- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О попытках Германии обеспечить сохранение СВПД в условиях ирано-американской напряженности

Тема будущего ядерной сделки с Ираном для Германии является, пожалуй, второй по значимости в связи с ситуацией на ирано-американском треке, уступая, как кажется, лишь вопросу о военном присутствии в Ираке. СВПД является в глазах Берлина не только дипломатическим успехом, но и возможностью обеспечить самостоятельность европейской дипломатии. Важность второй составляющей существенно возросла после прозвучавшего в середине недели заявления президента США Д.Трампа, призвавшего Европу «оторваться от осколков» СВПД. Наконец, нельзя забывать и об экономических интересах ФРГ, страдающих от американских санкций.

В субботу стартовал визит федерального канцлера Германии А.Меркель в Москву, одним из пунктов в повестке дня которого значится иранская проблематика, обострившаяся на фоне последних событий в регионе. При этом особое внимание в этой обширной теме предполагается уделить именно ядерному соглашению с ИРИ. Немецкие политики и эксперты сходятся во мнении, что обойтись без России в данном случае не получится. Хотя Москва имеет значение, скорее, как элемент воздействия на Вашингтон, а не Иран. Как и в ситуации с выводом войск из Ирака, в Германии звучит довольно много предупреждений, что вакуум силы заполнит Россия, что позволит ей еще сильнее укорениться в регионе. Однако если копнуть глубже получается, что в самой ФРГ  в это верят с трудом, считая, что Кремль волнует Сирия, а не Ирак.

Будущее СВПД всерьез беспокоит и Бундестаг, где на текущей неделе прошли заседания профильных комитетов, посвященные данной проблематике. Их участники в большинстве своем сошлись во мнении, что на иранском направлении были допущены просчеты, однако, на их причины партии смотрят по-разному. «Альтернатива для Германии» считает, что надо было уже давно прислушаться к предупреждениям США. Так, представитель партии А.-П.Хампель полагает, что американский президент был прав, указывая на просчеты, но теперь есть условия для реформирования соглашения, поскольку ИРИ толкает к переговорам экономическая ситуация, а Д.Трампа – будущие президентские выборы.

Справедливости ради, стоит сказать, что формула «реформируйте или откажитесь» все же не американская, а израильская. Более того, озвучивший ее Б.Нетаньяху сейчас в еще более непростом политическом положении, нежели его американский партнер. И это, как кажется, определенный шанс для АдГ найти точки соприкосновения с Израилем. Однако действовать для этого необходимо с осторожностью и не через прямые контакты, а через Бундестаг, как и в случае с борьбой за полный запрет ливанской «Хизбаллы», когда активность правой оппозиционной партии способствовала тому, чтобы темой занялись и другие политические силы, имеющие менее противоречивую репутацию.

Мнений в Бундестаге было озвучено еще много. Так, Б.Джир-Сарай из СвДП призвал снабдить сделку неким дополнительным соглашением, возможной сути которого не раскрыл. Н.Рёттген (ХДС) утверждает, что СВПД «еще не мертво… но и не совсем живо». Из чего следует, что не совсем понятно, что дальше следует делать с соглашением. Примечательно, скорее то, что практически молчит младшая коалиционная партия СДПГ и лично министр иностранных дел Х.Маас. Последний, как отмечают журналисты, старается воздерживаться от комментариев, при этом уповая на то, чтобы выработать в Брюсселе совместный курс в сложившихся обстоятельствах.

Частично его обсуждением планировалось заняться в пятницу, на экстренно созванной встрече глав внешнеполитических ведомств. Однако, судя из слов бывшего министра обороны ФРГ, а ныне председателя Еврокомиссии У. фон дер Ляйен, результат уже давно известен. По ее словам: «с европейской точки зрения, для Ирана важно вернуться к ядерной сделке. Мы должны убедить Иран, что это и в его собственных интересах». Вот только иранский настрой реализации этого сценария явно не способствует. Кроме того, очевидно, что при таком раскладе задачей следующей станет возвращение в СВПД США, для чего нужна, как минимум, другая американская администрация.

Из всего этого можно сделать несколько выводов. Первый – внутриполитический. Заключается он в том, что несмотря на все разногласия правительственная коалиция по вопросу СВПД в целом едина. Причем общность подходов партий заключается не в том, что надо сохранить сделку, а в том, что пока ситуация нестабильна, лучше не предпринимать резких шагов. При этом любопытно, что Х.Маас, летом посещавший ИРИ для спасения СВПД, а также оспаривающий вмешательство нынешнего министра обороны ФРГ А.Крамп-Карренбауэр во внешнеполитические полномочия, крайне сдержан. И это, не исключено, способ дать претендентке на пост канцлера повод ошибиться. Второй вывод – внешнеполитический. На этом направлении ФРГ пытается сделать ставку на организации в лице ООН и ЕС. При этом в первом случае страна заинтересована в том, чтобы максимально использовать статус непостоянного члена СБ ООН, а во втором – в обеспечении для себя положения в списке важнейших посредников между США и Ираном.