- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливане: декабрь 2019 г.

Социально-экономическая и политическая ситуация в Ливане в декабре 2019 года продолжала оставаться крайне напряженной. На обстановку в стране продолжали оказывать влияние тяжелый экономический кризис и массовое протестное движение, развернувшееся в октябре 2019 года. Тревожным фактором оставался правительственный кризис. Необходимо напомнить, что в отсутствие полноценного кабинета министров Ливану не удастся получить пакет экономической помощи в объеме 11 миллиардов долларов, предусмотренный Парижской конференцией CEDRE, проведенной в апреле 2018 года.    Вместе с тем, к концу декабря стали просматриваться некоторые признаки постепенного урегулирования ситуации.

Крайне сложной оставалась в декабре экономическая обстановка. 2 декабря министр энергетики Ливана Нада Бустани объявила о том, что нефтяные синдикаты (фирмы-импортеры нефтепродуктов) должны участвовать в компенсации убытков, нанесенных экономике страны долларовым кризисом. Напомним, что из-за недостатка долларовой наличности, фирмы-импортеры в первое время попытались поднять цены на нефтепродукты. «Я не позволю, чтобы кредитный механизм, который Центробанк распространил на владельцев АЗС, лег дополнительным бременем на наше население», — заявила Нада Бустани. С сентября 2019 года курс местной валюты по отношению к доллару упал в обменных пунктах с 1507 лир до 2250 лир за доллар. Для того, чтобы снизить ажиотажный спрос на доллары. 4 декабря Центробанк страны (Banque du Liban) объявил о снижении процентной ставки по депозитам и кредитам в долларах с 14% до 5%.

В декабре 2019 года в Ливане проходили интенсивные консультации по формированию правительства страны. После отказа Мухаммеда Сафади возглавить правительство Ливана в ноябре, следующим компромиссным кандидатом стал президент крупной строительной компании, 72-летний Самир Хатыб, выбранный на этот пост самим Харири. Продолжающиеся протесты и отсутствие политического опыта побудили его добровольно отказаться от поста премьера. 8 декабря он заявил о том, что снимает свою кандидатуру на пост главы правительства, а также о том, что сунниты Ливана вновь хотят видеть на посту премьер-министра Саада Харири. Одновременно увеличилась уверенность в себе Саада Харири. В настоящее время он позиционирует себя в качестве единственно возможного кандидата на пост главы правительства. По сведениям ливанских источников, значительную роль в этом вызвала его поддержка со стороны высшего суннитского духовенства (Дар аль-Фатва), а также бывших премьеров Наджиба Микати, Фуада Синьоры и Таммама Салама.

Одним из основных камней преткновения при формировании нового кабинета министров стал вопрос о присутствии или отсутствии там маронитской партии Свободное Патриотическое Движение (СПД) – христианского союзника «Хизбаллы». 12 декабря его лидер Джебран Басиль заявил: «Если господин Харири будет и впредь следовать правилу «Я и никто другой» и если «Хизбалла» и движение «Амаль» заинтересованы в формировании техно-политического кабинета во главе с Харири, то мы не заинтересованы входить в такое правительство». Касаясь поведения Саада Харири, Басиль добавил: «Господин Харири пытается установить новый баланс, ликвидируя своих противников. Мы не признаем того, кто занимается серфингом на волне протестов. Он пытается доказать, что все партии виновны в сложившемся кризисе кроме него самого». Джебрана Басиля поспешил успокоить спикер ливанского парламента и лидер движения «Амаль» Набих Берри, встретившийся с ним 13 декабря. Ливанские журналисты характеризуют атмосферу этой встречи как позитивную, несмотря на предыдущие конфликты между политиками. Берри поспешил заверить Басиля в том, что «Хизбалла» и «Амаль» также не будут входить в правительство, если там не окажется представителей СПД.

Правительственный кризис в Ливане вызвал крайнюю озабоченность у движения «Хизбалла». 13 декабря генеральный секретарь движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла обратился к ливанцам с заявлением на телеканале «Аль-Манар». В нем лидер этого шиитского движения призвал ливанцев проявить терпение, мудрость, сдержанность и всеобщую социальную и политическую солидарность, и не доверять Соединённым Штатам, использующим протесты в Ливане для решения своих собственных проблем и проблем Израиля вне зависимости от социальных требований самого ливанского народа. По его мнению, «Американцы предполагали, что протесты в Ливане будут направлены против Ирана и Сопротивления. Некоторые арабские и иностранные СМИ пытались помочь им в реализации этой задачи. Однако на практике это не соответствует действительности, так как подлинные требования протестующих связаны с социальными и внутриполитическими вопросами. Больше того, демонстранты даже потребовали, чтобы «Хизбалла» участвовала вместе с ними в акциях протеста». Касаясь обещаний Вашингтона оказать Ливану экономическую помощь в случае, если представители «Хизбаллы» не войдут в правительство, Хасан Насралла отметил: «Вы доверяете обещаниям США? Я вам советую не делать этого. Посмотрите, как США отрекаются от своих союзников. Некоторые арабские страны отказались от своей стратегии роли и силы в обмен на некоторую помощь США. Видите ли вы, что впоследствии они, действительно, вышли из своих кризисов? Посмотрите, как некогда влиятельные страны, подчинившись воле США, стали униженными и заурядными. Нас с вами ставят перед выбором отказаться от нашего суверенитета и нашей независимости. Это чистая провокация США против ливанских граждан». Он также опроверг слухи о том, что в случае нападения на Иран, ответный удар по американскому союзнику – Израилю, будет нанесен с ливанской территории.

