- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане: ноябрь 2007 года

Основным вопросом суданской внутриполитической жизни ноября оставались перспективы поиска решения затянувшихся политических разногласий между НК и СНОД, обострившихся в сентябре и достигших кульминации в октябре. В начале ноября состоялась долгожданная результативная встреча президента Судана Омара Башира и первого вице-президента страны, председателя правительства Южного Судана Сальвы Кира – основных партнеров по ВМС. Вечером 2 ноября были согласованы вопросы формирования совместного технического комитета по вопросам демаркации границ, переписи населения и национального воссоединения. Было согласовано, что полномочия этого комитета будут действительны вплоть до 31 декабря с.г.

По итогам переговоров 3 ноября президент Омар Башир в официальном заявлении агентству СУНА сообщил о приверженности правительства страны всем положениям ВМС и о том, что сторонам удалось прийти к компромиссу по спорным вопросам, за исключением границ района Абьей. Сальва Кир подтвердил слова Башира и в свою очередь сообщил, что вопрос Абьея и текущие вопросы будут обсуждаться в ходе последующих встреч, график которых уже согласован [1].

В воскресенье 4 ноября перед началом своего длительного визита в Вашингтон Сальва Кир вновь выступил с многообещающими заявлениями, позволившими надеяться на скорое окончание затянувшихся, самых серьезных с момента заключения мирного договора в 2005 г. разногласий между НК и СНОД. «В президентстве… утвержден ряд принципов, на основании которых будут издаваться президентские указы, легитимирующие график и механизмы реализации [ВМС. – Е.К.], которые и разрешат все вопросы, — обнародовал первый вице-президент свое заявление через пресс-атташе. – Я подтверждаю, что кризис позади». Кир также сообщил, что для решения наиболее сложных вопросов будет сформирована специальная правительственная комиссия из шести человек.

Эта комиссия начала работу 6 ноября. В ее состав со стороны северян вошли Нафиа Али Нафиа, Ахмед Харун и Мухаммед Ахмед Ад-Дирдири, со стороны южан – Паган Амум, Ясир Арман и Куал Миньянг. Пресс-секретарями органа со стороны южан стал Ясир Арман, северян – Мухаммед Ахмед ад-Дирдири. «Мы собираемся работать в ежедневном режиме, — заявил Арман, — принимать постановления и конкретный график [шагов по реализации ВМС. – Е.К.]». При этом Арман признал, что самой сложной проблемой, с которой столкнется комиссия в своей работе, остается вопрос определения границ расположенного на стыке севера и юга и богатого нефтью района Абьей: «Абьей по-прежнему служит серьезным препятствием и остается единственным протоколом [ВМС. – Е.К.], который вообще никак не реализован».

Однако уже 11 ноября СНОД заявило о замораживании работы своих участников комиссии. С этим объявлением выступил один из самых влиятельных руководителей движения – губернатор штата Голубой Нил, бывший министр инвестиций Малик Агар. По его словам, решение о приостановке работы комиссии принято из-за разногласий по вопросу о путях реализации ВМС, и прежде всего опять-таки из-за разницы подходов к вопросу Абьея.

2 ноября появились первые сообщения о том, что найден компромисс по одному из самых непростых вопросов по оси север – юг: согласован новый крайний срок вывода с территории Южного Судана подконтрольных НК суданских вооруженных сил. В качестве этой даты было назначено 15 декабря. Несколькими днями позднее стало известно о достижении договоренности о выводе войск к 9 января 2008 г., т.е. к третьей годовщине ВМС. Напомним, что согласно, положениям протокола по безопасности ВМС, войска северян должны были покинуть территорию юга еще к 9 июля с.г., но это не было выполнено. Уже 5 ноября поступило заявление «из первых рук» — президент Омар Башир после завершения своего трехдневного визита в Бурунди заявил, что 85% вооруженных сил северян уже покинули юг, а остальные будут выведены до конца текущего года.

11 ноября в Каире прошел саммит по Дарфуру с участием президентов Судана, Египта, Йемена и Ирака. Омар Башир выступил с докладом о прогрессе в реализации ВМС, сотрудничестве НК и СНОД, усилиях правительства по поиску решения дарфурского кризиса. Представитель египетского президента в свою очередь сообщил об инструкциях, данных Хосни Мубараком главам МИДа и разведки страны по интенсификации контактов с дарфурскими оппозиционными движениями, бойкотирующими переговоры в Сирте.

