- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О принятии новой авиационной техники на вооружение ВМС Пакистана

По информации интернет версии китайского военно-технического издания «Современные корабли» (официальный печатный орган китайской кораблестроительной корпорации) издания ВМС Пакистана официально приняли на вооружение несколько новых единиц авиатехники в ходе церемонии, состоявшейся 4 января 2020 года в присутствии начальника штаба ВМС адмирала Зафара Махмуда  Аббаси на военно-морской базе (ВМБ) «Мехран» в Карачи. Как сообщает китайское издание, среди новых платформ – второй ATR-72, модернизированный немецкой компанией Rheinland Air Service (RAS) к версии морского патрульного самолета MPA (maritime patrol aircraft). Самолет, получивший обозначение RAS-72 «Си Игл», был передан ВМС Пакистана после демонстрации на Парижском авиасалоне (17-23 июня 2019 года). Первый самолет этого типа был принят на вооружение ВМС Пакистана в декабре 2018 года. По оценке китайских специалистов самолет может применяться для морского патрулирования, противолодочной борьбы, поддержки поисково-спасательных и гуманитарных операций. По заявлению пакистанского командования, на вооружение также был принят еще один самолет ATR-72, который будет применяться для транспортировки грузов и десантирования и обеспечит гибкость применения сил специальных операций (ССО). Также 4 января были приняты на вооружение два разведывательных беспилотных летательных аппарата (БПЛА) «Луна NG» немецкой компании EMT, которые должны расширить возможности военно-морских сил по контролю обстановки на море и в прибрежных районах. По заявлению командующего, планы ВМС Пакистана также предусматривают приобретение боевых БПЛА для поддержки морских операций. Однако, китайские обозреватели отмечают, что адмирал не раскрыл подробности проекта. Известно, что RAS-72 «Си Игл» оборудован многорежимной РЛС с активной антенной решеткой с электронным сканированием, электрооптическими / инфракрасными датчиками, системой управления полетом AeroMission компании Aeordata, пусковыми установками гидроакустических буев, системой обработки данных, спутниковой системой связи, комплектом средств радиоэлектронной разведки, комплектом самообороны и двумя точками подвески вооружения для борьбы с подлодками противника. По данным китайских источников, помимо RAS-72, ВМС Пакистана применяют для морского патрулирования самолеты P-3C «Орион». Первая пара этих самолетов была приобретена в 1997 году. Впоследствии из состава ВМС США были заказаны еще восемь P-3C (включая один в качестве источника запчастей) общей стоимостью около 970 млн долл. Семь самолетов были модернизированы перед поставкой. Первые два P-3C «Орион» были переданы ВМС Пакистана в США в апреле 2010 года и вскоре после этого приступили к полетам с авиабазы «Мехран». Поставки продолжались до конца 2012 года. В мае 2011 года во время атаки талибов на ВМБ «Мехран» два самолета «Орион» были уничтожены. Известно, что базовая патрульная авиация (БПА) ВМС Пакистана является важным элементом системы разведки и наблюдения за исключительными территориальными водами. Суммарная площадь морских районов, находящихся под контролем составляет 295 000 кв. км и как отмечают китайские специалисты основной объект поиска это дизель-электрические и атомные подводные лодки  ВМС Индии, осуществляющие регулярное патрулирование западной части Индийского океана. Кроме выполнения основных задач по предназначению, экипажи самолетов-разведчиков БПА ВМС Пакистана периодически выполняют полеты вдоль сухопутной части пакистано-индийской и пакистано-афганской границы. В первом случае основная задача – сбор информации об активности индийских военных, тогда как во втором основными объектами внимания разведчиков ВМС являются отряды исламистов, действующие в приграничных районах.  Кроме Р-3С на вооружении авиационных подразделений ВМС Пакистана находятся устаревшие противолодочные самолеты Fokker F-27, однако, фактически, они выведены из эксплуатации, поскольку ресурс планеров исчерпан и дальнейшие полеты представляют опасность для экипажей. Кроме того, бортовое оборудование F-27 не поддается модернизации. В заключение хотелось бы отметить, что в современных условиях ВМС Пакистана вполне могут приобрести противолодочные самолеты-разведчики в КНР. Как известно, самолетостроительные предприятия КНР осуществляют серийный выпуск подобных летательных аппаратов под обозначением «Юнь-8» (Y-8GX6). По данным из китайских источников, данные самолеты с турбовинтовыми двигателями составляют основу противолодочных сил ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В подтверждение перспектив по расширению военно-технического сотрудничества КНР и Пакистана в области БПА можно отметить следующие события, произошедшие в декабре 2019 года. Так, 18 декабря 2019 г. на заводском аэродроме Чэндусского авиастроительного предприятия первый тестовый полет выполнил совместный китайско-пакистанский прототип новейшей модификации истребителя JF-17 Block III, всего Пакистаном заказано 50 самолетов. Кроме того, по информации СМИ КНР, в 27 декабря 2019 г. на авиастроительном предприятии «Камра» (расположено на авиационной базе ВВС Пакистана) состоялась церемония передачи пакистанским военным восьми истребителей JF-17B в двухместной модификации, которые предназначены для одной из эскадрилий оперативно-тактической авиации, всего  Пакистан получит на вооружение 26 таких самолетов. Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов о наличии перспектив китайско-пакистанского военно-технического сотрудничества в области базовой патрульной авиации.