- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новом режиме пограничных гуманитарных операций в Сирии

Практически сразу после новогодних каникул членам Совета Безопасности ООН удалось согласовать новую резолюцию по режиму проведения пограничных гуманитарных операций для содействия Сирии.

Одобренная 11 голосами при 4 воздержавшихся (Россия, Китай, США и Великобритания), новая резолюция Совета Безопасности 2504 стала результатом взаимных компромиссов. Напомним, в конце декабря Совбез ООН оказался в тупиковой ситуации из-за разногласий в позициях Москвы и Пекина, с одной стороны, и Вашингтона с союзниками, с другой. В итоге вся перспектива продления на седьмой год мандата ООН на гуманитарные поставки в Сирию с территории соседних государств оказались под угрозой. В самом начале января 2020 года пятерке постоянных членов Совбеза понадобилось четыре раунда неформальных консультаций, чтобы прийти к компромиссу.

Несмотря на кажущийся технический характер, новая резолюция Совбеза 2504 имеет важнейшее значение для будущего политического процесса в Сирии. Она устанавливает новый режим осуществления пограничных операций, и в этом смысле ее значение сложно переоценить. По сути впервые с 2014 года резолюция ограничивает количество пропускных пунктов для поставок гуманитарных грузов с нынешних четырёх до двух и вдвое сокращает сроки пересмотра самого мандата резолюции — с 1 года до 6 месяцев.

Примечательно, что наиболее спорным вопросом, по которому стороны долго не могли договориться в кулуарных переговорах стал вопрос о закрытии пропускного пункта Аль Ярибия на границе с Ираком. США, Франция и Великобритания до последнего настаивали на сохранении его оперативной функции, аргументируя свою позицию тем, что только за 2019 год более 40 гуманитарных конвоев ООН задействовали этот пункт для доставки помощи и что в последние месяцы гуманитарные нужды на северо-востоке Сирии, особенно в сфере медицинской помощи, наоборот, продолжают расти. Однако в конечном счёте Вашингтон с партнёрами были вынуждены отступить. В отношении целесообразности прекращения гуманитарных операций через сирийско-иорданскую границу таких вопросов не возникало.

Ещё один важный новый параметр резолюции СБ ООН 2504 — сокращение с 1 года до 6 месяцев сроков пересмотра мандата резолюции. Теперь, Дамаск получает больше шансов ускорить пересмотр условий резолюции с тем, чтобы окончательно закрыть этот вопрос. Даже с психологической точки зрения, обязательный характер рассмотрения данного вопроса каждые 6 месяцев по сути выводит на путь сворачивания данной гуманитарной миссии.

В практическом смысле Дамаск с принятием новой резолюции от 10 января 2020 года укрепляет таким образом свой суверенитет и контроль по периметру сирийских границ, оставляя де-факто точки доступа гуманитарным партнерам исключительно на территорию провинции Идлиб со стороны турецкой границы.

Объективно, Дамаск пока не в состоянии повлиять на эту ситуацию, поскольку не контролирует данный участок сирийско-турецкой границы, да и саму провинцию Идлиб. Тем более, что сохраняя точки доступа в Идлиб для международных гуманитарных организаций, Дамаск снимает с себя всю полноту ответственности за судьбу 1.4 млн нуждающихся в гуманитарном содействии жителей Идлиба, которым сирийское правительство и его союзники на сегодняшний день объективно не способны помочь, поскольку не имеют беспрепятственного гуманитарного доступа в эти районы. С возобновлением режима пограничных гуманитарных операций Сирия и ее союзники (прежде всего — Россия) нейтрализуют таким образом обрушившуюся на них в последние недели критику и обвинения со стороны западных стран и подконтрольных им журналистов и гуманитарных организаций.

Сохранение гуманитарных коридоров из Турции в Идлиб тем более важно для Дамаска и его союзников, поскольку на первые месяцы 2020 года запланирована новая наступательная операция по зачистке Идлиба от террористов. В этом контексте сохранение гуманитарного доступа к гражданскому населению Идлиба представляется важным элементом, чтобы противодействовать покровителям оппозиции Идлиба, в том числе на информационном поле. Согласно недавнему заявлению в начале января заместителя Генерального секретаря ООН М.Лоукока, по состоянию на декабрь 2019 года на севере и северо-западе Сирии через пограничные пункты с турецкой стороны (имеются в виду провинции Идлиб, Ракка и Хасеке) гуманитарная помощь была оказана 4 млн человек. Сохранение режима пограничной операции на сирийско-турецкой границе позволит обеспечить непрерывность оказания помощи даже в случае роста числа нуждающихся при условии активизации боевых действий в Идлибе.

В то же время, согласно положениям новой резолюции два других ранее действующих пропускных пункта на границе Сирии с Ираком и Иорданией закрываются — теперь любую гуманитарную помощь населению в прилегающих к границе сирийских провинциях гуманитарные организации системы ООН обязаны тесно координировать исключительно с сирийским правительством в Дамаске, как того требуют принципы международного гуманитарного права.

В политическом поле принятие резолюции СБ ООН 2504 — очередной важный шаг на пути восстановления территориальной целостности и суверенитета Сирии. Дамаск таким образом окончательно укрепляет и централизует контроль над механизмом распределения внешней гуманитарной помощи по линии ООН и других гуманитарных партнеров внутри Сирии. Отметим также, что по мере освобождения от террористов новых территорий Идлиба, объемы гуманитарных поставок из Дамаска будут только расти, смещая баланс в его пользу. Думается, с освобождением последнего оплота террористов — провинции Идлиб — установленный в 2014 году режим пограничных гуманитарных операций в Сирии с территории соседних государств будет окончательно демонтирован.