Прозвучавший в середине ноября призыв Омара Башира вновь открыть лагеря подготовки Сил народной обороны стал неожиданностью. Столь резкого выпада в сторону своих оппонентов от суданского президента, за последние годы проявившего себя как довольно умелый и осторожный политик, не ожидали. А вот реакция оппозиционных сил была предсказуемой. «Лагеря для этих террористических элементов [имеются в виду Силы народной самообороны, ранее формировавшиеся с подачи Тураби и под исламистскими лозунгами. – Е.К.] в Дарфуре станут естественными целями для СОД/А», — заявили 18 ноября представители одного из неподконтрольных Минни Минави крыльев СОД/А [2]. Руководитель оппозиционной партии «Народный конгресс» Хасан ат-Тураби охарактеризовал этот призыв суданского президента как «безответственный». Лидер суданских коммунистов Ибрагим Нугуд в свою очередь заявил, что такие высказывания руководства страны – прямое указание на желание НК порвать с ВМС.

В ответ на заявление Башира о необходимости возобновления подготовки Сил народной самообороны в тренировочных лагерях 20 ноября СНОД объявило о мобилизации своего военного крыла. Генсекретарь СНОД Паган Амум заявил, что война не является для движения «предпочтительным» вариантом, но в случае конфликта оно сможет себя защитить [3].

Середина ноября ознаменовалась одной из наиболее позитивных новостей в вопросе Дарфура со времени подписания мирного соглашения в Абудже. Напомним, что в самом конце октября основной по численности состав делегаций участников начал покидать ливийский г. Сирт, где при посредничестве ООН и АС проходят переговоры между суданским правительством и дарфурскими оппозиционными группировками. Сообщалось, что организаторы переговоров обратились к участникам с просьбой оставить в Ливии лишь по два представителя. Глава суданской делегации на переговорах Нафиа Али Нафиа, по некоторым данным, планировал вернуться в Сирт через месяц [4]. 18 же ноября пять участвовавших в переговорах в Сирте дарфурских группировок согласились объединиться. Руководимое Хамисом Абу Бакаром СОД/А, СОД/А – Полевое командование во главе с Адамом Бахитом, Революционный фронт (Ибрагим аз-Зибейди) и Движение за равенство и справедливость (ДРС, Бахар Абу Гарда) сформировали новое, по сути, «зонтичное» движение, получившее название «Объединенный фронт сопротивления». Пресс-секретарем движения стал Хасан Хамис [5].

Позднее, 20 ноября, в результате организованных СНОД переговоров в Джубе об объединении фракций заявило СОД/А и подконтрольное Идрису Ибрагиму Азраку крыло ДРС. Такое сразу двойное объединение дарфурских оппозиционных группировок в ноябре является серьезным и беспрецедентным успехом, так как серьезно облегчает поиск компромиссов по сложным вопросам и выработку общей позиции повстанцев. Усилившийся же в последние месяцы процесс фрагментации группировок оставлял мало надежд на развитие событий в нужном для стабилизации и улучшения обстановки в регионе русле.

21–23 ноября в Хартуме прошел Второй генеральный съезд правящей партии «Национальный конгресс». Участие в нем приняли около 6 тысяч человек, в том числе и достаточно представительная делегация от СНОД, что может свидетельствовать о преодолении самого опасного момента в разногласии двух ведущих политических сил Судана. Во время съезда обсуждались планы партии на будущее, грядущие выборы, суданцы не стали замалчивать ряд существующих проблем, в том числе во взаимоотношениях со СНОД. Итоговым девизом съезда стал выдвинутый вице-президентом Али Тахой лозунг «партия-великан для страны-великана».

В завершение стоит отметить, что 31 октября на заседании Совбеза ООН мандат Миссии ООН в Судане был продлен еще на шесть месяцев. В единогласно принятой всеми 15-ю членами совета резолюции подчеркивается, что «все элементы Всеобъемлющего мирного соглашения должны быть тщательно и полностью реализованы».

Поздно вечером того же дня американское казначейство приняло чрезвычайно важный для понимания американской политики по отношению к Судану акт, согласно которому Южный Судан выводится из-под действия американских санкций, а правительство Южного Судана признается отдельным от правительства Судана институтом. Однако санкции, касающиеся нефтяной и нефтехимической отраслей, сохранены и в отношении Южного Судана [6].

Новым скандалом, за который охотно ухватились суданские власти, стала история с похищением дарфурских детей из лагерей беженцев в Чаде и их последующим вывозом во Францию. В частности, суданские власти заявляли о незаконном вывозе французской неправительственной организацией 13 дарфурских детей [7]. 7 ноября группа из 36 международных неправительственных организаций приняла заявление, осуждающее этот инцидент.

1. «Ар-Рай аль-Амм», 4.11.07.

2. «Аль-Интибаха», 19.11.07.

3. Citizen, 21.11.07.

4. «Ар-Рай аль-Амм», 31.10.07.

5. «Ар-Рай аль-Амм», 19.11.07.

6. Sudan Tribune, 31.10.07.

7. «Сахафа», 4.11.07.