая операция АКМ затем «рекламируется» через электронные СМИ. Она же стала первой в Алжире использовать боевиков-смертников.

И в заключение — некоторые выводы. В целом, приходится признать, что смена «вывески» привела к резкой активизации АКМ в Северной Африке. Только в Алжире число терактов выросло в 2007г.по меньшей мере в два раза по сравнению с 2006-м годом и, похоже, это — не предел.

АКМ стала региональной организацией не только по названию, но и на деле. Согласно данным французских спецслужб, в настоящее время, кроме Алжира, ячейки АКМ действуют в Египте, Ливии, Марокко, Мавритании, Мали, Нигере и Тунисе. Общая численность боевых формирований организации в одном только Алжире может достигать 500 — 800 человек.

Активизация АКМ собственно в Северной Африке чревата усилением террористической активности и в соседней Европе. Есть опасения, что АКМ может, в частности, вернуться к разрабатывавшемуся в 2002г. «Аль-Каидой» плану атаки оснащенного атомной энергетической установкой военного корабля одной из стран НАТО при прохождении Гибралтарского пролива. Тогда такую атаку планировалось осуществить с помощью боевиков-смертников, которые должны были направить на цель моторную лодку, загруженную взрывчаткой. Со своей стороны страны «Старого Света» в превентивном плане могли бы предотвратить хотя бы некоторые из терактов через активизацию деятельности собственных спецслужб по перекрытию каналов финансирования АКМ. Вероятность атаки брандеров в Гибралтаре относится и к российской корабельной ударной группе во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов», которая на рубеже 2007 — 2008гг. должна дважды проследовать через пролив.

В связи с наблюдаемым в последнее время расширением российско-алжирского экономического и военно-технического сотрудничества растет вероятность совершения терактов против российских интересов в Алжире. Подобные действия АКМ будут отвечать интересах неких сил, которые любыми средствами стремятся помешать усилению позиций российских компаний в Алжире. А в возможном замедлении темпов роста российско-алжирского сотрудничества заинтересованы прежде всего американские компании, и в первую очередь — нефтяные, а также их алжирские партнеры на индивидуальном уровне.

Прошедший год показал, что АКМ быстро берет на вооружение все новации, которые применяет ее «старший брат». Поэтому не исключено, что в неминуемых, как представляется, терактах, она широко будет использовать в качестве смертников детей и женщин.