Лидер «Хизбаллы» напомнил, что его партия изначально выступила против отставки правительства Саада Харири. Он сказал: «Когда премьер-министр Саад Харири подал в отставку, некоторые считали, что одержали победу, в то время как на самом деле — отняли время у ливанцев, и ситуация после того  лишь ухудшилась: возникли проблемы в целых секторах экономики, таких как топливо и пекарни, банковская сфера и прочее, что повлекло за собой столкновения на улицах. С тех пор, как правительство подало в отставку, мы больше не говорим о голоде или проблемах трудоустройства, а спорим лишь вокруг имени главы следующего кабинета и того, чего хотят американцы и европейцы по данной теме». Далее Хасан Насралла остановился на четырех возможных вариантах развития внутриполитической ситуации в Ливане. Первый вариант заключается в формировании «одноцветного» правительства из числа сторонников Коалиции 8 марта, то есть «Хизбаллы» и ее союзников – движения «Амаль», СПД и партии «Марада» Сулеймана Франжье. Лидер «Хизбаллы» признал этот вариант неправильным, так как он нарушает Национальный Пакт и Конституцию страны. Такой шаг, по его мнению, мог бы вызвать эскалацию напряженности в Ливане. Второй вариант, по его мнению, заключается в формировании монохромного кабинета из противников «Хизбаллы» из Коалиции 14 марта. Лидер движения также категорично не принял этот вариант. Третий и четвертый варианты, озвученные Хасаном Насраллой, заключались в формировании правительства национального единства из сторонников всех политических сил во главе с Саадом Харири или без него.

К середине декабря 2019 года Саад Харири внезапно приостановил консультации по формированию правительства Ливана. В ливанских политических кругах стали появляться спекуляции о том, что Саад Харири нарочно задерживает консультации по наущению американских партнеров для того, чтобы создать правительство технократов без представительства «Хизбаллы» и СПД. В этих условиях Коалиции 8 марта удалось реализовать вариант по созданию коалиционного правительства парламентского большинства. Используя парламентское большинство, «Хизбалла», «Амаль» и СПД провели 20 декабря через Национальное Собрание кандидатуру Хасана Диаба на пост премьер-министра Ливана. 60-летний Хасан Диаб является профессором инженерного факультета Американского Университета в Бейруте (AUB), специалистом по микроэлектронике. В 2011-2016 годах он был министром образования в правительствах Наджиба Микати и Таммама Салама. Х. Диаб известен как технократ без особых политических пристрастий. Журналисты газеты Orient le Jour отмечают, что наряду с Диабом обсуждалась и альтернативная кандидатура – кадрового дипломата, бывшего представителя Ливана в ООН Наввафа Салама, но союзники «Хизбаллы» предпочли именно Диаба.

Текущий политический кризис вызывал в декабре живейшие отклики в среде ливанского духовенства всех религиозных конфессий. 6 декабря патриарх маронитской церкви Ливана Бешара аль-Раи обвинил некоторые зарубежные посольства в том, что они упрощают миграционные процедуры, что содействует эмиграции христианской молодежи и способно в будущем привести к вымиранию христианской общины в Ливане. Патриарх отметил: «Я призываю молодых мужчин и женщин, юношей и девушек оставаться стойкими во время этого кризиса, как были стойкими во время последней войны их деды. Мы обязательно сохраним Ливан и восстановим его. Я понимаю вас, когда вы собираетесь на площадях, протестуя против несправедливости. Но не покидайте страну, черные облака уйдут и мы опять увидим светлое небо над Ливаном».

8 декабря православный митрополит Бейрута и Гор Ливанских Элиас Мар Ауди выступил с завуалированными нападками на движение «Хизбалла». Выступая на церемонии по поводу 14-й годовщины убийства ливанского журналиста и издателя Джебрана Туэйни, митрополит заявил о том, что Ливан управляется одной личностью и одной вооруженной группой. Н отметил: «Сегодня страна управляется одним человеком, против которого никто не может слова сказать и одной группой, прячущейся за своим оружием. Наши так называемые власти сами приговорили себя к смерти, в то время как народ ждут победа и воскресение. Рождение нового Ливана близко».